Любой пиарщик рано или поздно сталкивается с необходимостью работать с дизайнерами. И тут начинается вакханалия, слёзки и прочие атрибуты продуктивного сотрудничества людей из разных миров. Итак, пора закончить эту бесполезную и беспощадную войну. Обретем элементарные навыки общения с дизайнерами. В атаку!
*Внимание, этот текст предназначен только для пиарщиков и тех, кто работает в коммуникациях. Если вы — дизайнер, немедленно закрывайте эту страницу!*
Пункт первый. Терминология
В чём отличия дизайна, вёрстки и иллюстрирования для чайников?
Непрофессионалы привыкли обозначать словом «дизайн» всё подряд. Дизайн квартиры или дома, дизайн афиши, дизайн книги, дизайн футболки, дизайн машины. На самом деле это совсем разные в глазах дизайнера области. Поскольку дизайн машин и квартир все ещё вне зоны компетенций пиарщиков, перейдем к оставшимся.
Всё просто:
Иллюстрация — это создание уникального, совершенно нового элемента, персонажа, иконки. Иллюстрация приходит на помощь когда вам надо усилить визуальный эффект от контента, а подходящей фотографии, например, нет.
Вёрстка — это закидывание текста, фото и пр. в определенный шаблон многостраничного документа. Да, это отдельное направление. Ваш дизайнер может не быть верстальщиком и это значит что сделать для вас 100 полосный буклет он если и сможет, то с очень большой болью. Хотя бы потому, что дизайнеры и верстальщики работают в родственных, но всё же разных программах. Это как работа в ворде и экселе.
Графический дизайн (по крайней мере не интерьерный и не промышленный — автомобильный или дизайн техники) — это общая законченная концепция того, как будет выглядеть какой-то отдельный макет или их серия. То есть дизайн — это не только нарисовать иллюстрацию к тексту и заверстать афишу, это еще и подбор шрифтов, логика размещения контента, работа над тем, что должно бросаться в глаза в первую очередь. Графический дизайн — создание графического изображения. Не 3D-макет, не черёж, не анимация, не дизайн внутреннего устройства прибора.
Употребляйте правильную терминологию и дизайнеры к вам потянутся. А ещё это упростит вам коммуникацию. Потому что вы будете понимать, что ожидать от верстальщика иллюстраций бесполезно, а просить дизайнера сделать вёрстку следует с осторожностью. Как в коммуникациях люди разделили профессии диджитал-маркетолога, пиарщика, рекламиста и смм-щика, так и тут. Да, сферы близкие до степени смешения, но, как ни занудно это звучит, знать определения важно.
Пункт второй. Как работают дизайнеры?
Самый популярный инструмент работы дизайнера сегодня — это Adobe Illustrator. В простонародье Иллюстратор или «Люстра». Это инструмент, где можно в векторном формате (об этом подробнее ниже) создавать слои и рисовать, накладывать текст, маски и прочее. Второй по популярности и схожий по функционалу продукт — CorelDRAW.
Большинство графических дизайнеров используют для отрисовки специальные планшеты с «перьями», которые они используют как кисть, карандаш, ластик и «мышку» одновременно. Именно в Иллюстраторе, в большинстве своем, собираются НЕ многостраничные макеты и отрисовываются иллюстрации, если не требуется большого реализма.
Далее, InDesign — это как раз инструмент, предназначенный, в основном, для многостраничной вёрстки. В нём легко делать шаблоны и заполнять тексты на 100 листов.
Photoshop — обычно вспомогательный инструмент графического дизайнера, который он может использовать для каких-то нужд (например, вырезать лицо из фотографии для оформления постера). Но некоторые дизайнеры используют фотошоп и для создания дизайн-макетов, поскольку фотошоп позволяет рисовать различные растровые макеты (подробнее о том, чем отличается вектор от растра ниже).
Поэтому, если вам предстоит передача вашему дизайнеру каких-то макетов, сделанных другими людьми, озаботьтесь тем, чтобы их форматы были совместимы.
