Невозможно много лет подряд описывать развитие ситуации в какой-либо сфере бытия – в моем случае, в банковском секторе – и не проникнуться теплыми чувствами к этой сфере. Хотя бы потому, что многие события в жизни увязываются в сознании именно с ней: командировки, интересные конференции и форумы, дискуссии, знакомства, удачные статьи, запомнившиеся интервью и т.д.
Поэтому каждый отзыв лицензии, честно признаюсь, вызывает у меня нерадостные чувства, даже в тех случаях, когда мотивация регулятора звучит убедительно, и даже когда я сама и мои коллеги-журналисты знали, что «банк-отозвыш» был глубоко нездоровым. Есть масса признаков, которые обычно указывают на это, но сейчас не хотелось бы говорить о грустном, поскольку новость, к которой приурочена эта колонка, относится к числу радостных.
Итак, сегодня, выступая на конференции «Регулирование деятельности кредитных организаций Банком России», заместитель председателя ЦБ Ольга Полякова рассказывала о том, как сейчас осуществляется надзор и регулирование, на что обращает внимание ЦБ при оценке финансового состояния банков, какую роль отводит их внутренним процедурам оценки рисков и т.д. Среди прочих тем была затронута и тема пропорционального регулирования, в рамках которого банки должны разделиться на две группы – универсальные и базовые. Универсальные смогут осуществлять широкий спектр операций, в том числе и на международном уровне, но только при условии наличия у них необходимого для того капитала. К числу базовых будут относиться банки с размером капитала до 1 млрд долларов – им широкий спектр операций «не светит», зато для них предусмотрены регуляторные послаблений. Среди которых следующие - меньшее количество обязательных нормативов, упрощенное регулирование, связанное с двухлетним циклом внутренней оценки достаточности капитала, сокращение форм отчетности и – чему лично я искренне обрадовалась - не предоставление отчетности по МСФО.
До недавнего еще времени считалось, что будет банк базовым или универсальным, а Международные стандарты финансовой отчетности – наше все. Честно признаюсь, что меня эта позиция удивляла – невольно каждый раз, когда я слышала это, мне вспомнился замечательный эпизод из повести Аркадия Гайдара «Школа», где речь шла о дискуссии на одном из многочисленных в 2017 году митингов:
- Завоюем Константинополь. Ну прямо как до зарезу нужен нам этот Константинополь! Ну, скажи мне на милость, дорогой человек, какие у тебя дела могут быть в Константинополе? Зачем тебе Босфор и Дарданеллы? Что ты, картошку туда на базар продавать повезешь? Чего же ты молчишь?
Рябой мужичок покраснел, заморгал и, разводя руками, ответил высоким негодующим голосом:
- Да мне же вовсе он и не нужен... Да зачем же он мне сдался?
Вот примерно тот же вопрос возникал, когда речь заходила об МСФО – зачем банкам с базовой лицензией Босфор и Дарданеллы…, то есть зачем им подавать отчетность по МСФО, когда у них будет заведомо узкий спектр разрешенных операций? И то, что от этого требования решили отказаться, по моему убеждению, совершенно правильно.