Этот текст потерял немного своего обаяния из-за Роскомнадзора, версия без цензуры и немного больше интересного — здесь
Как следует заключить из воспоминаний современников, Дега был очень эклектичной натурой. Например сохранилось много воспоминаний Поля Валери, где он с нежностью пишет о художнике: "блестящий и несносный Дега", "он забавляет, ужасает, веселит". И мое любимое:
Он язвит, он изображает в лицах, он сыплет шутками, выдумками, изречениями, он произносит апологии и высказывает суждения, обнаруживая самую умную несправедливость, самый верный вкус, самую слепую, но и самую проницательную страсть.
Вместе с тем, современники вспоминают, что он имел вспыльчивый характер, не любил шума и суеты, хотя, как мы видим по сюжету большинства его работ, ему приходилось бывать в центре событий чаще, чем хотелось бы (бесконечные балетные выступления, скачки, кафешантаны). Проще говоря, был он хиккой и остроумным мизантропом, который был вынужден часто выходить в свет.
Очень красноречиво о скверном характере живописца рассказывает тот факт, что молодые художники даже "играли в Дега". Суть игры была в том, чтобы как можно вежливее обидеть оппонента. Я нахожу это очаровательной забавой.
Кстати, я разделяю позицию Дега в том, чтобы издеваться только над теми людьми, которые были ему интересны и симпатичны. Опять же, Поль Валери, который не был его близким другом, пишет:
Он был со мной очень любезен, как бывают любезны с людьми глубоко безразличными.
Много воспоминаний о жизни, творчестве манере общения Дега я прочла, но среди них не было ничего о его личной и сексуальной жизни. Да как так, он же прожил 83 года? Я начала искать. Надеялась, что отыщу чудесную драму о том, как он в юности потерял любовь всей своей жизни и остался верен ей до самого конца. Или о том, что он был влюблен в одного из своих друзей, в крайнем случае. Не-а. Никакой информации о том, кто грел его постель и будоражил душу.
Дега много рисовал женщин, это была основная тема его работ, она же и стала гангреной для его репутации. Дега написал цикл работ "Купальщицы", где изобразил женщин, принимающих ванны. Позволю здесь выразить свое личное мнение: эти женщины в неглиже прекрасны, они нежно омывают себя губкой, расчесывают длинные, непослушные волосы, обтираются полотенцем, будто вовсе не замечают художника. Они написаны изящными, стройными и грациозными, Дега сумел очень точно передать всю красоту процесса дамского туалета. Сам Дега писал:
Обнаженные фигуры обычно изображают в позах, заранее рассчитанных на зрителя. Однако я пишу скромных, простых женщин из народа, которые заняты обычным уходом за своим телом... Это все равно, что подсматривать за ними через замочную скважину
Эта серия работ стала одной из главных причин нападок на живописца.
В 1894 году жан Франсуа Рафаэлли заявил, что Дега «пытается принизить тайные формы Женщины» и что он «явно не любит женщин». Претензия аргументировалась словами одной из натурщиц которая якобы жаловалась:
Странный господин: целых четыре часа сеанса потратил на то, чтобы расчесать мне волосы.
Берта Моризо в своих воспоминаниях, — на минуточку — , тоже рассказывала, что Дега очень выматывал натурщиц. Позировать для него, по её словам, было тяжким трудом. Но это ни в ком случае не упрек, Берта с восхищением вспоминает о работе Дега. Известный факт: Дега рано начал терять зрение, и очень стремительно слеп. Поэтому Берта также упоминает, что когда женщины ему позировали, он наносил прямо им на кожу мазки краски, чтобы ему было легче видеть очертания контура и определять пропорции.
Слушайте, на мой взгляд, Дега имел право нарисовать что-либо на модели, которой он платил за позирование. И если уж художник изображает расчесывание волос, то она, конечно, удивится, но во время позирования ей будут расчесывать волосы (ничего себе, открытие).
Эдмон де Гонкур писал, что у него есть знакомый, у которого была любовница, у которой была сестра (ну вы поняли цепочку),..., которая говорила, что Дега "не оснащен для любви". Ох, эти "панчи про вот такой" (с мизинчик) — апогей женской обиды.
Следующая неприятная история начинается с Томаса Стернза Элиота, был такой поэт и критик в прошлом веке. Современные литературоведы и исследователи культуры очень любят изучать творчество Элиота на предмет наличия там дискриминаций и всяких разных оскорблений чувств.
Литератор словил в исследовательских кругах титул как антисемита, так и женоненавистника. Чувак, как же так, я ввела "Томас Элиот" на вандерзине, а про тебя ни одной статьи. Ладно, к делу.
В 1995 году вышла книга Энтони Джулиуса «Т.С.Элиот: Антисемитизм и литературная форма», начинающаяся словами:
Антисемиты бывают разными, одни ломают евреям кости, другие ранят еврейскую душу. Элиот подпадает под вторую категорию. Он вел себя цивилизованно по отношению к евреям, с которыми был лично знаком, но нанес обиду тем, кто знал только его творчество
Затем Джулиус вписывает антисемитизм Элиота в стандартную схему "расизм, шовинизм, антифеминизм" и политкорректную теорию инаковости. В разделе "Антисемитизм, женоненавистничество, расизм" он пишет следующее:
В его [Элиота] творчестве "женщины", "евреи" и "негры" являются "чужаками", хотя и не вполне взаимозаменяемы.
Эх, Элиот, Мартина Лютера Кинга на тебя нет.
Короче, это все к чему. Надеюсь, вы помните, в конце 1880-х Дега встал на сторону антисемитов в деле Дрейфуса. Поэт Том Полин тоже помнит. В 1996 году, побывав на выставке Дега в Национальной галерее и припоминая случай с Дрейфусом, он пишет:
Я размышлял, как это повлияло на его живопись. По картинам этого не видно, и я сказал себе: наверное, надо восхищаться их красотой. Но потом я прочитал исследование об Элиоте, где говорилось, что женоненавистничество и антисемитизм тесно связаны, и осознал, что на этой выставке мы видим женщин в уродливых позах… Они как животные, выставленные на забаву, как звери в зоопарке. Здесь глубокая, глубокая ненависть к женщинам, думал я, что же мне это напоминает, как будто врач из концлагеря создал эти фигуры… Я оказался внутри головы глубоко, глубоко озлобленного человека… Я думаю, здесь закодировано вот что — он представляет себе женщину на толчке, это его эротизм. Он представляет себе сиськи и задницы, женщин, которые подтираются, — и я все думал, а что скажут об этом дети? — женщина подтирается, снова и снова.
Во дела. Нехилое воображение, чувак.
А вот еще одно высказывание критика Тобиа Беццола, уже нашего с вами современника:
Неизвестно, были ли у Дега сексуальные отношения с женщинами; во всяком случае, тому нет никаких свидетельств … [Его] серия монотипий, изображающая сцены в борделе, — яркий пример вуайеризма и отвращения к женской сексуальности.
В общем, предоставлю вам самим судить об отношении Дега к женщинам и об адекватности суждений, высказанных о нем. Я же нахожу его работы скорее преисполненными восхищения красотой женских движений. А уж работы, посвященные балеринам, на мой взгляд, и вовсе кричат зрителю о том, как Дега много лет очаровывался их способностью скрыть тяжелый физический труд за плавными и грациозными балетными па.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Авиньонская девица»