Римское завоевание
Завоевав Галлию (Францию), римский полководец Юлий Цезарь счел необходимым лишить бриттской поддержки кельтов, все еще оказывавших сопротивление римлянам. Вероятно, бритты действительно помогали венетам в Бретани. Кроме того, возможно, Цезарь стремился добавить к своей славе очередную победу и дать войскам возможность поживиться. В 55 и 54 гг. до н. э. он предпринимал походы на южную Британию, но сталкивался с неожиданно сильным сопротивлением и морскими штормами. В итоге Цезарь вернулся в Галлию.
При его преемниках Рим установил с Британией торговые связи, но не переходил к военным действиям до 43 г. н. э., когда император Клавдий вторгся в страну, чтобы обрести славу завоевателя и одновременно защитить проримских правителей южной Британии. Римляне быстро захватили южную часть острова несмотря на значительное сопротивление, возглавляемое сначала племенем катавеллаунов и их вождем Каратаком — так их имена звучат в римской передаче, которой мы вынуждены следовать, так как все наши сведения об этой эпохе заимствованы из римских письменных источников. В погоне за Каратаком римляне вторглись в Уэльс.
В 60 г. н. э. Светоний Павлин отправился в поход на северный Уэльс против кельтских жрецов-друидов и их сторонников, настроенных против римского владычества. Его подтолкнуло к этому шагу восстание племени иценов в восточной Англии под предводительством Боудикки (Боадицеи), которое вспыхнуло из-за возмущения грубыми действиями римлян и жестокого обращения с правящей семьей — Боудикка подверглась бичеванию, а ее дочери были изнасилованы. Восставшие разрушили главные римские поселения, но Павлин разбил иценов в сражении и затем «усмирил» мятежников. Боудикка погибла, вероятно, покончив с собой.
В 70-е годы римляне продолжили наступление. В 71 — 74 гг. было покорено племя бригантов, а затем Уэльс. К 78 г. н. э. под римской властью оказались вся Англия и Уэльс, и такое положение сохранялось вплоть до разрыва связей с Римом в 409 г. Тем не менее завоевателям не удалось захватить все Британские острова, и существование пограничной полосы вынудило римлян затрачивать достаточно большие средства на оборону и держать в Британии относительно многочисленные войска. В результате Британия играла важную роль в борьбе за императорскую власть. Горная Шотландия никогда не подчинялась римлянам: условия местности и хорошая оборона не представляли интереса для захватчиков. Агрикола, наместник Британии в 77-83 гг., вторгся в Шотландию, одержав важную победу при горе Гравпий, но захватил лишь низинную часть страны. Хотя в дальнейшем он предполагал завоевать и Ирландию, римляне так и не предприняли для этого никаких действий. Таким образом, римское завоевание, хотя и объединило южную Британию в единую общность в первый раз за ее историю, также выявило главную черту британской истории: отсутствие единства, которое отчасти отражало различие местных социально-экономических систем, проистекающее из различий в климатических и географических условиях. Кроме того, как в Ирландии, так и в большей части Шотландии наблюдается определенная преемственность с железным веком, хотя вследствие контактов с римлянами или иных причин появляются и некоторые изменения.
Граница была отчетливо обозначена валом Адриана, возведение которого началось при императоре Адриане около 122 г. Вал проходил по линии Тайн-Солуэй, по самой узкой части острова. Он должен был защитить Англию от вторжений с севера и обеспечить контроль над горной местностью, препятствуя свободным перемещениям. Мир, установившийся на юге, способствовал романизации. Римское гражданство могли получить не только римляне или жители Италии. Неримляне также могли сделать успешную карьеру.
В Англии распространились римские культы, смешавшись с местными кельтскими верованиями. В IV в., когда государственной религией было объявлено христианство, между Англией и континентом установились еще более прочные культурные связи, в отличие от не завоеванной римлянами Шотландии. Доримские культы и жрецы-друиды, уничтоженные римлянами, а также культы олимпийских богов, введенные после завоевания, не обладали территориальной организацией и четким вероучением. Впрочем, именно римские боги еще до христианства связали Британию с континентом. То же самое можно сказать и о культе Митры, имевшем персидское происхождение и особенно популярном в римской армии. Митра считался посланцем бога света, ведущим вечную борьбу со злом и тьмой. Поклонники Митры обычно собирались в подземных или частично подземных святилищах. На эти собрания не допускались женщины.
Кроме того, продолжали существовать доримские языческие культы. Римское влияние ощущалось в городах, но за их пределами романизация вряд ли была сильно заметна.
В римской Британии была создана система городов, связанных дорогами, а также романизованных ферм или вилл. Такие города, как Лондиний (Лондон), Линдум (Линкольн) и Эборакум (Йорк), стали политическими, торговыми, культурными, и, наконец, христианскими центрами. Некоторые города возникали вокруг римских крепостей, но наряду с ними строились и поселения, обязанные своим возникновением местной элите, охотно перенимавшей римскую культуру и образ жизни. Упрочившиеся связи с континентом вызвали экономический подъем. Британия была ценным источником минералов, особенно серебра, свинца, золота и железа. Таким образом, она непосредственно участвовала в экономической и финансовой жизни империи. Горное дело приобрело особое значение в Уэльсе. Хотя добыча руды производилась здесь и в доримские времена, теперь она была существенно расширена. В Долейкоти добывалось золото, в Холкине — свинец, а на острове Англси — медь.
В римской Британии совершенствовалось сельское хозяйство. В конце III— начале IV вв. появились более тяжелые плуги, к которым был приделан резак. Благодаря им теперь можно было проводить более глубокие борозды и распахивать участки с трудной почвой. С появлением двуручной косы сено стали заготавливать быстрее и в большем объеме, а это, в свою очередь, позволяло заготавливать больше корма для скота на зиму. Сооружались печи для сушки зерна, был введен севооборот. Судя по количеству археологических находок римского периода, производство товаров и торговля многократно возросли по сравнению с железным веком. Процветание сельского хозяйства привело к строительству множества вилл — больших домов знати в сельской местности, сооруженных в римском стиле и снабженных обогревом по римскому образцу. Еще одним свидетельством человеческого воздействия на окружающую среду является исчезновение медведей в Англии к концу римской эпохи. Продолжалась вырубка лесов на английских равнинах.
Конец римского владычества
Подобно прочим частям Римской империи, Британия страдала от все более масштабных нападений варваров: пиктов с севера, ирландцев с запада, англов, ютов и саксов из северной Германии и Дании. К 270 г. образовался так называемый Саксонский берег — прибрежная полоса из десяти укреплений, протянувшаяся от Бранкастера в Норфлоке до Портчестера в Гемпшире. К 350-м гг. атаки усилились, а успешное нападение 367 г. привело к значительным разрушениям. Порядок был восстановлен Феодосием в 368-369 гг. Тем не менее варварские набеги вызвали упадок торговли и городов, который охватил Британию в IV в. Например, в Веруланиуме (Сент-Олбанс) театр стал использоваться в качестве свалки.
