Найти тему

СДВГ. Тайм-аут и еще 9 способов помочь себе и ребенку.

Канал Мир Прекрасного Здоровья предоставляет справочную информацию. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. Адекватная диагностика и лечение болезней возможны только под наблюдением добросовестного врача.

Публикация 038. В прошлой статье мы рассматривали основные понятия связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Его проявления и как можно его лечить. Напомним, что у детей до 3-х лет СДВГ проявляется слабо, хотя заметить можно. Особенно ярко проявляется, когда ребенку исполнится больше 5-ти лет. Диагноз СДВГ ставится, если симптомы проявились в дошкольном возрасте, если проявлялись в различных ситуациях (в садике, школе, в семье, в гостях и т.д.), если симптомы проявлялись устойчиво на протяжении 6-ти и более месяцев, если симптомы приводят к социальной дезадаптации, если эти симптомы не вызваны другим психическим расстройством (аутизм, шизофрения, депрессия, и другие нервные расстройства), проявляется сразу несколько симптомов.

У дошкольников выглядит как: абсолютный непоседа, часто бросает то, чем начал заниматься, не реагирует на замечания, не реагирует на обращенную к нему речь, играет в игру не больше 3-х минут, не чувствует опасность, как будто все время испытывает судьбу.

У младших школьников выглядит как: забывчивость, может заниматься чем-то не больше 10-ти минут, не может организоваться, собраться куда-либо, неуправляемый, когда нужно успокоиться и посидеть тихо, постоянно требует к себе внимание, невзначай или намеренно нарушает правила.

Дети с СДВГ нуждаются в руководстве, в помощи и понимании своих родителей, воспитателей, учителей. Если воспитатели отказываются относиться с пониманием к такому ребенку, то родителям необходимо во что бы то ни стало сменить детский сад. Тирано-подобные воспитатели и учителя будут действовать губительно на психику такого ребенка и только усугублять ситуацию. Помочь родителям могут специализированные детские центры, в которых работают неврологи, дефектологи и психологи особенно, если они специализируются на корректировке детей с аутизмом, СДВГ и другими нервными расстройствами.

1. Хорошим началом будет установка тайм-аутов (передышек), когда ребенок не может остановиться, а родители начинают впадать в истерику из-за поведения ребенка. Сначала с ребенком обговаривается, что вводится правило, по которому, если родитель замечает, что ситуация выходит из под контроля (желательно заранее научиться замечать это), то ребенок отправляется на передышку. Во время игры ребенок может перевозбудиться, начать все ломать, обзываться, драться и т.д. Сам остановиться он не сможет. Поэтому родители должны заранее, по начальным признакам заметить, что ребенок входит в возбужденное состояние и принять все меры, чтобы ребенок удалился на Передышку. Передышка может выглядеть как сидение ребенка на стульчике в одиночестве какое-то короткое время, до успокоения, или совместное чтение книги, или какая-нибудь настольная игра, но лучшим будет, чтобы ребенок в это время находился все-таки один. Возможно, сразу ему будет трудно то делать, поэтому от родителей требуется настойчивость и терпение.

Также полезным будет для родителей пройти какие-нибудь короткие курсы по управлению стрессом. Это необходимо, чтобы более терпеливо относиться к возбужденному поведению ребенка.

2. Необходимо установить в доме правила. Правила должны действовать на всех и соблюдать их нужно без поблажек. Правила должны быть простыми и понятными. Скорее всего ребенку с СДВГ будет сложно усвоить более одной инструкции за раз. Например: «Убери игрушки с пола», «сложи одежду в шкаф». Ребенок должен понимать, как он себя может вести, а как вести нельзя и какие последствия это будет иметь вообще и для него. Во время объяснения правила ничего не должно отвлекать ребенка. Попросите ребенка повторить те указания, которые вы дали. Можно во время выполнения задания включать любимую ребенком музыку. Старайтесь постепенно, чтобы ребенок сам вспоминал свою обязанность и сам ее выполнял. Обязательно давайте свою оценку выполненной задаче, стараясь избегать отрицательной оценки. Придерживайтесь терпения, если ребенок не смог выполнить правило. Если он попытался, то похвалите его «Это было отличное начало и в следующий раз у тебя получится!», «Это было гораздо лучше, чем в прошлый раз. Ты молодец!»

