Найти в Дзене
ВЂСТНИКЪ

10 любопытных фактов о Москве и быте

Оглавление

Старая Москва.12 марта 1918 года Москве был возвращен статус столицы России, который до того момента принадлежал Петрограду. Какой была столица тех времён, ярко рассказал в своей книге «Москва и Москвичи» Владимир Гиляровский. Мы собрали 20 цитат из этой книги, которые позволяют окунуться в быт столицы начала века. Возможно, в старой Москве кто-то узнает и Москву сегодняшнюю.
Старая Москва.12 марта 1918 года Москве был возвращен статус столицы России, который до того момента принадлежал Петрограду. Какой была столица тех времён, ярко рассказал в своей книге «Москва и Москвичи» Владимир Гиляровский. Мы собрали 20 цитат из этой книги, которые позволяют окунуться в быт столицы начала века. Возможно, в старой Москве кто-то узнает и Москву сегодняшнюю.

1. Дорожное движение

Театральный проезд, вид на Лубянскую площадь.
Театральный проезд, вид на Лубянскую площадь.

Первое МВД было создано в России в 1802 году. Отныне стражи порядка стали подчиняться этому ведомству. С развитием прогресса, отменой крепостного права работы у полицейских только прибавилось. Освобожденные крестьяне массово ринулись «осваивать» города, и по некоторым данным, к концу XIX века в стране насчитывалось более миллиона официально зарегистрированных повозок. Примерно в это же время в городах вводятся «Правила для извозчиков» и «Правила для содержателей общественных карет». Вот здесь-то и выявляются любопытные детали. Оказывается, эти нормативные акты вводили обязательный «техосмотр» экипажей и обязывали выдавать разрешения на право их эксплуатации! Старые, ветхие, неисправные «средства передвижения» подлежали конфискации или ремонту. Помимо этого, экипажи должны были снабжаться специальными покрывалами – чтобы пассажиры могли укрыться от пыли или непогоды. В темное время суток на козлах слева и справа от извозчика зажигали два свечных или газовых фонаря. Регламентировался внешний вид экипажа. Извозчики были обязаны покрывать повозки снаружи черным лаком или обивать лаковой кожей, пассажирские места — красным или черным материалом, а «кресло водителя» — обыкновенным синим сукном.
Чтобы получить «Извощичий билет» (так назывались в 18 веке водительские права) кучер (не моложе 18 лет!) должен был сдать комплексный экзамен – на знание Правил дорожного движения, географии, и не должен был употреблять спиртное, бранные слова.

2. Питейные заведения

В иерархии дореволюционного общепита самыми низкосортными заведениями считались кабаки и трактиры, в которых подавали блюда русской кухни, но так было не всегда. Изначально они предназначались вовсе не для «подлого люду», а для обеспеченных господ, нередко иностранцев, не державших собственной кухни. Одно из первых таких заведений, построенное в 1720 году в Санкт-Петербурге на Троицкой площади, называлось «Трактирный дом». Прославилось оно тем, что завсегдатаем здесь был царь Петр I, любивший выпить чарку-другую анисовой водки. Владельцами первых отечественных трактиров становились иностранцы, и кухня в них была обычно заграничной — выбор блюд и алкогольных напитков отличался разнообразием и изысканностью.

Первые трактиры были полноценными ресторанами, однако при преемниках Петра I они стали более демократичными заведениями. Хозяевам запретили продавать водку и пиво, устанавливать в залах бильярдные столы. И владельцы стали готовить более простую еду и подавать гостям вино подешевле. Иностранную кухню сменила русская, а прислуга именовалась не «официантами», а «половыми». В трактиры хлынули извозчики, рабочие, мелкие ремесленники — люди с небольшим достатком. Многие трактиры не закрывались до 7 часов утра, что привлекало публику, которую нельзя было назвать приличной. Чистотой заведения общепита не отличались, в них было всегда шумно, а перебравшие посетители часто устраивали потасовки. Однако в трактиры все равно ходили не только простолюдины, но и аристократы. Последних привлекала возможность понаблюдать за «простой жизнью»

В питейном заведении.
В питейном заведении.

3. Бани

"Москва без бань - не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал - это баня. Причем, все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами." В те времена были популярны четыре бани: Сандуновские, Хлудовские, Краснопресненские и Челышевские.