Голова Митры
Римское завоевание и охлаждение к пантеону традиционных римских богов привело к проникновению на территорию Британии новых религий. Победившее в конечном итоге христианство на первых порах имело сильных соперников. Культ ближневосточного бога Митры был особенно распространен среди римских солдат. Храмы Митры, датируемые начиная с III в. до н. э., обнаруживаются во многих областях Англии, в том числе и в районе стены Адриана. Эта голова найдена в Уолбруке (лондонский Сити).
Боеспособность империи была подорвана, а связи с Римом ослабли в результате появления в Британии таких претендентов на императорскую корону, как Магн Максим в 383-388 гг. и Константин III в 406-409 гг. В 406 г. варвары хлынули в Галлию. Оказавшись под угрозой изоляции, Британия избрала собственного императора Константина III, который увел в Галлию значительную часть войск, стоявших в Англии. Обратно они не вернулись. Римско-бриттское население, разочарованное действиями Константина, изгнало его ставленников в 409 г. и призвало истинного императора Гонория восстановить законное правление. Ведя ожесточенную борьбу в Италии с Аларихом, вождем вестготов, которому удалось в 410 г. захватить Рим, Гонорий мог лишь посоветовать британцам самим заботиться о своей обороне. Это означало конец римского владычества в Британии, хотя и не конец римской Британии. Тем не менее последующий распад римской Британии на несколько королевств показывает, что преувеличивать ее внутреннее единство не следует.
Англо-саксонское завоевание
V в. — чрезвычайно темный период. Первые германские поселенцы были неграмотны, а Беда и прочие писатели более поздней эпохи приводят сведения, отличающиеся от археологических данных. Впрочем, свидетельства археологии следует использовать с крайней осторожностью, поскольку они зачастую с трудом поддаются интерпретации, а их неравномерное распределение отчасти отражает территориальную разбросанность раскопок и полевых исследований. Далек от разрешения вопрос о том, в какой степени следует подчеркивать преемственность или разрыв между римской Британией и Британией после ухода римлян. В частности, неясно, происходили ли в то время масштабные переселения племен или вторжения небольших групп воинов, — по этому вопросу продолжаются оживленные споры.
Захватчики атаковали восточную и южную Англию. Юты поселились в Кенте, на острове Уайт и в Гемпшире; саксы — в южной Англии (Сассекс — южные саксы, Эссекс — восточные саксы), англы — на землях дальше к северу.
Тем не менее здесь варвары натолкнулись на более продолжительное и успешное сопротивление, чем во Франции, Испании или Италии, хотя борьба с чужеземцами серьезно осложнялась внутренней раздробленностью. Возможно, одной из причин ожесточенного сопротивления являлись опасения римско-бриттской элиты, так как ей было что терять: в Британии не произошло такой ассимиляции с захватчиками, как, скажем, во Франции. Около 500 г. бритты, как гласит легенда, под предводительством Артория (Артура), вероятно, победили саксов в решающем сражении у горы Бадон, и, возможно, победа праздновалась в большом пиршественном зале в крепости на холме в Южном Кэдбери, который, может быть, нашел отражение в легенде о Камелоте.
Тем не менее германцы постепенно завоевывали Англию, и большая часть римской Британии была разрушена или пришла в упадок. Однако это не оказало губительного влияния ни на христианство, ни на романизацию. Археологические исследования, способные хоть в какой-то мере пролить свет на этот период, весьма скупо освещенный письменными источниками, показывают, что в крупных городах жизнь не замирала. В завоеванных областях сохранилось римско-бриттское население — в основном, рабы и крестьяне. Высокий уровень численности населения, отличавший римскую Британию, поддерживался вплоть до середины VI в., то есть до эпидемии бубонной чумы, которая опустошила множество европейских стран. Считается, что романо-бритты по-прежнему составляли основную массу населения, но приняли культуру господствующей военной элиты германских захватчиков. Археологические данные говорят о том, что новые поселенцы последовали примеру романизированных бриттов, избегая глиноземов и предпочитая легкую почву на гравие, песке и меле. Вследствие этого англосаксы расселились на уже обжитых землях; хотя распространенный в названиях местностей элемент ley (от древнеанглийского leah), означающий росчисть под пашню или поселение, говорит о продолжении вырубки лесов.
И все же язык и культура римской Британии так и не оправились от перенесенных бедствий, а с упадком торговли в Англии утвердилось натуральное хозяйство.
Английское общество приобрело грубые воинственные черты. Судя по археологическим данным, уменьшилось количество керамики и монет. Все захватчики были язычниками, и христианство в Англии оказалось на грани исчезновения. Христианство не было широко распространено в Британии и при римлянах. Не вполне ясно, насколько оно, даже являясь государственной религией, было укоренено хотя бы в высших слоях британского общества. По мнению некоторых ученых, римско-бриттская элита оставалась языческой.
В VI в. англы и саксы достигли значительных успехов; юты не были столь удачливы. Одно из самых крупных саксонских королевств, Уэссекс (королевство западных саксов), образовалось в районе Дорчестера (на Темзе) и в Гемпшире и стало быстро раздвигать свои границы в западном направлении, хотя Дорест в его состав вошел лишь в конце VI или начале VII в., а Корнуолл — лишь в 838 г. Англы основали королевства в Восточной Англии, центральных графствах (Мерсия), Йоркшире (Дейра) и к северу от Тиса (Берникия). Последние два государства соединились, образовав Нортумбрию, захватившую бриттские королевства Элмет и Регед и ставшую главной силой в Северной Англии.
Было бы неправильно считать эти столетия просто Темными веками, характеризовавшимися исключительно насилием, жестокостью, разрушениями и бедствиями. В рамках долгосрочного подхода мы можем рассматривать Темные века в доримском свете, а саму романизацию — как явление, наложившееся на более естественные и глубинные «ритмы» преемственности в развитии поселений, земледелия и торговли.
У нас также есть основания дать положительную оценку некоторым сторонам англосаксонского общества. На кладбищах было обнаружено большое количество ранней англосаксонской керамики и металлических изделий. Богато украшенная утварь, частью завезенная с территории Европы и из Византии (Восточной Римской империи), была найдена в корабельном захоронении в Саттон-Ху (около 630 г.) и, в меньшей степени, в Снейпе и на кентских кладбищах. Это свидетельствует о благосостоянии восточно-английской и кентской династий и о прочных связях с континентом. В Саттон-Ху близ Вудбриджа (Саффолк), вероятно, был погребен король Восточной Англии Редвальд. Исключительно высокое качество украшений, найденных в этом захоронении, говорит о богатстве и роскоши, свойственной высшим слоям общества в VII в., и наводит на размышления об утраченных сокровищах англо-саксонской цивилизации. В какой-то мере, наверное, можно говорить о возрождении. Захоронение в Саттон-Ху было бы немыслимо в предшествующем столетии. Оно отражает новые политические реалии и упрочение связей с континентом.
Шотландия и Ирландия
Положение в Шотландии известно нам в гораздо меньшей степени. От пиктов, занимавших земли к северу от Ферт-оф-Форт, до нас дошли прекрасные образцы искусства, особенно резные камни, судя по всему, создававшиеся для знати. Пиктские короли доказывали свою доблесть на войне и охоте. При них находились жрецы — колдуны или шаманы.
