Найти тему

Катастрофы в космосе. Часть 9. 191-й полет ракетоплана X-15

Майкл Джеймс Адамс около ракетоплана X-15
Майкл Джеймс Адамс около ракетоплана X-15

С 1959 года по 1970 год американские ВВС использовали первый в мире гиперзвуковой самолет X-15. Это были ракетопланы, которые совершали суборбитальные космические полеты, главной целью которых, к сожалению, было изучение в условиях гиперзвуковых скоростей условий эксплуатации летательных аппаратов для создания гиперзвукового суборбитального бомбардировщика.

Отстыковка ракетоплана от крыла B-52
Отстыковка ракетоплана от крыла B-52

Упрощенно все полеты этого ракетоплана выглядели следующим образом: Бомбардировщик B-52, у которого под крылом был прицеплен ракетоплан X -15 выходил на высоту 15 000 м, здесь от него стартовал ракетоплан, который набирал скорость (больше 5 Мах) и высоту, потом двигатель выключался и самолет продолжал набирать высоту, по инерции выходил за пределы атмосферы и продолжал подниматься до апогея траектории (потолка полета, который часто был выше 50 км, а несколько раз превышал 100 км), затем происходил баллистический спуск, вход в плотные слои атмосферы, выход из пикирования, планирование и посадка X-15.

-3

Всего было совершено 198 полетов этого самолета. Хотя это не считалось космическим полетом в соответствии с принятым в мире определением (правила ФАИ признают полеты космическими выше линии Кармана, т.е. свыше 100 км), разрушение самолета Майкла Дж. Адамса, произошедшее 15 ноября 1967 года, привело к его смерти.

Проблемы с электроникой и управлением привели к тому, что Адамс потерял контроль над самолетом во время возвращения с самой высокой точки полета (81,1 км). Хотя он выровнял самолет, и полет казался нормальным, но через несколько секунд самолет опять свалился в гиперзвуковой штопор на скорости 4.7 Маха. Падая вниз со скоростью 5300 метров в минуту, корпус самолета распался над пустыней Мохаве недалеко от города Йоханнесбург.

Разрушенный X-15 Майкла Адамса
Разрушенный X-15 Майкла Адамса

Не было никаких признаков, того чтобы Адамс попытался бы катапультироваться из самолета, наоборот он пытался восстановить контроль на X-15 перед тем, как самолет развалился. Адамса посмертно зачислили в число астронавтов ВВС США, за то что он пересек высоту в 50 миль (80,5 км). Его имя высечено на мемориале Космическое Зеркало (мыс Канаверал, США). Эта трагедия явилась одной из причин сворачивания программы полетов X-15.

Если Вы остались неравнодушны к статье - Поставьте оценку! А также Подписывайтесь на канал Наука. Грани Реальности.