Опубликовано:
Панченко Г.В.Новые сведения о купцах Шемякиных// Историко-культурный и природный потенциал кинешемского края. Развитие регионального туризма. Кинешма. 2008. С. 103-106.
с.103
Одной из самых вызывающих интерес купеческих фамилий в Плесе являются Шемякины, вероятно, потому, что судьба их во многом была определена судьбой самого города.
В Государственном архиве Ивановской области в фонде Сиротского суда хранится интересный документ, проливающий свет на раннюю историю ставшего позже известным в Плесе и Кинешме рода купцов-хлеботорговцев и мукомолов братьев Шемякиных. Из этого документа мы узнаем о том, что в ноябре 1832 г. плесский мещанин Николай Данилович Шемякин обратился в плесский Сиротский суд с просьбой учредить опекунское управление над женой Надеждой Петровной и детьми его сына Ивана Николаевича Шемякина, сосланного в 1830 г. по определению Судебных мест в Сибирь на поселение. Упоминаемые в документе дети – Иван 8 лет (1824 г.р.), Алексей 5 лет (1827 г.р.) и Михаил 4 лет от роду (1828 г.р.). Сам Николай Данилович, имея полных 70 лет от роду и ссылаясь на слабость по преклонности лет, просит опекуном осиротевшей семьи оставить другого своего сына – Андрея Николаевича Шемякина, «предоставляя в пользу малолетних как оставшееся после сына моего сосланного на поселение имущество, равно и награжденное мною им». Речь велась только о недвижимом имуществе. Просьба Николая Даниловича была удовлетворена [1].
Мы предполагаем, что упоминаемый в этом документе маленький Иван Иванович Шемякин, сын Ивана Даниловича и Надежды Петровны, и есть отец известных плесских, а позднее кинешемских купцов - братьев Василия (1870 -1949), Ивана, Павла (1874 -1928?) и Якова Шемякиных, имевших сестру Надежду. Елена Павловна, урожд. Шемякина, правнучка Павла Ивановича, живущая в Плесе, не исключает такой возможности, но и не может подтвердить ее, так как Павел Иванович умер, когда ее деду было 8-10 лет, и не успел с ним поделиться своими знаниями об истории семьи. Наше предположение косвенно подтверждает частое использование в их роду имен Иван и Надежда, которые являются знаковыми для семьи.
Об Иване Ивановиче Шемякине старшем нам известно очень мало. Из метрических книг плесской Троицкой церкви за 1898 г. мы узнаем, что 27 декабря умерла его жена Мария Константиновна Шемякина в возрасте 72 лет от водянки, а он сам назван плесским мещанином [2].
Выросшие в городе, утратившем свой прежний торговый размах после постройки в 1871 г. железной дороги от Иваново-Вознесенска до Кинешмы, дети Ивана Ивановича и Марии Константиновны в конце XIX века уезжают в Кинешму, где открывают Торговый Дом братьев Шемякиных, занимавшийся хлебной торговлей [3] и становятся кинешемскими купцами, владельцами механической мукомольной мельницы [4]. Василий Иванович строит на набережной Кинешмы сначала деревянный, а затем на том же месте в 1913 г. - каменный дом, сохранившийся до сего времени (Кинешемский ЗАГС). Во главе семейного дела стоял, видимо, именно Василий Иванович.
с.104
Елена Павловна подтвердила, что братья Шемякины работали в одном деле. Павел Иванович, ее прадед, вел бухгалтерию, а Яков Иванович был завхозом, снабжал мукомольное производство всем необходимым.
К сожалению, Елена Павловна ничего не смогла рассказать о судьбе Якова и Ивана Шемякиных. Особенно судьба Ивана Ивановича младшего для нас остается загадкой. Нам неизвестно, работал ли он в семейном деле и какую роль в нем играл. Мы видим Ивана на групповой фотографии 1907 г., но он почему-то не становится вместе с братьями наследником отцовского дома на плесской набережной. Возможно, это указывает на то, что он не дожил до смерти отца.
Павел, Василий и Яков Шемякины в 1914 г. упомянуты как владельцы деревянного дома с мезонином на Набережной улице Плеса [5]. Они также имели деревянные склады на Базарной площади в Плесе. После революции склады были сломаны, а материал использован на ремонт Ногинской школы [6].
Лишившись в 1918 г. имущества (мукомольной мельницы и домов на набережной и Песочной улице, а также каменных складских помещений на базарной площади [7]) в Кинешме, Василий, Павел и Яков возвращаются в Плес. Василий Иванович, в частности, жил в Плесе с 1917 по 1923 год, служил десятником в одной из контор города [8].