Скотты, по данным поздних хронистов, были ирландцами, поселившимися в Аргайле, вероятно, еще в IV в. Впрочем, возможно, что подобные сообщения преувеличивают влияние Ирландии: скорее всего, вместо широкомасштабного переселения нужно говорить о перемещении небольших групп вследствие изменения политической ситуации. В конце концов королевство скоттов Дал Риада с центром в Дунадде, извлекшее немалую выгоду из прочных связей с христианством, поглотило пиктские королевства, образовав новое государство Альбу (гэльское название Британии) в IX в.
История Ирландии этой эпохи также туманна. Здесь, как и в северной Шотландии, никогда не было римлян. Известно, что в V в. в Ирландии распространилось христианство. Вероятно, оно было принесено в южную Ирландию из западной Британии еще в предшествующем столетии. Святой Патрик приехал из Британии, скорее всего, Камбрии, в V в., и к моменту его прибытия в Ирландии уже существовали христианские поселения. Ирландцы поддерживали культурные связи также с Испанией и западной Францией. Таким образом, Ирландия была христианизирована, но не романизирована. Ее культура представляла собой сложный сплав различных элементов: языческих и христианских, устных и письменных, местных и заимствованных.
Если смотреть шире, то кельтское христианство можно по праву назвать динамическим культурным явлением. Торговцы распространили его на территории от Фарерских островов и Шотландии до Ирландии и Корнуолла, а с V в. начинается активная деятельность великих кельтских святых-миссионеров — Патрика, Давида, Колумбы, Брендана и Колумбана. Отличительными чертами кельтского христианства являются монашество, мистицизм и присутствие языческих пережитков. Христианство вступило в тесное взаимодействие с кельтским искусством: появились искусно украшенные каменные кресты, сочинялись гимны.
Уэльс
Столь же темна история Уэльса V в. Городская жизнь поддерживалась в римских поселениях в Каэрлеоне и, возможно, Кармартене, а в юго-восточных районах Уэльса, вероятно, продолжали существовать римские фермы. Римское влияние все еще ощущалось как в политической, так и в культурной сфере, но римская система ушла в прошлое. Уэльс перестал быть частью империи, распавшись на ряд политических образований, преимущественно по племенному признаку, во главе с военными вождями. Морские торговые маршруты сохраняли свое важное значение для Уэльса и после ухода римлян. Теми же путями происходило распространение христианства и переселение ирландцев. В V в. здесь началась миссионерская деятельность выходцев из Галлии.
Хотя вследствие отсталости этой области в политическом и культурном отношении по сравнению со многими районами Англии мы располагаем крайне скудными достоверными сведениями об истории Уэльса в I тысячелетии н. э., тем не менее мы можем наметить главные тенденции. Христианство быстро набирало силу. Мы располагаем сведениями о монастырях, церквях и отшельниках. Очевидно, церковь играла важную роль в культурной жизни. Несмотря на это, хотя в богослужении, на надгробиях послеримской эпохи и в других надписях использовалась латынь, кельтский язык до-римского и римского времени оставался языком повседневного общения и начал трансформироваться в валлийский. Именно на этом этапе из кельтского языка выделились бретонский (в Бретани), корнский, валлийский и кумбрийский (в Стратклайде). Общая «кельтская культура» объединяла Уэльс с другими областями Британии, не захваченными англосаксами. Древняя культура или, по крайней мере, язык пережил как римское, так и англосаксонское завоевание. От середины первого тысячелетия н. э. до нас дошло совсем немного надписей, но зато во второй половине в изобилии представлены образцы христианской каменной скульптуры.
Впрочем, до VI в. или даже более позднего времени ни у кого — ни у племен, обитавших на территории современного Уэльса, ни у англов, ни у саксов, ни у римлян — не было представления об Уэльсе или Англии в нынешнем смысле слова. Уэльс был раздроблен на несколько королевств. Считается, что валлийская поэзия берет свое начало в VI в. с появлением Талиссина и Анейрина. Талиесин создал ряд поэм, в которых восхвалял Уриена Регедского и его сына Овайна. Регед располагался в области Карлайла. Анейрину принадлежит одна большая поэма — Гододдин — посвященная его господину, Миниддогу Муйнвауру, королю Гододдина — области между Фортом и Тайном — который послал отряд воинов вернуть под свою власть стратегически важный город Катрайт (Каттерик) в современном Йоркшире. Эти поэты писали по-валлийски для валлийских князей, но жили в Дин Эйдине (Эдинбурге).
Уэльс сохранил культуру древней цивилизации, которая была по большей части уничтожена англо-саксами. Борьба с чужеземцами длилась долгое время; в итоге в конце VIII в. по приказу короля Мерсии Оффы был сооружен ров (ров Оффы), который стал зримым воплощением границы между Уэльсом и Англией. Нигде на Британских островах не было более непреодолимой черты. С наступлением англосаксов и позднее нормандцев начинается история собственно Уэльса, который получил свое название от англичан: саксы называли бриттов Walas или Wealas, что означает «рабы; иноземцы»; сами валлийцы называли себя Cymru.
По мере продвижения англо-саксов на запад прерывались связи между сохранившимися римско-бриттскими обществами: Камбрия (Стратклайд), Уэльс и Корнуолл уже никогда не могли действовать заодно. Борьба за власть над северной Англией определила будущие политические границы Британии. В 616 г. король Нортумбрии Этельфрит захватил Чешир, отделив Уэльс от Камбрии. В битве при Честере погиб король Поуиса. Преемник Этельфрита Эдвин продолжил наступление на Уэльс и в 629 г. нанес поражение королю Гвинедда Кадваллону. Тогда христианин Кадваллон вступил в союз с язычником Пендой, королем Мерсии, и в 633 г. они напали на Нортумбрию. Эдвин был убит в сражении при Хитфилде. Однако в следующем году Кадваллон в свою очередь погиб в бою с племянником Эдвина Освальдом, и валлийцы оказались оторваны от камбрийцев. Связи с кельтами, обитавшими в юго-западной Англии, были прерваны в 570-е гг., когда саксы захватили Глостершир. Уэльс стал главным прибежищем остатков римско-бриттской цивилизации.
Распространение христианства
Вытеснив религиозное многообразие римской и послеримской Британии, христианство в культурном отношении гораздо прочнее связало Британские острова с континентом. В 597 г. в Кентербери, столицу Кента, прибыли посланцы папы Григория Великого во главе с Августином. Римская миссия достигла определенных успехов в юго-восточной Англии, но заслуга обращения в христианство большей части Британии принадлежит ирландской церкви. Христианские миссионеры прибыли в Шотландию из Ирландии. Хотя ирландская церковь и имела епископальную систему, гораздо более важную роль в ней играли многочисленные монастыри, такие как Арма и Клонмакнойс. Именно они служили центрами сосредоточения религиозной, миссионерской и культурной деятельности. В 563 г. ирландский монах Колумба основал монастырь на острове Иона у западного берега современной Шотландии. В начале VIII в. усилиями ирландских святых в христианство были обращены пикты. В 635 г. монахи из Ионы во главе с Айданом основали в Нортумбрии монастырь Линдисфарн. Оттуда началась христианизация Мерсии. Ирландская церковь оказывала огромное культурное влияние на англосаксонскую Британию. Существовала определенная напряженность в вопросах о верховной власти папы и точной дате празднования Пасхи, однако при поддержке короля Нортумбрии Осви на соборе в Уитби 664 г. возобладали римские обычаи, Иона потеряла главенство над нортумбрийской церковью, и была расчищена дорога для создания английской церкви под руководством Феодора Тарсийского, которого папа поставил архиепископом Кентерберийским.