Сандуновские бани

Покинув Петербург, продав драгоценности, подаренные императрицей на свадьбу, Сила Сандунов и Елизавета Уранова потратила средства на строительство в 1808 году старейших и известнейших на сегодняшний день бань Москвы.

После смерти Сандунова бани несколько раз меняли своих владельцев, пока в конце XIX века не перешли к дочери миллионера-лесопромышленника Ивана Фирсанова Вере, на деньги которой ее муж Алексей Ганецкий (иногда пишут Гонецкий) перестроил Сандуновские бани, превратив в настоящий «дворец для бань, которого Москва еще не видела». Ганецкий объездил все страны востока и запада, где банное дело наиболее популярно. Все прежние корпуса Сандуновских бань были снесены, на их месте к 1896 году возведены новые здания. Ни по стилю (сочетание барокко, ренессанса, рококо, готики, классицизма), ни по инженерным системам «новые» Сандуны не имели аналогов в Москве.

Сандуновские бани. Бассейн.
Сандуновские бани. Бассейн.

Хлудовские бани

Успех Силы Сандунова не давал предпринимателям покоя, и в 1889 году по заказу купца Герасима Хлудова был построен комплекс доходных домов и бань Хлудовых. Первый корпус возвели в 1881-м, но строительство продолжалось еще двенадцать лет. Хлудов также планировал построить маленький дворец в восточном стиле и даже приказал заложить фундамент, но неожиданно заболел. Умер он на 64-м году жизни. Торжественное открытие комплекса состоялось уже после смерти Хлудова, в 1893 году. Все наследство осталось четырем его дочерям, которые были практичней отца и решили вместо восточного дворца построить шикарные бани, в коих город в те годы нуждался. Огромные залы с потрясающим декором ничуть не уступали Сандунам.

Краснопресненские бани

Краснопресненские бани были государственными до середины XIX века, когда у города их купили ямщики Бирюковы, у которых они оставались до Октябрьской революции 1917 года. Бирюковы были старообрядцами. Рассказывают, что ямщики посещали баню после каждого возвращения в Москву из дальнего пути, то есть обычно два-три раза в неделю.

В конце 1905 года пресненские революционеры организовали в банях госпиталь. В перерывах между боями там парились дружинники, которые обороняли баррикады у Горбатого моста и у Кудринской площади. Здание бань сильно пострадало от обстрела правительственных войск. В 1908 году они были заново восстановлены. После революции поменял название район, были переименованы улицы, бани были названы Краснопресненскими, но в народе их все равно именовали Бирюковскими.

Челышевские бани

В центре снимка — Птичья башня Китай-города (единственная из сохранившихся до наших дней башен). Справа от нее вывеска «Торговые бани». Это знаменитые Челышевские бани (Челыши). Сейчас на их месте гостиница «Метрополь.
В центре снимка — Птичья башня Китай-города (единственная из сохранившихся до наших дней башен). Справа от нее вывеска «Торговые бани». Это знаменитые Челышевские бани (Челыши). Сейчас на их месте гостиница «Метрополь.

Там, где сейчас в Театральном проезде стоит гостиница «Метрополь», раньше располагались Челышевские бани, открытые купцом Петром Челышевым во дворе своего домашнего комплекса. Воду в эти бани изначально подавали из большого и глубокого колодца при помощи журавля и из реки. А с открытием московского водопровода у Челышевских бань появился бассейн с чистой мытищинской водой.

4. Коммунальные службы

Трубную площадь и Неглинный проезд почти до самого Кузнецкого моста тогда заливало при каждом ливне, и заливало так, что вода водопадом хлестала в двери магазинов и в нижние этажи домов этого района. Происходило это оттого, что никогда не чищенная подземная клоака Неглинки, проведенная от Самотеки под Цветным бульваром, Неглинным проездом, Театральной площадью и под Александровским садом вплоть до Москвы-реки, не вмещала воды, переполнявшей ее в дождливую погоду. Это было положительно бедствием, но «отцы города» не обращали на это никакого внимания.

Уличный потоп.
Уличный потоп.
Поливка улиц на Театральной площади.
Поливка улиц на Театральной площади.

