Найти в Дзене
Alexey Larkin

Почему Украина копирует PornHub?

Все уже вдоволь посмеялись над тем, что новый бренд Украины похож на PornHub Gay, но давайте же разберемся в сути происходящего. Кабинет Министров Украины единогласно утвердил официальный бренд страны — Ukraine now. Он должен способствовать популяризации Украины во всем мире. Бренд Ukraine now планируют использовать во внешней рекламе и в прессе. Также сообщается о мобильном приложении, которое поможет иностранцам ближе познакомиться с Украиной, узнать больше о культуре, традициях и особенностях страны. Создание официального бренда — инициатива Министерства информационной политики Украины. Фактическим исполнителем выступило украинское рекламное агентство Banda Agency, которое вместе с Republique получило в 2017 году престижную премию Red Dot Design Award за брендинг Евровидения. Я посоветовался со своим давним наставником — руководителем брендингового агентства LAB, философом и политологом Ильей Чертковым, и вот что мы с маэстро имеем вам сказать: 1. Скорее всего схожесть дизайна это

(Текст от 12 мая 2018 года)
(Текст от 12 мая 2018 года)

Все уже вдоволь посмеялись над тем, что новый бренд Украины похож на PornHub Gay, но давайте же разберемся в сути происходящего.

Кабинет Министров Украины единогласно утвердил официальный бренд страны — Ukraine now. Он должен способствовать популяризации Украины во всем мире. Бренд Ukraine now планируют использовать во внешней рекламе и в прессе. Также сообщается о мобильном приложении, которое поможет иностранцам ближе познакомиться с Украиной, узнать больше о культуре, традициях и особенностях страны. Создание официального бренда — инициатива Министерства информационной политики Украины. Фактическим исполнителем выступило украинское рекламное агентство Banda Agency, которое вместе с Republique получило в 2017 году престижную премию Red Dot Design Award за брендинг Евровидения.

Я посоветовался со своим давним наставником — руководителем брендингового агентства LAB, философом и политологом Ильей Чертковым, и вот что мы с маэстро имеем вам сказать:

1. Скорее всего схожесть дизайна это совпадение. Со стороны поверить трудно, но целый ряд экспертов индустрии, которых я обзвонил говорят, что в этом нет ничего удивительного. Украину уже не раз высмеивали за неудачные совпадения, например за «патриотические» желто-голубые ленточки, которые оказались символом «Международного дня помощи детям с синдромом Дауна» или за подозрительное сходство украинского флага со шведским или за некоторые другие странные дизайнерские решения. Не в первой.

-2

2. PornHub — одни из главных мировых профессионалов в области рекламы. Эти люди специализируются на самых эффективных в мире маркетинговых и рекламных решениях. Если украинцы всё же крадут дизайн, то воруют они у лучших, а это похвально. Если никого не смущает (а PornHub Gay и его дизайн — не самые узнаваемые вещи в мире), то вполне можно использовать.

3. Официальные украинские представители заявляют, что на логотип было затрачено 0 гривен и весь дизайн полностью бесплатный. Это уже гораздо любопытнее гейских приколов.

Практика госконтрактов в России и на Украине примерно одинакова, поэтому будем судить исходя из своего российского и международного опыта. Скорее всего в контракте на разработку действительно прописана сумма 0 гривен (хотя тут большой вопрос как антимонопольные службы могли это пропустить), но кроме этого есть еще и другие контракты:

а) на внедрение

б) на роялти от использования

Они могут с лихвой перебивать все расходы на создание. К примеру, разработчик бесплатно разработал бренд, а потом подписал к нему доп. соглашение по которому он получает процент от производства полиграфической и сувенирной продукции в течении нескольких лет. Объёмы таких сделок могут быть любыми, а учитывая заявленный масштаб проекта — это возможность для реализации астрономических прибылей.

4. Чтобы отследить эти моменты, нужно пристально наблюдать за дальнейшими контрактными перипетиями: на кого будет прописан акт передачи прав на интеллектуальную собственность (он в любом случае должен быть), где будут проявляться контракты на производство чего-либо, что связано с рассматриваемым брендом.

Могут быть и такие схемы:

Берем гос.контракт на сопровождение мероприятий. В конкурсной процедуре на его определение будет указано, что к исполнению допускаются только те проетенденты, у кого есть опыт разработки, а опыт разработки есть конкретно у одной компании — они автоматически выиграют тендер. Как на это будет смотреть украинская ФАС — большой вопрос.

5. Скорее всего сейчас в украинской гос.контрактной системе есть какая-то история, связанная с оборонным заказом, которая естественно засекречена и проводится по закрытым статьям расходов бюджета. Это во многом слишком сложная и запутанная схема, но ради получения откатов могут и на танки начать лепить этот логотип — главное чтобы был контракт и отчисления по нему для всех заинтересованных лиц.

6. Финансирование может осуществляться и через опосредованные госбюджеты, т.е. формально за частные деньги, но в интересах государства. Схема: дизайнер Мыкола бесплатно рисует логотип, а после этого продает акционерному обществу «УкрОборонКондитерПром» расширенные комментарии к брендбуку за 50 миллионов гривен. Это абсолютно легально.

7. Но если абстрагироваться и от геев и от коррупции, то возникает вопрос, может ли вообще быть успешен такой проект по продвижению Украины в мире. В нынешней ситуации вряд ли.

Хороший бренд и хороший дизайн это специфика развивающейся высокотехнологичной и промышленно-ориентированной экономики, а т.к. на Украине мы такого объективно не наблюдаем, то все дизайнерские и прочие рекламные проекты априори пусты внутри и не способны родить новых идей. Отсюда и копирование, будь оно умышленным или случайным.

-3

Алексей Ларкин - t.me/nikral