Теперь главным центром миссионерской активности стала Англия. Английские миссионеры принесли христианство в Голландию, Германию и позднее в Скандинавию. На территории самих Британских островов церковь, уверенная в поддержке светской власти, постепенно изничтожала языческие культы и обряды. С конца VII в. в крупных городах начали строиться монастырские церкви, хотя приходские церкви стали возникать не раньше X-XI вв. В Уэльсе первые церкви (Пап) до X в., скорее всего, представляли собой огороженный участок с местом поклонения. Христианство несло с собой грамотность и образование, а также начатки письменного права, создававшегося не в последнюю очередь с целью защитить церковнослужителей и их собственность. Письменные соглашения могли составляться для передачи прав на землю. Общество становилось хотя бы отчасти правовым.
Христианство дало толчок возникновению новых форм англо-саксонского искусства, таких как каменная скульптура и иллюминация рукописей. В Линдисфарнском Евангелии, одном из прекраснейших произведений монастырского искусства, созданном между 689 и 721 гг., заметно влияние ирландского письма и орнаментики. Многие мотивы уходят корнями в языческую эпоху, но другие отражают воздействие средиземноморского христианства. Достижения англо-саксонской культуры демонстрируют каменные кресты, такие как Бьюкаслский и Рутвельский. Вероятно, они являлись надгробными памятниками или знаками святилищ. На этих крестах вырезаны искусно выполненные изображения и сцены. На Рутвельский крест руническим письмом нанесена англо-саксонская поэма «Видение креста», представляющая собой рассказ о распятии Иисуса.
Общество
Сама природа наших источников не позволяет дать сколь-нибудь точное описание общества Британских островов после разрыва политических связей с Римом. Археологические раскопки дают лишь смутное представление о жизни большей части населения, а письменных источников очень мало. Тем не менее новые археологические методики способны представить новые интересные сведения. Так, например, исследования окаменелых человеческих экскрементов свидетельствуют об антисанитарных условиях жизни в Йорке около 950 г.
В стране царило насилие. Вражда между племенами и внутриплеменные междоусобицы создавали такое положение, при котором идеал героизма, отраженный в эпосе «Беовульф», заключался в славе, приобретенной в сражениях. Несомненно, присутствовало и общественное расслоение. По обе стороны Ирландского моря, если не брать правящие классы, существовало разделение на свободных и несвободных людей; последние возделывали землю. Ныне существует четкое различие между государственной властью и гражданским обществом, пользующимися равными правами и имеющими равный статус; однако ранее общество характеризовалось всепроницающим влиянием различных привилегий и, в среде элиты, отношениями, связывающими правителя и подданных, которые носили отчетливо личный, а не безличный характер, — структура дружины или военного отряда. Статус личности определялся вергельдом — различными суммами, выплачиваемыми за убийство человека. В разряд несвободных людей относились как рабы, так и серфы. Впрочем, эти две группы отличались друг от друга по статусу.
Общество было не только иерархически организованным, но и строго патриархальным; доминировали в нем мужчины. В нем играло важнейшую роль уважение к возрасту и власти, религиозной и светской, а также к закону. Среда и экосистема не испытывали сильного воздействия со стороны технологии той эпохи. Физическая мощь считалась необходимым условием жизненного успеха, а мудрость ассоциировалась с возрастом. В те времена не существовало культа молодости, а новшества не приветствовались: эти явления характерны для последних 250 лет, и особенно — последних 80. Тогда же, напротив, общество относилось к прошлому с почтением и больше смотрело назад, чем вперед. Социальные обычаи и установления, основанные на принципе неравноправия, считались естественными и занимали центральное место в политике, понимавшейся как деятельность, которой может и должна заниматься только элита. Несмотря на развитие феодальных отношений и усиление королевской власти, важное значение сохраняли узы родства, определявшие права наследования и обуславливавшие правила кровной мести, вызывавшей ожесточенные раздоры и междоусобицы.
Большая часть населения обитала в небольших деревушках и на фермах. Села развитого средневековья еще не существовали. По мере развития упорядоченной системы земледелия возникали маноры феодального типа. Наследственное держание земли приобретало все более важное значение; статус, права и обязанности тэнов (знати) получили более четкое определение. Наследование играло важную роль в социальных и политических отношениях вследствие особенностей экономического устройства. Главенствующее положение занимали земля и земледелие, а землевладение носило отчетливо неравноправный характер.
Социальное положение весьма различалось по половому признаку. Женщины подчинялись мужчинам, а мужья представляли своих жен в суде. Тендерные модели отражались в религиозных образах, таких как образ Девы Марии и святых. Тем не менее женщины играли важнейшую роль в экономике. Семья была базовой экономической единицей, в которой женский труд занимал немаловажное место. Женщины готовили пищу и шили одежду. Они не были полностью лишены прав. В конце англо-саксонского периода зафиксированы случаи, когда женщины наследовали и завещали земельные владения, а в браке их имущество могло быть раздельным с мужем. Известности могли добиться не только монахини, но и другие женщины — прежде всего, конечно, представительницы королевских династий, такие как Этельфледа, правившая Мерсией в 911-918 гг., и Эмма, жена Этельреда Неразумного и Кнута, принимавшая активное участие в государственных делах. У пиктов королевский трон наследовался по женской линии. Кроме того, какими бы правами и статусом не обладали мужчины, супружеские отношения всегда подразумевали личную привязанность, которая играла столь же важную роль и в отношениях между детьми и родителями.
Однако эти личные связи подавлялись в условиях общества, в котором главная власть принадлежала только одному полу — мужскому. В обществе с наследственным статусом женщины воспринимались прежде всего как рабыни или фишки в политической игре. Общественная организация, ориентированная на военную составляющую и поддерживающая героические идеалы, практически не оставляла места для независимых женщин. Кроме того, женское поведение рассматривалось прежде всего через призму религиозных представлений. Наряду с такими положительно окрашенными образами, как образ женщины-матери, невесты и жены, существовала сильная негативная традиция приписывать женщинам роль блудницы или шлюхи.
На Британских островах со времен ухода римлян преобладал сельский уклад жизни, отражавшийся на экономике, политике и идеологии. В VIII в. благодаря торговле значительного процветания и развития достигли крупные порты — Ипсвич, Лондон, Саутгемптон и Йорк, однако в IX в. жизнь в этих городах замерла. К X в. в Англии образовалась более обширная сеть городов по мере того, как Альфред и его преемники основывали все новые бурги (укрепленные поселения). Саутгемптон, начавший строиться, вероятно, еще при Инэ, короле Уэссекса (688-726; он также основал Таунтон), занимал площадь примерно в 111 акров и являлся главным центром торговли и чеканки монет, хотя и переносился с одного места на другое с VIII по X в. В конце VII и в VIII вв. в Англии началась чеканка собственной монеты. И тем не менее, несмотря на усиление как местной, так и зарубежной торговли, преобладающим оставалось сельское хозяйство. Главной статьей экспорта служила шерсть, а города находились в зависимости от поставок продовольствия из сельской местности.
