«Новичок» попал из России в Европу в 1990-е, пишет историю немецкий портал Sueddeutsche. Поэтому Британия так «быстро» вспомнила о нем после отравления Сергея и Юлии Скрипачей. О давней доставке яда в Швецию и опытами над ним знали в странах НАТО.
Сегодня весь мир знает «Новичок», в основном, как форму так называемого бинарного химического оружия. Когда два сравнительно безвредных вещества могут быть объединены непосредственно перед использованием.
В начале 90-х годов у Запада были опасения, что Советский Союз, возможно, разработал новое химическое оружие, более ядовитое, чем все, что уже есть в его арсенале. Утверждения были, а доказательств не было.
Конец 1980-х – время большого беспокойства и рискованных операций. Западные спецслужбы хотели воспользоваться слабостью бывшего противника, привлечь источники и украсть секреты.
Немецкая служба разведки BND всегда была впереди. Немцы очень интересовались военным материалом СССР, но могла ли страна его внедрить? Германия подписала так называемые парижские соглашения в 1954 году. И одним из условий был отказ от оружия массового уничтожения. Германия изобрела ядовитый газ и впервые использовала его в Первой мировой войне. И потом поклялась, что больше ничего не собирается делать с этой дьявольской игрушкой.
В начале 90-х во время тайной операции немецкая разведка через Перебежчика из России добралась до опасных химических боевых веществ. Все держалось в секрете. В правительстве Германии обсуждалось, может ли Германия позволить ввезти в страну новый, очень опасное оружие, русский «Новичок». Речь шла не о тоннах, а о миллиграммах, и не о военной, а о разведывательной операции.
С падением Советского Союза число тех, кто стремился заработать деньги изменой и выдачей тайн, резко выросло. BND уже некоторое время присматривалась к одному российскому ученому, а после разрушения СССР он и сам предложил предоставить образец нового нервного яда. В обмен на то, что он с семьей переселится на Запад. Предположительно, его вела на эту сделку совесть.
Русский ученый прибыл непосредственно в штаб-квартиру BND в Пуллах под Мюнхеном через Украину и Австрию. А тщательно упакованный образец яда, по-видимому, немного позже привезла на Запад его жена.
В канцелярии Германии было принято решение искать нейтральную страну, которая проанализирует вещество. Выбор пал на Швецию. Формула, которую извлекли шведы из пробы яда, расшифровывает одну из величайших тайн погибшего Советского Союза. И в федеральном правительстве Германии обсуждалось, что делать с этой информацией.
По решению экс-канцлера Гельмута Коля о «Новичке» проинформировали ближайших союзников по НАТО, а затем немцы вместе с США, Великобританией, Францией, Канадой и Нидерландами создали секретную рабочую группу, в которой обмениваются информацией о «Новичке». В некоторых странах НАТО для испытаний защитной одежды и поиска методов медицинского лечения даже тайно производилось небольшое количество яда.
Именно эта долгая история позволила англичанам в кратчайшие сроки после нападения на Скрипалей определить, чем они были отравлены. Соллсберри находится недалеко от британского научно-исследовательского института «Porton Down», эксперты которого знали все, что BND и другие узнали о «Новичке».
На пике Сценария, когда началось массовое выдворение российских дипломатов из США и Европы, посол России в Лондоне сказал: «Мы не производили и не хранили «Новичок». Россия говорит правду. Но правда и то, что сам «Новичок» уже давно уже не является секретом. Поэтому англичане и осмелились вовсю потоптаться на тезисе о том, что яд мог прийти только из России.
После покушения на Скрипалей некоторые из немногих чиновников, которые до сих пор помнят немецкую операцию «Новичок», обратились к своему начальству, например, в Минобороны. И сверхсекретные файлы извлекаются из архива.
Сегодняшнее Федеральное правительство хочет знать, что же тогда было. Потому что обмен ударами между Россией и Западом через «Новичок» будет продолжаться.