Пункт третий. Волшебная фраза: мне нужен логотип (макет) в векторе
О, по-моему это самый популярный запрос с которым имеют дело пиар-менеджеры. Вспоминаем школьную программу и осознаём, что векторная графика — это изображение, использующее направление. То есть картинка по сути является не просто набором точек-пикселей, а функциями, записанными в программе и определяющими тот или иной объект. Именно это позволяет вам приближать векторную картинку почти до бесконечности без потери качества.
Растровые изображения, напротив, являются точками-пикселями. И при значительном приближении теряют качество. Именно поэтому растровые изображения вы не сможете распечатать в большом размере — будет выглядеть ужасно.
Фотография — это растровое изображение. Если у фотографа обычная, а не специализированная техника, он не сможет сделать фотографию размером во всю стену.
Пункт четвёртый. Форматы
Запомните или запишите куда-нибудь!
Векторные форматы: AI, CDR, CGM, DXF, SVG
Растровые форматы: JPG, BMP, GIF, PNG, PSD, TIFF
Растровые форматы удобно использовать в виде небольших картинок в соцсетях и текстах, их мы используем 99% времени.
Векторные форматы нужны профессионалам для того, чтобы делать сложные объекты и передавать их в редактируемом формате без потери качества друг другу и на производство.
Если одно заслуживающее внимания исключение: PDF. Да, привычный нам формат может быть как векторным, так и растровым файлом. Поэтому некоторые файлы дизайнеры передают в виде редактируемого PDF. Он хорош тем, что открывается практически на любом компьютере (что важно для нас с вами) без дополнительного ПО.
Пункт пятый, последний. Как поставить задачу и получить достойный результат
Поставить грамотное ТЗ, а именно:
- Для каких целей будет использоваться данный макет? Что вы с ним будете делать дальше? Повесите на стену или отправите гулять по интернету?
- Какую цель он преследует? Зачем вы вообще это задумали? Кто будет на это смотреть?
- В каком формате это нужно? Запомните, изменить формат для дизайнера — дело не 5 секунд, как в Word. Система не умеет сама без потери качества масштабировать объекты под разные размеры автоматически. Поэтому, если вы сказали дизайнеру, что готовите вертикальную листовку, а потом это вдруг превращается в горизонтальный плакат — ему потребуется время чтобы вручную переместить все объекты. Подумайте о формате заранее или примите как данность, что макет в срок вы не получите из-за изменения исходного формата по ходу пьесы. Оно вам надо?
- Передать в ХОРОШЕМ качестве фотографии (желательно не менее 1200 px по длинной стороне при печати формата А4), если нужно, и логотипы В ВЕКТОРЕ. Теперь вы знаете что это и не отвертитесь. Требуйте логотипы в векторе и рассказывайте каждому, кто пришлет вам их в растре, что их логотип вы поставить на макет не сможете. Совсем. Никак. Неподходящий формат файла.
- Прислать какие-то референсы если очень важно попасть в определённую стилистику. В своей работе я в большинстве случаев полагаюсь на визуальный вкус дизайнеров, но иногда бывает так, что заказ очень специфический и без референсов просто не объяснить суть. Но при этом стоит учитывать, что у хороших графических дизайнеров с визуальным вкусом всё лучше, чем у вас (да, я знаю, это больно принять). Поэтому игнорировать их рекомендации не стоит, хотя иногда вы и можете оказаться правы.
- Поставить дедлайны. Очевидно, но все же.
- Передать брендбук, если с этим дизайнером вы работаете впервые. Да, различать разные шрифты на глаз непросто, но со временем вы научитесь узнавать «свой» шрифт из многих.
- Конечно же написать текст и прислать все нужные данные. Дизайнер не собирает в разных частях сайта фотографии, даты и имена спикеров. Это ваша работа, а не его. Сделайте её на совесть.
- Не забыть про сроки, а именно, про то, что иллюстрированная книга не делается за два дня, а придумать хороший логотип за неделю почти невозможно. Графический дизайн — это работа, которая требует скрупулёзности и усидчивости вкупе с креативностью и умением образно мыслить.
Любите и уважайте своих дизайнеров и поверьте, их сердца растают.