Сельское хозяйство находилось отнюдь не на высоком уровне. Отсутствовало селекционное разведение животных и зерновых. Мало употреблялись удобрения, и поэтому поля покидали, чтобы они смогли восстановить свое плодородие. Поголовье скота снизилось по сравнению с римскими временами и уж тем более уступало современному состоянию; соответственно, скот давал меньше молока и мяса. Главное место занимал тяжелый однообразный ручной труд. Средства сообщения были относительно плохо налажены как в сфере торговых перевозок, так и людских перемещений. Грузовые перевозки на дальние расстояния окупались только при водной транспортировке, однако реки имеют обыкновение замерзать и разливаться, а удача морских плаваний зависела от ветра, волн и приливов. Лошади использовались как тягловый и вьючный скот, а также для военных целей и охоты. Несмотря на эти условия, на протяжении англо-саксонского периода население увеличилось. Например, в Норфолке в VII—VIII вв. происходило укрупнение поселений. И в самом деле, внимание викингов должна была привлечь относительно богатая страна.
Викинги
Многие страны Европы в VIII, IX и X вв. захлестнула вторая волна «варварских» нашествий: венгров с востока, арабов с юга и викингов (датчан, норвежцев и шведов) из Скандинавии. Викинги — торговцы, поселенцы и воины — двинулись на восток в Русь и на запад в Исландию, Гренландию и Северную Америку. Основной удар викингских атак в IX в. пришелся на Британские острова, северную Францию и Голландию, а нападения на Британию возобновились с новой силой между 980 и 1075 гг. Возможно, по причине ограниченного количества пригодной для обработки земли в Скандинавии, викинги стали грабить более процветающие и плодородные области и селиться на новых территориях, таких как Британские острова, которые как нельзя лучше подходили для атак с моря. Корабли викингов под парусами, со ступенчатыми мачтами, килями и рулями, были пригодны для долгих плаваний даже в океанских водах, но, с другой стороны, благодаря небольшой осадке, могли передвигаться на веслах вдоль берега или подниматься вверх по рекам, даже если в них было всего три фута под килем.
Англия не подвергалась нападениям с континента на протяжении двух столетий, но в 789 г. в английских водах впервые были замечены датские корабли, а в 793-794 гг. язычники-норвежцы разграбили Линдисфарнский монастырь, главный религиозный и культурный центр Нортумбрии. Скандинавское давление усилилось в 830-х и 840-х гг., охватив все побережье Британских островов. Норвежцы захватили и заселили Оркнейские и Шетландские острова, а также северные области Шотландии, часть ее западного берега, и прибрежные районы Ирландии. Они так прочно обосновались на Северных островах и в северо-восточном Кейтнессе, что в этих областях говорили на диалекте норвежского языка до XVI—XVIII вв. Викинги напали на остров Иона в 795 г. и разграбили монастырь в 802 г.
Ирландия испытала со стороны норвежцев сильное влияние. Их появление впервые отмечено в 794 г., когда они разграбили остров Ратлин. Богатые ирландские монастыри привлекали грабителей, а многочисленные реки и озера облегчали им передвижение. Начиная с 840-х гг. их военное присутствие становилось все ощутимее. Крупные отряды оставались в Ирландии на зиму и отстроили постоянные прибрежные базы. За первой такой базой, Дублином, основанным в 841 г., последовали Лимерик, Уэксфорд, Уотерфорд и Корк: ранние базы были разрушены в 902 г., но затем восстановлены: система «пяти городов» появилась после 917 г. Обосновавшись в Ирландии, норвежцы установили контроль над Ирландским морем и торговыми путями, совершая набеги на Уэльс, остров Мэн и западное побережье Англии. С 850-х гг. норвежцы начали оказывать сильное давление на северный берег Уэльса, особенно на остров Англси, и в 968 г. разграбили королевскую резиденцию самого могущественного валлийского государства — Гвинедда. В 870 г. Олаф, король Дублина, захватил Дамбартон, превратившийся в опорный пункт викингов в Стратклайде. В первые два десятилетия X в. норвежцы заселили побережье северо-западной Англии, а дублинские викинги захватили в 902 г. Виррел. Названия скандинавских поселений с типичными окончаниями на -би, -скейл и -твейт во множестве встречаются в Камбрии и прибрежных областях Ланкашира. Скандинавские названия местностей отмечаются и в некоторых частях Ирландии, например, в восточном Антриме.
Датчане также усилили давление на южную и восточную Англию. Начиная с середины IX в. цель викингов составлял уже не грабеж, а освоение новых земель. Датские захватчики закрепились в юго-восточной Англии — в Танете в 850 г. и Шеппи в 854 г. Датская «великая армия» прекратила действия в северной Франции и вторглась в Восточную Англию (865 г.) и Йоркшир (866-867 гг.). В 866 г. был захвачен Йорк. Уэссекс отразил нападения в 838 и 851 гг., но в 871 г. король Альфред (871-899) оказался в критическом положении и был вынужден согласиться на выплату дани.
Затем датчане обратились против Мерсии, которую и завоевали в 874 г.: король Бургред был разбит при Рептоне и бежал в Рим. Его преемник Кеовульф стал датским данником, и в 877 г. области Мерсии к востоку и северу от Уотлинг-Стрит перешли под власть датчан. В 877 г. викинги предприняли внезапное нападение на Уэссекс, вынудив Альфреда бежать в сомерсетские болота. Однако ему удалось реорганизовать свои силы и нанести поражение датчанам при Эдингтоне (878 г.). За этой победой последовало заключение мира, по которому датчанам отходила область, получившая название Данелаг — область датского права. Наступление датчан остановилось.
Датчане прочно укрепились на завоеванных землях. Об этом говорят названия поселений с типичными окончаниями -би и -торп, а также личные имена, отмеченные в документах и обнаруживаемые на археологических находках; впрочем, вопрос о соотношении датского и английского населения в Данелаге остается предметом споров. Как и в случае с англо-саксонским нашествием, одни исследователи подчеркивают размах переселения, другие же придают наибольшее значение захвату политической власти. Концентрация датских топонимов в отдельных частях Данелага свидетельствует о плотной, но фрагментарной колонизации. Изучение ДНК населения этой области показывает сохранение викингской наследственности до наших дней.
Возвышение Уэссекса
Остановив датчан, Альфред перешел в наступление и в 886 г. захватил Лондон. Он всеми силами стремился укрепить Уэссекс, построил флот, установил более эффективную систему военных наборов и создал сеть бургов (укрепленных городов). Эти новшества помогли Альфреду отразить последующие нападения датчан в 892-896 гг. В то же время сопротивление норвежцам набирало силу в Ирландии. Викинги все больше прижимались к своим прибрежным базам и в 902 г. были изгнаны из Дублина, хотя вернули город в 917 г.