3. Структурируйте домашнее пространство. В том месте, где ребенок занимается ничего не должно его отвлекать (телевизоры, планшеты, компьютеры, телефоны и т.д.). Все игрушки должны убираться на место, поэтому купите больше контейнеров, для хранения игрушек. Поощряйте ребенка, если он прибирает свои вещи. Это очень важный для него навык. При выполнения домашнего задания (для подготовишек и школьников) пусть ребенок выполняет их как ему удобно: за своим столом, за кухонным столом, на полу, возле вас или в одиночестве – это его право, главное, чтобы он не отвлекался, а если отвлекся возвращайте его внимание и поощряйте, если он сам смог вернуться к своей работе.

4. Установите режим дня. Он необходим детям с СДВГ. Для них важна предсказуемость, а режим дня как раз будет ее задавать и ребенок будет понимать, что сейчас, а что потом и не будет находится в растерянности.

5. Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Это непривычно для нас – родителей, потому что мы привыкли реагировать на плохое поведение, чтобы его изменить. Дети с СДВГ должны знать, что наказание будет всегда на какие-то нарушения правил. И наказывать вы должны в 100% случаев. Это не должен быть крик или битье. Это лишение чего-то, что ребенку очень хочется, но, например не является полезным, например сладкое, просмотр телевизора, игры в компьютер. Хвалить же нужно за все, когда ребенок сам что-то сделал правильно. Таким образом, похвалы должно быть больше, чем наказаний.

6. Поощряйте ребенка за прикладываемые усилия и выполняемую работу, нежели за результат. Важно, чтобы ребенок получал радость от процесса, пусть даже от вашей похвалы или от обещанной награды. Награду он должен обязательно получить, даже, если результат не был достигнут, но вы видели, как он старался. Можно установить систему накопления баллов, но не слишком долгую. Ребенок не должен ждать вознаграждение слишком долго, особенно ребенок с СДВГ.

7. Хвалите и обращайте внимание ребенка на его сильные стороны, на его таланты. Они есть у каждого ребенка (кто-то быстро бегает, кто-то хорошо ударяет по мячу, у кого-то хорошая память, кто-то любит конструировать из ЛЕГО и т.д.). Таким образом, будет повышаться его самооценка, потому что дети с СДВГ очень страдают от заниженной самооценки. К сожалению, у них гораздо больше случаев, когда их самооценка страдает по сравнению с другими детьми. Поощряйте их в этих достижениях, предоставляйте больше возможностей в тех областях, где у них лучше получается, пробуйте смежные области, например езда на велосипеде и роликовые коньки. Сами тоже «вставайте на лыжи» рядом, чтобы подбодрить и усилить уверенность ребенка, но давайте быть ему самостоятельным в каких-то вопросах. Пусть, например сам определит, на чем он сегодня поедет к бабушке: на роликах, велосипеде или самокате.

8. Пусть выплескивает свою энергию. Пусть занимается спортом в свое удовольствие. Если не хочет посещать жестко регламентированные тренировки по футболу найдите для него секцию с более щадящими тренерами, например футбольную секцию Чемпионику (есть во многих крупных городах), где важнее не спортивные достижения, а любовь к спорту вообще. Или поменяйте на другой вид спорта. Лишь бы вашему ребенку нравилось. Это процесс творческий, поэтому подходите гибко, не упирайтесь в свои убеждения (что девочка не должна играть в футбол или что мальчик не должен заниматься танцами), а ориентируйтесь на своего ребенка.

9. При походе в гости или в кино или на концерт обязательно предварительно обговорите правила поведения. Укажите, что ребенку будет если он будет их соблюдать и чем ему грозит, если он соблюдать правила не станет, например: «твой друг, не пустит тебя в следующий раз, если ты начнешь ломать его игрушки» и др.

Если идете куда-то, в гости или в поликлинику обязательно возьмите какую-нибудь игрушку, чтобы ваш ребенок с СДВГ не скучал там. Игрушку или книжку пусть выберет сам.

Старайтесь отдыхать, как только появляется возможность. Если Ваш ребенок постоянно привлекает ваше внимание, например к просмотру мультика, но вы в этом время рассчитываете на отдых, объясните ему, что мультик – это его отдых, а ваш отдых – другой, поэтому вы не можете отвлекаться на его отдых. Он не обидится.

Благодарим Вас, что ставите оценку (большой палец вверх), когда статья показалась интересной. Вам нетрудно, а благодаря вашей оценке кто-то еще, кому она может быть интересна сможет прочитать эту статью.