Но и здесь братьям приходится нелегко.
4 октября 1918 г. было принято специальное постановление Совета плесского городского хозяйства о выселении дачников, задержавшихся в Плесе на зиму. Предлагалось выселить, в частности, Якова Ивановича Шемякина из дома Аверина, где тот проживал [9]. Видимо, за исполнением постановления строго проследили. Дальнейшая судьба Якова Ивановича нам пока неизвестна.
В 1919 г. было принято решение Совета плесского городского хозяйства, гласившее: «Для содержания Совета … наложить на имущих граждан контрибуцию и взыскание данной поручить исполкому производить самостоятельно, принимая репрессивные меры по его усмотрению». Шемякину П.И. и В.И. была назначена контрибуция в 2000 р. каждому [10].
Из статьи «Борьба с буржуями», опубликованной в 1919 г. в «Рабочем крае» мы узнаем, что бывших купцов, «чтобы рациональнее использовать буржуев и не давать им беситься с жиру», новая власть отправляет на принудительные работы. В. И. Шемякин в резкой форме отказался их выполнять и попытался пожаловаться на самоуправство местной власти в уезд. Уезд принял решение «Шемякина за неподчинение и неисполнение требований Горисполкома оштрафовать на 10000 руб., а при неуплате штрафа подвергнуть аресту в административном порядке на 3 месяца» [11].
Не совсем понятна история с их домом на Набережной улице Плеса. По воспоминаниям И.П. Шемякина, сразу после революции хозяева из дома были выгнаны и ютились по чужим углам [12]. В 1932 году Шемякины жаловались на решение плесского горсовета по делу об отказе в их ходатайстве о передаче горсовету принадлежащего им дома. Середской райисполком, рассмотрев дело, постановил: «Принимая во внимание, что подателями жалобы руководит стремление сбросить имеющийся дом с исключительным намерением избавиться от налогов на домовладение, решение Плесского горсовета по данному вопросу оставить в силе, жалобу гр. Шемякиных отклонить» [13]. Т.е. получается, что братьев после революции выселили из дома, не национализировав его и оставив на них бремя огромного налога на недвижимость, которой они не пользовались.
В 1921 г. в Плесе активно прорабатывалась идея создания детского городка, в связи с чем был проведен осмотр ряда купеческих домов на предмет их годности и необходимости капитального ремонта. Дом братьев Шемякиных был признан условно годным для размещения 20 детей. Но дальше проектов дело не пошло [14].
В период НЭПа в 1923-1927 гг. Василий Иванович вновь вернулся в Кинешму и вместе с Тихоновым и Кузнецовым занялся торговлей мукой. Согласно справке ГОРФО, он значился торговцем хлебными товарами по 4 разряду до 01.04.1927, недоимок не имел. Но период экономической свободы быстро заканчивается. 11 октября 1930 года Василий Иванович Шемякин был арестован в доме по ул. Кузнецкой, 18 по обвинению в соучастии деятельности
с.105
контрреволюционной церковно-кулацкой группы и 4 ноября того же года постановлением тройки при П.П.ОГПУ по ИПО осужден по ст.58-10 УК РСФСР к ссылке в Северный Край на 5 лет [15]. В 1933 году он был условно освобожден и приехал к месту жительства жены Евдокии Ивановны в г. Кострому, Кадневский пер., д.7 [16]. Здесь он и умер в 1949 г.[17] Более чем через 40 лет после смерти Шемякин Василий Иванович был реабилитирован [18].
Павел Иванович после революции жил в Плесе. Здесь он женился в 1918 г. на Надежде Геннадьевне Кошкаровой, дочери Геннадия Константиновича Кошкарова, в прошлом – ярославского губернатора. По воспоминаниям правнучки, Павел Иванович был женат два раза. Имя первой его жены она не знает, от брака родились две девочки. При разводе старшая осталась с женой, а вторая – Людмила – жила, пока не выросла, со второй семьей отца, нянчилась с его детьми [19]. Судя по всему, у семьи Кошкаровых были родственные связи с плесянами Морокиными, один из которых – Дмитрий Федорович – был одно время арендатором Любимовского химического завода в окрестностях Плеса. Павел Иванович и его жена Надежда Геннадьевна в 1918 г. были лишены избирательных прав [20]. От второго брака родились два сына – Иван (1919 г.р.) и Павел. Павел погиб на войне.