Альфред многое сделал для создания настоящего христианского государства. Он составил свод законов, начал чеканить хорошую монету (явный признак процветающей державы), придал королевской власти христианский вид, поощрял образование и создал школы, чтобы из них выходили священники и миряне, способные стать мудрыми и справедливыми наставниками и судьями. Он установил в королевстве мир и правопорядок, благодаря которым оно сумело выстоять под натиском датчан и победить их. Желая оставить свое имя в памяти потомков, Альфред приказал епископу Ассеру составить свое жизнеописание, «Житие короля Альфреда» (893 г.). В этой биографии автор особо подчеркивает набожность и терпение короля, представляя королевскую власть в истинно христианском свете.
Политику Альфреда продолжили его преемники. Борьба с викингами сыграла важнейшую роль в развитии английского государства, точно так же, как викингские вторжения в Шотландию отчасти способствовали усилению и возвышению королевства скоттов. Исчезновение прочих англо-саксонских правящих династий позволило Альфреду и его роду объявить себя «английскими», а не только «уэссекскими» королями. Альфред выступил в роли защитника христианства и всех англо-саксов против язычников-датчан и во многом определил сдвиг в сторону новой политики и нового устройства страны. Однако, хотя наступление англичан при наследниках Альфреда считается реконкистой, сопряженной с изгнанием датчан и норвежцев, в немалой степени речь шла не об отвоевании утраченных владений, а о захвате новых земель, при котором правители Уэссекса распространили свою власть на всю территорию современной Англии.
Огромное значение имел тот факт, что Альфреду наследовали способные и умелые преемники. Эдуард Старший (899-924) и его сестра Этельфледа, правительница Мерсии (911-918), Ательстан (924-939) и Эдмунд (939-946) захватили Восточную Англию, а также находившиеся во власти датчан Мерсию и Нортумбрию. Английская (западная) Мерсия вошла в состав Уэссекса в 918 г. и сошла с политической сцены, на которой в свое время играла такую видную роль. Этельфледа присоединила Дерби и установила контроль над Лестером. Эти деяния были приписаны хронистами, составлявшими Англо-саксонскую хронику, ее брату, королю Эдуарду. Побежденным датчанам было позволено удержать свои земли, и область датского права (Данелаг) сохранила свои особенности, включая и свои законы. Тем не менее датчане приняли христианство.
Завоевание северных районов потребовало больше времени и сил, чем захват срединных графств, не в последнюю очередь благодаря тому, что викингское королевство с центром в Йорке получало значительную поддержку от дублинских викингов в борьбе с Уэссексом. Правители Уэссекса притязали на верховную власть над всей Британией. В 920 г., как сообщают уэссекские источники, правители Шотландии, Йорка, английской Нортумбрии (области к северу от Тиса, не попавшей под власть викингов) и стратклайдских бриттов признали главенство Эдуарда. Его преемник Ательстан взял Йорк (927 г.), вторгся в Шотландию (934 г.), разбил объединенные силы скоттов, стратклайдских бриттов и ирландских норвежцев при Брунанбурге (937 г.) и заключил союзы с государями главных европейских стран. Ательстан считал себя королем или верховным королем, а может быть, даже императором Британии, как видно по его хартиям.
Однако после смерти Ательстана Олаф II, король Дублина, при поддержке местного населения захватил Йорк и северные районы срединных графств. Окончательно Йорк перешел под власть Уэссекса только в 954 г., когда его последний норвежский король Эрик Кровавый Топор попал в засаду и погиб. В результате уэссекская династия заняла ведущее положение в Англии. Эдреда (946-955) можно считать первым английским королем. В 973 г. Эдгар (959-975) провел пышную церемонию коронации в Бате, во время которой он первым из всех правителей был коронован как король всех англичан. Сам этот титул уже использовался Оффой и Ательстаном. Это событие имело огромное значение для формирования единой английской нации. Вероятно, вследствие каролингского влияния (франкской династии, основанной Карлом Великим), особенно представлений о христианской империи, сформулированных Ионой Орлеанским и Гинкмаром Реймсским, которые оказали воздействие на Ательстана и Эдгара, в X в. в Уэссексе установилось понятие государственного устройства, отличное от прежних взглядов на государство как на объединение королевств, характерных, например, для Мерсии времен Оффы. В период от Альфреда до Эдгара были заложены основы английской державы, которая не определялась и не сдерживалась точно очерченными этническими или географическими границами.
Расширявшийся Уэссекс развивался и внутренне. Упрочилась и развилась система округов (shire), которые в свою очередь делились на сотни или уэпентейки, которые отвечали за поддержание порядка и законности. Их общественные суды служили связью между правителями и свободными людьми; должностные лица — элдормены, шерифы, бейлифы и сотники обеспечивали связь правителя и местного населения. Система округов может рассматриваться как шаг на пути к децентрализации, однако она искусно управлялась и сдерживалась королевскими указами. Служба королю вознаграждалась земельными пожалованиями и повышением статуса. Прежние отношения личной верности дружинников своему предводителю принимали территориальную форму, постоянство и аристократический статус.
Также существовала система взимания налогов и военной повинности. Улучшилась чеканка монет, и при Эдгаре она пересматривалась примерно каждые шесть лет, что является крупным административным достижением, которое было бы немыслимо веком ранее. Монеты отражают развитие как денежной экономики, так и административной системы, в которой главную роль играли сбор налогов и учет расходов.
Появление развитой территориальной системы управления шло бок о бок с возрождением церкви, которой нанесли тяжелый удар вторжения викингов и их расселение на британских землях. Начали основываться новые монастыри и вновь заселяться старые. Основы этого процесса были заложены Альфредом, но пика своего он достиг в конце X в. При Дунстане, архиепископе Кентерберийском (960-988), была проведена монастырская реформа, явившаяся откликом на упадок монастырей в IX в. Кентербери, Шерборн, Винчестер и Вустер стали монастырскими соборами. Как и в Шотландии, церковь оказывала монархии административную и идеологическую поддержку, а также создавала условия для развития культурной жизни, включая такие ее стороны, как иллюминация рукописей и резьба по камню.
Шотландия
Нападения викингов ослабили династию Дал Риады, которая захватила власть над королевством пиктов, и в 843 г. ее сместил Кеннет Мак-Альпин (ум. 858 г.), который стал королем скоттов и пиктов. Впрочем, ни ему, ни его преемникам не удалось установить контроль над всей территорией современной Шотландии. Область у Морей-Ферта сохраняла независимость до начала XII в. Не подчинялись шотландским королям также западные острова и побережье, а на юге вне их влияния оставались Стратклайд и Лотиан, который находился во власти Нортумбрии. Преемники Кеннета Мак-Альпина больше внимания уделяли южному, чем северному направлению, и в начале X в. захватили Стратклайд, а затем Лотиан. Приобретение Лотиана было скреплено победой при Карэме в 1018 г. Между Шотландией и Англией не существовало четкой естественной границы; кроме того, Шотландия, как и Англия, не отличалась этническим единством. Она была разнородна в этническом, географическом, экономическом и культурном отношении. Здесь жили скотты, пикты, бритты (в Стратклайде) и англы (в Лотиане). До середины XII в. сохранялась неопределенность, в состав какого государства в конечном итоге войдет территория современной северной Англии, и особенно Камбрия и Нортумберленд, — станет ли она частью Англии или Шотландии?