5. Криминал

В царской России повсеместно подделывали все, что употреблялось в пищу
В молоко для увеличения жирности добавляли бараньи мозги, в сливки, чтобы они казались гуще,— мел. Муку делали из смеси зерновых с семенами ядовитых сорных трав. Или добавляли в нее картофельный крахмал, который стоил гораздо дешевле качественной муки. В прокисшее пиво бросали известь, чтобы имитировать приличный вкус и вид... В конце XIX–начале XX века натуральное вино стало большой редкостью. Анализы, произведённые в Крыму и Бессарабии, на Кавказе и на Дону, показали, что очень многие «вина» готовятся из воды, сахара и спирта и не содержат ни капли виноградного сока
Плохо было и с консервами: одно из громких уголовных дел было заведено после отравления консервированным зелёным горошком людей в разных городах. Экспертиза установила, что для придания горошку натурального зеленого цвета его подкрашивали ядовитой сернокислой медью. Другой громкий процесс проходил над торговцами уксусом. Чтобы придать ему большую крепость, дельцы подмешивали в раствор соляную или серную кислоту.
Особенно не повезло кофе: целые артели бродяг в ужасающих антисанитарных условиях лепили зерна «кофе» вручную из пшеничного, ячменного, бобового или кукурузного теста, поджаренного в патоке. В 1880-х годах в Петербурге прошло несколько судебных процессов. На каторгу отправили фальсификаторов, изготавливавших зерна из… подкрашенных глины, гипса и мастики! «Дилеры», разумеется, демонстрировали посредникам настоящие зерна кофе, а товар привозили фальшивый. У кофейных зерен запах выражен слабо, однако мошенники специально вымачивали мешки в заваренном кофе.
С молотым кофе технология была другая. Его разбавляли цикорием, ячменем и прочими злаками (технология, актуальная и сегодня). Иногда проходимцы не ленились съездить в только им известные местности, чтобы собрать там дорожную пыль, идеально совпадающую по цвету и «калибру» с молотыми зернами. Тщательно просеянная и смешанная с настоящим продуктом, пыль точно так же выпадала в осадок. Экспертиза показала, что в молотом кофе содержалось от 30 до 70 процентов примесей.

Москва. Хитровка.
Москва. Хитровка.
Криминалитет Хитровскго рынка.
Криминалитет Хитровскго рынка.

На базарах появлялись "огольцы", толпой набрасывались на торговок и, опрокинув лоток с товаром, а то и разбив палатку, расхватывали товар и исчезали врассыпную. Степенью выше стояли "поездошники", их дело — выхватывать на проездах бульваров, в глухих переулках и на темных вокзальных площадях из верха пролетки саки и чемоданы... За ними "фортачи", ловкие и гибкие ребята,умеющие лазить в форточку, и "ширмачи", бесшумно лазившие по карманам у человека в застегнутом пальто, заторкав и затырив его в толпе. И по всей площади - нищие, нищие... (О Хитровке)

6. Уличная торговля

Толкучка занимала всю Старую площадь—между Ильинкой и Никольской, и отчасти Новую — между Ильинкой и Варваркой. По одну сторону—Китайская стена, по другую—ряд высоких домов, занятых торговыми помещениями. В верхних этажах - конторы и склады, а в нижних—лавки с готовым платьем и обувью. Все это товар дешевый, главным образом русский: шубы, поддевки, шаровары или пальто и пиджачные и сюртучные пары, сшитые мешковато для простого люда. Было, впрочем, и "модье" с претензией на шик, сшитое теми же портными.

Уличная торговля в Москве.
Уличная торговля в Москве.
Рынок на Красной площади.
Рынок на Красной площади.

7. Нравы

Самым страшным был выходящий с Грачевки на Цветной бульвар Малый Колосов переулок, сплошь занятый полтинными, последнего разбора публичными домами. Подъезды этих заведений, выходящие на улицу, освещались обязательным красным фонарем, а в глухих дворах ютились самые грязные тайные притоны проституции, где никаких фонарей не полагалось и где окна завешивались изнутри. Характерно, что на всех таких дворах не держали собак...

Грачёвка - московский квартал красных фонарей.
Грачёвка - московский квартал красных фонарей.