Павел Иванович, по воспоминаниям правнучки, умер зимой 1927 года в возрасте 45 лет от болезни желудка. Дата вызывает сомнение, так как в 1928-29 году пересматривались списки избирателей к очередным выборам и на просьбу Павла Ивановича и его сестры Надежды Ивановны восстановить их в правах плесский горисполком ответил отказом [21], т. е. в это время П.И. Шемякин был еще жив. Неверна и продолжительность его жизни, так как из документа «Именной список лиц, лишенных избирательных прав по г. Плесу Середского уезда» мы узнаем, что в 1926 г. П.И. Шемякину было 52 года (1874 г.р.), его жене Надежде Геннадьевне был 41 год (1885 г.р.) [22]. В списке лишенных избирательных прав, составленном в 1928 году, Павла Ивановича уже нет, видимо, ко времени составления списка он умер. Т. е он умер, очевидно, зимой 1928 г. в возрасте 54 лет.
Хоронили Павла Ивановича, как рассказывал Е.П. Шемякиной ее дедушка, из бывшего дома братьев, расположенного на Набережной. Тогда был обычай давать подарочки людям, приходившим прощаться, - или какой-то продукт, или отрез – просто, чтобы умершего помнили [23].
Нелегкая судьба досталась братьям Шемякиным, и до сих пор в истории этой семьи есть много белых пятен и загадок, которые мы надеемся со временем разгадать [24].
Генеалогия Шемякиных.
с.106
[1] Дело об установлении опеки над детьми и имением сосланного в Сибирь на поселение мещанина Ивана Шемякина. ГАИО. Ф.899. Оп.1. Д.94. Л.1-3.
[2] Метрическая книга Троицкой церкви в г. Плесе за 1898 г.
[3] Календарь Костромской губернии на 1912 г. Кострома. 1912. С. 250.
[4] Смирнов Л.П. Пояснения к плесским открыткам. АИО ПГИАХМЗ. Ф.3. Оп.1. Д.15. Л.6.
[5] ГАКО. Ф. 133. Оп.2. Д. 12522.
[6] ГАИО. Ф. Р-139, оп. 1, д. 263, л. 70.
[7] ГАИО. Ф.139. Оп.1. Д.52.Л. 1,30,40; ГАИО. Ф.2190. Оп.1. Д.31. Л.10.; Там же. Д.89. Л.45,47,91,98.
[8] Справка ИЦ УВД Ивановской области от 29.12.98. № 4/0-6.
[9] Журналы Плесского городского хозяйства. 3 июля 1918г.-27 декабря 1918 г. ГАИО. Ф.972, оп. 1, д.6. Л.73.
[10] Протоколы заседаний Плесского Совета городского хозяйства. ГАИО. Ф. 972. Оп.1. Д. 46. Л.78-79.
[11] Борьба с буржуями//Рабочий край. 1919. 16 сент. № 208.
[12] Воспоминания Е.П. Шемякиной. Архив ИО ПГИАХМЗ. Ф.3. Оп. 1.Д. 82.
[13] Протоколы президиума Середского райисполкома 5 янв. –14 сент. 1932г. ГАИО. Ф. 1510. Оп. 1. Д.4281. Л.76.
[14] Дело об организации Детского городка в Плесе 22 апреля – окт. 1921 г. ГАИО. Ф. 1319. Оп. 1. Д.318. Л.2, 45.
[15] Справка ФСБ от 10.11.1997 № 10/0-117.
[16] Справка ОГПУ от 30.10.1933. № 35006.
[17] Свидетельство о смерти Шемякина Василия Ивановича ЦЖ № 022014.
[18] Справка прокуратуры Ивановской области о реабилитации В.И. Шемякина от28 ноября 1997 г. № 13-117-97.
[19] Воспоминания Е.П. Шемякиной. Архив ИО ПГИАХМЗ. Ф.3. Оп. 1. Д.82.
[20] Именной список лиц, лишенных избирательных прав по г. Плесу Середского уезда. ГАИО. Ф. Р-969. Оп.1. Д. 184. Л. 1-3.
[21] Материалы (протоколы, информационные сводки по перевыборам Плесского горисполкома). 22 ноября 1928 –7 марта 1929г. ГАИО. Ф. 980. Оп.1. Д. 305. Л. 5.
[22] Именной список лиц, лишенных избирательных прав по г. Плесу Середского уезда. ГАИО. Ф. Р-969. Оп.1. Д. 184. Л. 1-3.
[23] Воспоминания Е.П. Шемякиной. Архив ИО ПГИАХМЗ. Ф.3. Оп. 1. Д. 82.
[24] Выражаю признательность Е.Н. Закаменной и Н.Н. Аристовой за любезно предоставленные материалы по советскому периоду жизни Шемякиных.
Список сокращений
ИО ПГИАХМЗ – исторический отдел Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
ГАИО – Государственный архив Ивановской области