В Альбе протекали те же процессы, что и в Уэссексе. Церковь — святые, мощи и церковнослужители — обеспечивала идеологическую опору, сильную пропаганду, административную поддержку и упрочение связей с отдельными местностями и областями. От прошлых времен страна унаследовала знатное сословие, а его стабильное положение способствовало укреплению административной власти и военной мощи, усиливая могущество монарха. Хотя в шотландской экономике, общественной жизни и политической системе деньги играли гораздо меньшую роль, чем в Англии, и не чеканилась собственная монета, управление осуществлялось мормарами, правителями крупных областей, и танами, ответственными за сбор налогов и распоряжавшимися на местах.
Уэльс
Уэльс из всех четырех «стран» наименее пострадал от викингов, хотя более прочих испытывал давление со стороны соседей. Однако насколько значительным бы ни было английское давление, неправильно сопоставлять внешне сходные валлийские и английские реалии или утверждать, что в политическом развитии Уэльс следовал английскому образцу, а также недооценивать роль внутренних междоусобиц, отчасти носивших династический характер. Неспособность королевств Кередигион и Гуртейрнион в центральном Уэльсе сохранить свою независимость объясняется могуществом Гвинедда и Диведа.
Традиционные валлийские обычаи наследования — раздел собственности между сыновьями — затрудняли преобразование земельных наделов в единое государство, хотя королевская власть, по крайней мере в теории, была неделимой. Такие правители, как король Гвинедда Родри Маур (ум. 878 г.), вероятно, объединяли под своей властью несколько королевств, а после их смерти эти королевства наследовали разные сыновья. Внук Родрй Хьюэл Дда (Хоуэл Добрый, ум. 950 г.) унаследовал лишь Кередигион, хотя впоследствии правил почти всем Уэльсом. Хьюэл был знаковой фигурой, первым валлийским королем, начавшим чеканку собственной монеты. В 928 г. он совершил паломничество в Рим. Согласно поздней традиции, Хьюэл также создал первый свод валлийских законов (хотя, скорее всего, это деяние было приписано ему уже в XII в.). Эти законы закладывали основы кланового общества, просуществовавшего в некоторых отношениях до 1284, а в других аспектах — до 1536 г.
После смерти Хьюэла вспыхнула очередная междоусобица, в которую не преминула вмешаться Англия, все чаще притязавшая на верховную власть над всей Британией. Южный Уэльс еще в 886 г. признал верховенство Альфреда, к которому валлийцы обратились за помощью против викингов, и такое положение сохранялось до начала X в. Валлийские князья приезжали ко двору Ательстана и считались его подданными. При Эдуарде Исповеднике (1042-1066) титулы король Англии и король Британии использовались без каких-либо различий, так как, хотя Ирландия была полностью независимой, Уэльс и Шотландия входили в сферу влияния английской короны.
Политическую географию Уэльса можно сравнить с английской; Уэльс был раздроблен на несколько королевств, и такого титула, как король Уэльса, попросту не существовало. Однако если Англия обязана своим единством викингам, уничтожившим все английские королевства, кроме одного (Уэссекса), то в Уэльсе этого не произошло, а сходный процесс сплочения перед лицом иноземного завоевания отодвинулся на долгое время, вплоть до того момента, когда значительную часть страны захватили англо-нормандцы.
Валлийские правители той эпохи были заняты междоусобной борьбой. Самым значительным событием в до-нормандский период стало возвышение Гвинедда при Лльюэлине ап Сейсилле (ум. около 1023 г.) и его сыне Гриффидде ап Лльюэллине (ум. 1063 г.). Объединение Уэльса осложнялось иноземными вторжениями: дублинские норвежцы оказывали помощь противникам Гриффидда. Валлийские князья, включая и самого Гриффидда, охотно прибегали к такой поддержке. Впрочем, Гриффидд имел серьезные столкновения с англичанами, особенно с Гарольдом Годвинсоном, эрлом Уэссекса. В 1063 году Гарольд вторгся в Уэльс одновременно с суши и с моря; Гриффидд был убит своими же людьми, а его голова была доставлена Гарольду, который также захватил в плен его жену. Победитель позволил сводным братьям Гриффидда унаследовать Гвинедд и Поуис, вынудив их принести ему клятву верности.
Неизвестно, сумел ли бы Гвинедд повторить успех Уэссекса X и XI вв. и стать центром единого государства Уэльс. В отличие от Англии, в Уэльсе не было столь развитой системы управления, хотя то же самое можно сказать и о Шотландии. Завоевание той или части Уэльса, Шотландии и Ирландии правителей другой ее области сводилось к установлению личной власти и захвату заложников, а не к объединению частей в административном и политическом плане. Очевидно, власть правителей Гвинедда, Шотландии и верховных королей Ирландии основывалась на военных успехах. После нормандского завоевания Англии военное давление на этих независимых князей многократно возросло.
Столетие вторжений
В XI в. крупнейшее государство на Британских островах — Английское королевство, созданное правителями Уэссекса, — было дважды покорено иноземцами. В обоих случаях Англия вошла в состав государства, находившегося на континенте. Второе завоевание — нормандское — вызвало социальное переустройство Англии, но первое почти не затронуло ее общественную структуру.
Первое завоевание явилось следствием возрождения датской активности, хотя на сей раз датчане вторглись в Англию не отдельными отрядами, а единым войском. Экономическое развитие, денежная экономика и богатые серебряные рудники превращали Англию в привлекательную цель для завоевателей. Датские набеги на английские прибрежные области возобновились в 980 г., а за ними последовало масштабное вторжение в 991 г., когда датчане разгромили при Молдоне эссекское ополчение. Английское сопротивление возглавил младший сын Эдгара Этельред Неразумный (978-1016), который взошел на трон после того, как его сторонники убили его старшего брата. Он приложил отчаянные усилия, чтобы дать отпор захватчикам, но, подобно Иоанну Безземельному и позднее Карлу I, он, по-видимому, плохо умел командовать подчиненными или внушать к себе доверие и, таким образом, был лишен двух важнейших качеств, требуемых от короля в аристократическом обществе.
Вероятно, Этельреду пришлось столкнуться с датскими армиями, которые по численности превышали те войска, с которыми боролся Альфред. Он попытался откупиться от датчан данью (Данегельдом), выплатив им сумму в 240 000 фунтов, свидетельствующую о богатстве и организованности Английского королевства, хотя цифры, приведенные в Англо-саксонской хронике, возможно, преувеличены. В любом случае, это принесло лишь временную передышку. Хотя сопротивление продолжалось еще много лет, датский король Свейн предпринял крупное наступление в 1003-1006 и 1013 гг. В результате последнего похода Этельреду пришлось бежать в Нормандию. По договору, заключенному в Олни (1016 г.), Англия была разделена между Кнутом, сыном Свейна, и старшим сыном Этельреда, энергичным Эдмундом Железнобоким. А вскоре после этого, когда Эдмунд умер, королем всей Англии стал Кнут (1016-1035). Он был «избран» английским уитенагемотом, но, несомненно, избрание произошло не в последнюю очередь вследствие общей нестабильности, возникшей из-за датских нападений.