8. Дворники

До революции дворник был очень престижной профессией

Многие ошибочно думают, что этим обязанности дворника исчерпываются, однако на самом деле это только начало. Помимо уборки дворники за особую плату разносили дрова для отопительных печей и кухонь, собирали квартирную плату, кололи дрова, выносили мусор, выколачивали ковры, упаковывали и переносили вещи съезжающих, носили на чердак корзины с бельем.

Домовладелец, знакомясь с потенциальным квартиросъемщиком, отправлял дворника на его прежнее местожительство — за отзывами. Не хотелось селить в свой дом пьяниц и скандалистов...

Любопытно, что первоначально – и до середины XVIII века – слово «дворник» обозначало не лицо, ответственное за поддержание в чистоте территории, прилегающей к дому, а... содержателя постоялого двора, и лишь со временем его функции, коротко говоря, свелись к определению, данному Владимиром Далем.

В те времена – не то, что сегодня – устроиться дворником было нелегко, соискателю должности требовалось несколько рекомендаций от солидных, уважаемых людей. Потому как дворники, жившие при домах в особых помещениях (до сих пор в старых кварталах и дворах некоторых южных городов чудом сохранились таблички «Звонокъ къ дворнику») должны были следить в равной мере за чистотой и за порядком, и, будучи людьми сугубо государственными, подчинялись Министерству внутренних дел. Дворники поддерживали постоянный контакт с околоточными надзирателями, следили за сохранностью имущества, убирали парадные, бдительно следили за входящими и выходящими в подъезды людьми. Между прочим, до революции в обязанности дворника входило и оформление жильцам заграничных паспортов.

9. Студенты

Студенты в основной своей части состояли из провинциальной бедноты, из разночинцев, не имевших ничего общего с обывателями, и ютились в "Латинском квартале", между двумя Бронными и Палашевским переулком, где немощеные улицы были заполнены деревянной стройкой с мелкими квартирами.

Новое здание Московского университета, 1920-е годы.
Новое здание Московского университета, 1920-е годы.

10. Извозчики

Городской транспорт России прошлых веков был в руках извозчиков. Когда-то заработок его был выгодным и, по сравнению с другими профессиями, довольно значительным. Но мало-помалу трамвай, автомобиль и автобус вытеснили его из города. В Москве в 1645 г. их было около 2 тыс., в 1775 г. — 5 тыс., в 1838 г. — 8 тыс., в 1895 г. — 19 тыс., в 1914 г. — 16 тыс., в 1928 г. — 5 тыс., в 1939 г. — 60 тыс.

Как правило, извозчиками становились выходцы из низших сословий — в основном бывшие крестьяне, подавшиеся в город на заработки, но так и не нашедшие себе места на фабриках, заводах, торговых предприятиях, отставные солдаты и т.д.
Спрос на них был большой, поэтому потребовалось вводить, стоянки, номерные знаки, систему организации заказов и тарифы. Как раз единых тарифов на оплату услуг извозчиков не было, и каждый просил с пассажира столько, сколько захочет и затем уже они торговались.

Для всех извозчиков были прописаны правила, за нарушение которых применяли штрафные санкции:
— Извозчик должен был иметь свой номерной знак.
— Номерной знак должен был быть прибит в соответствующем месте.
— Остановка только в определенных местах.
— Экипаж должен был быть чистый и неразбитый.
— Кафтан извозчика должен был быть в приличном виде.
Кроме того, им приходилось проходить в полиции осмотр экипажа, после которого, если все в порядке ставили определенные пломбы.
Существовали и ограничения по возрасту для извозчиков— от 18 до 65 лет. Специальной строкой означалось, что извозчик должен отличаться трезвым поведением. Это требование не выполнялось повсеместно, особенно зимой.

А теперь, в заключение – интересные истории из газетных хроник, различные происшествия с извозчиками, происходившие в начале ХХ века.

03 января (21 декабря) 1902 года:
Московские извозчики, биржа которых по вечерам находится на Дмитровке, на днях отпраздновали, и как говорят с большой «помпой», юбилей своего коллеги Ефима Быстрякова. Оригинальному юбиляру 74 года и проездил он по московским улицам без всякого перерыва 60 лет. Много знаменательной особенностью почтенного возницы является то обстоятельство, что он в течение своей многолетней извозчичьей работы не выпил ни одной рюмки водки. Быстряков сколотил себе небольшое состояньице, в виде небольшого именьица под Москвой, которое около 30 л. назад было приобретено за 1 500р., а теперь ценится в 15 000 рублей.

07 июня (25 мая) 1911 года 07 июня (25 мая) 1911 года. Из-под Москвы.
Царицынские извозчики, сговорившись между собой, назначают крайне высокие цены за проезд от станции на дачи. Дачники обратились с жалобой в местное общество благоустройства. Последнее же возбудило ходатайство перед уездной земской управой, прося ее установить таксу для разнуздавшихся извозчиков. Ходатайство это встретило сочувствие. Помимо Царицына, управа предполагает ввести такую же таксу и в других дачных местностях.

Убийство часовым извозчика. 17 (04) января 1911 года
В 3 часу утра на 1 января в Кремле, у главного подъезда Кремлевского Дворца, гренадером 10-й роты 4-го Гренадерского Несвижского полка Василием Хлаповым, стоявшим там на часах, выстрелом из винтовки совершено убийство легкового извозчика, кр. Михайловского у., Ивана Семенова Киселева. 28 л., при следующих обстоятельствах. Последний, проезжая по Дворцовому проезду, остановился у главного подъезда, сошел с саней и, будучи в нетрезвом виде, стал просить у часового денег на водку. Часовой предложил извозчику от него отойти, предупредив, что будет стрелять. Киселев не исполнил требования и стал отнимать у часового винтовку. Последний во время борьбы начал давать сигнальные свистки, вызывая на помощь, но они не были услышаны. Видя, что от пьяного извозчика никак не избавишься, Хлапов еще три раза предупредил, что будет стрелять, и когда Киселев продолжил нападение и борьбу, намереваясь схватить за винтовку, Хлапов произвел выстрелил и убил извозчика наповал.

Ограбленный извозчиком . 06 января (24 декабря) 1911 года
22 декабря, в 7 часу вечера, приезжавший из провинции в Москву за товаром, Подольский мещ. Степан Федотов на извозчике задремал и очнулся уже близ Анненгофской рощи, где оказалось, что извозчик вытащил у него бумажник с 600 руб., паспортом и разными счетами, столкнул сонного Федотова с саней и скрылся.

«Образцовые» уличные заграждения. 09 апреля (27 марта) 1910 года
25 марта, в 10 часу вечера, легковой извозчик кр. Ивлев, проезжая с Е.Н.Опочининым по Долгоруковскому пер., наехал на деревянный ящик, которым была прикрыта большая яма, образовавшаяся вследствие обвала. Ящик отлетел в сторону, лошадь рухнула в яму, пролетка опрокинулась на вылетевшего из нее г.Опочинина и придавила Ивлева. С тяжкими ушибами тела, оба пострадавшие отправлены в приемный покой Тверской части.

Извозчик-мститель. 01 июля (18 июня) 1909 года.
Вчера, в 5 ч. дня на углу Тверской и Леонтьевского пер., случайные прохожие были свидетелями не совсем обыкновенного происшествия: вопреки установившейся практике не автомобиль налетел на извозчика, а извозчик на автомобиль, сворачивавший с Тверской в Леонтьевский пер.
Удар лихого извозчика был настолько силен, что в автомобиле вдребезги разлетелись стекла и повреждены шины. Извозчик отделался благополучно, ни сам, ни пролетка не пострадали.
К месту происшествия собралась толпа любопытных, По адресу злополучного автомобиля раздались остроты и шутки.
В неожиданный восторг пришел извозчик:
— Не все вам нашего брата давить!
Кто-то из толпы изрек:
— Извозчик-мститель!
К месту происшествия спешили городовые:
— Господа, расходитесь! Пожалуйста, не останавливайтесь!
Господа расходились и полиция записала №№ извозчика и автомобиля. Последний запыхтел и двинулся под смех прохожих.

31 (18) марта 1909 года
Шестилетний мальчик Сергей Сурков, играя по Бабьегородскому пер., вздумал «покататься». Мимо проезжал извозчик. Мальчик уцепился за заднюю ось пролетки. На повороте раздался неистовый крик Суркова.
Извозчик остановился. Несчастного мальчика сняли с пролетки со сломанной ногой.
Для лечения он отправлен в Морозовскую больницу.

Извозчики в старой Москве.
Извозчики в старой Москве.