После того, как Кнут унаследовал от своего старшего брата датскую корону (1019 г.), Англия стала частью обширного многонационального королевства. Кнут казнил или отправил в изгнание своих противников, ввел в слой аристократии представителей датской знати и разделил державу на несколько эрлств. Однако он вовсе не стремился к славе завоевателя и хотел считаться государем как датчан, так и прочих народов. Он был королем нескольких королевств, а не монархом, стремящимся расширить пределы одного из них. Кнут перенял у предшественников эффективную систему управления, вел себя так, как ожидали подданные от английского короля, и, в отличие от нормандца Вильгельма Завоевателя, не сталкивался с проблемой мятежей. В 1018 г. он подтвердил законность постановлений всех предыдущих королей. Кнут не стал смещать церковнослужителей, наделял богатыми пожертвованиями английские монастыри и не был чужд англосаксонской культуре. Военным и административным центром в Англии он сделал Лондон.
Империя Кнута распалась после его смерти. Притязаниям его сына Гартакнута, унаследовавшего Данию, на английский престол противодействовал его сводный брат Гарольд Заячья Лапа. При поддержке эрлов Мерсии и Уэссекса Гарольд в 1037 г. захватил всю страну. После смерти Гарольда в 1040 г. на его сменил Гартакнут, который умер в 1042 г., не оставив детей. Согласие на раздел, данное в 1016 и 1035 гг. английской аристократией, говорит о многом, но, с другой стороны, нужно учитывать и краткосрочность этих разделов.
Хотя норвежцы продолжали играть важную роль в Ирландском море и в северной и западной Шотландии, век викингов в Англии закончился. Конечно, англичанам еще предстояло пережить отдельные нападения — в 1066 г. на страну напал Харальд Хардероде, король Норвегии, а в 1069-1070 и 1075 гг. датчане, но их атаки были отражены. Англия более не обращала свои взоры на Скандинавию, но вместо этого вскоре была вовлечена в орбиту французского влияния.
При Эдуарде Исповеднике (1042-1066), сыне Этельреда, королевский дом Уэссекса вернул себе английскую корону. Правление этой династии отмечено демографическим ростом и экономическим подъемом X-XI вв. Все большее значение приобретал вывоз шерсти в Фландрию; строились овчарни и начали выводить рунные породы овец.
Однако спокойствие королевства определялось вопросом о престолонаследии. Бездетный Эдуард отдавал предпочтение нормандскому герцогскому дому, из которого происходила его мать Эмма и который долгие годы предоставлял ему гостеприимство. Нормандскому влиянию противостоял тесть Эдуарда, Годвин, эрл Уэссекса. В 1051-1052 гг. Годвин поднял мятеж и был изгнан из страны, но вскоре вернулся, вынудив Эдуарда восстановить его в правах и отправить в изгнание своих нормандских друзей. После смерти Годвина в 1052 г. ему наследовал его старший сын Гарольд, занявший в государстве второе место после короля.
После смерти Эдуарда, последовавшей 5 января 1066 г., Гарольд был провозглашен королем с одобрения уитенагемота, собрания старейшин королевства. Гарольд утверждал, что Эдуард завещал ему корону на смертном одре, однако, по словам Вильгельма Нормандского, Эдуард обещал сделать своим наследником именно его, Вильгельма, еще в 1051 г., когда он приезжал в Англию, а Гарольд признал законность этого решения в 1064 г.
Опасаясь нормандского вторжения, Гарольд сосредоточил свои силы на южном берегу, однако Вильгельм задержал переправу из-за неблагоприятного ветра, и поэтому Гарольд двинулся на север, чтобы отразить нападение норвежцев во главе с Харальдом Хардероде, которого поддержал изгнанный брат Гарольда Тостиг. Захватчики разбили местное ополчение и взяли Йорк, но были застигнуты врасплох и разбиты Гарольдом при Стэмфорд-Бридже 25 сентября 1066 г. Харальд и Тостиг погибли в битве.
Спустя три дня Вильгельм высадился в Певенси на южном побережье. Гарольд поспешил на юг, чтобы напасть на нормандскую армию, прежде чем она создаст укрепленный плацдарм. Однако английское войско было ослаблено потерями при Стэмфорд-Бридже, измотано быстрым маршем и уступало противнику в численности на 5 или 7 тысяч человек. Гарольд занял сильную оборонительную позицию на холме, создававшую значительные неудобства для нормандской конницы. Битва была тяжелой, и исход ее был неясен, однако стена, составленная из щитов английских хускарлов, разрушилась при контратаках, в которые переходили англичане, стремясь воспользоваться истинными или ложными отступлениями нормандцев, и наконец английские позиции были прорваны. Гарольд погиб, пораженный стрелой в глаз, хотя, возможно, его зарубил нормандский всадник.
Затем Вильгельм перешел в быстрое наступление, чтобы полностью выжать максимум возможного из одержанной победы. У его деморализованных противников не было признанного главы. При Гастингсе погибло много знатных англичан, а Эдгар Этелинг, внук Эдмунда Железнобокого, был слабой и непопулярной фигурой. Вильгельм переправился через Темзу к западу от Лондона. В Беркемстеде он принял изъявления покорности от своих противников. На Рождество 1066 г. Вильгельм был провозглашен королем Англии в Вестминстерском аббатстве. Самое могущественное государство на Британских островах пало к ногам победителя с удивительной быстротой. Как ни странно, легкости, с которой Вильгельм завоевал всю Англию, способствовало объединение страны под эгидой уэссекской династии. Отныне Англия была открыта новым политическим, социальным и культурным веяниям и влияниям, которые, при посредничестве англо-нормандцев, затронули и другие части Британских островов.
В Шотландии в XI в. такого единства не было и в помине, хотя вряд ли следует это связывать с давлением со стороны викингов или нормандцев. Неразработанность законов о престолонаследии и могущество местных вождей позволили Макбету, представителю королевского дома, управлявшему Мореем, бросить вызов королю Дункану, унаследовавшему корону от Малькольма в 1034 г. по женской линии, так как его мать была дочерью Малькольма. Тем не менее женская линия уступала в престиже мужской. В 1040 г. при помощи Торфинна, эрла Оркнейского, Макбет разбил Дункана в сражении и сверг его с престола. Макбета в свою очередь в 1057 г. низложил сын Дункана, Малькольм. Малькольму оказал поддержку Сигурд, эрл Нортумбрии, но иностранное вмешательство в данном случае несравнимо с теми переменами, которые наступили в Англии после вторжения Вильгельма Завоевателя. Напротив, Малькольму III удалось укрепить положение своей династии. Таким образом, к 1066 г. Англия и Шотландия подошли с совершенно различными политическими традициями, хотя для обеих этих стран общими были некоторые явления и тенденции, не в последнюю очередь развитие феодализма.