Найти тему

Как успешно СДАТЬ экзамены? Учим правильно!

Оглавление

Нужно учить

Учение – свет, неучение – тьма, а зубрешка – яма.

Первое и самое важное правило: ты должен учить!

Тут ты, разумеется, отметишь: «Серьезно? Это не для меня новость...Я и так все учу!».

Да, ты прав, но есть одно «но». Учить, каким бы очевидным фактом это не являлось, можно по-разному.

Согласись, у каждого из нас есть знакомый, который заучивает все подряд, зубрит днями и ночами и знает всю информацию вплоть до последней запятой. А может и ты сам так делаешь?

А теперь представь, что преподаватель задаст вопрос, нацеленный на практическое применение знаний - именно то, ради чего мы и учимся. Что мы услышим вместо ответа? Совокупность неловкого молчания и странных звуков типа "нууу" или «эээ». Иными словами, мы получим ответ, не идущий ни в какое сравнение с теми знаниями, имеющимися у студента. Такую ли цель ты преследуешь? Если ты все еще читаешь это, то, думаю, нет. Подобного рода случаи мы встречаем регулярно. И в данной ситуации ты можешь уйти с оценкой «неудовлетворительно», с поникшей головой и вопросом: «Ну как же так, я ведь учил?». Да, ты учил, но следует понимать, что преподавателю важно видеть, что экзаменуемый не просто знает материал, но и понимает, разбирается в нем, умеет правильно думать, логически мыслить и отвечать на вопросы, исходя из знаний, которыми обладает.

Пойми, тебе не нужно учить все подряд. Учись улавливать суть, лишь главное, сэкономишь много времени на что-то более полезное, чем механическое зазубривание материала, который все равно забывается. Многое можно просто понять и додумать.

Я часто читаю материал «по диагонали», вникаю в заголовки, первые предложения абзаца (они, как правило, кратко отображают все содержание), по остальному просто пробегаюсь глазами. Вижу сложные и незнакомые слова – вникаю, перечитываю, помечаю, чтобы повторить позже (если будет возможность).

Ключевые моменты желательно отмечать для себя. Всякие классификации, определения и т.п. нужно запоминать. А уже то, что идет следом, вытекает из выше написанного.

Учить для человека

Строй систему, делай по плану.

-2

В первый день от начала подготовки построй план. В нем реши, сколько тебе нужно учить и повторять материала ежедневно.

Распланируй так:

1. учебное время

 время на теорию

 время на тесты (если они есть)

 время на задачи и практические задания (если они есть)

2. перерывы

Как известно из нормальной физиологии, у человека в работе есть 3 стадии: врабатывания, максимальной производительности и утомления.

«Врабатывать» мозг для работы рекомендую тестами. Они проще всего усваиваются. Заканчивать учебный день тоже рекомендую тестами. Т.е. ты разбиваешь их ежедневное количество на 2 или можешь в начале дня учить запланированную часть, а в конце ее повторять. Если нет тестов, начинай с несложных тем или заданий.

Когда чувствуешь, что скорость изучения увеличилась, ты настроился (у меня это, как правило, происходит через 1-2 часа), начинается вторая стадия - максимальной производительности.

Здесь уже разбирай самый сложный материал, по мере продвижения берись за более простой. Так ты обеспечишь себе высокую запоминаемость при большой скорости. Когда начинаешь чувствовать, что уже «не лезет», надоедает, делай перерыв. Отдохнул – продолжил. Если устаешь, а перерыв не помогает, наступил третий этап. Берись повторять или разбирай самые простые темы. Только не надо обманывать себя, если у тебя утомление начинается через несколько часов или меньше, ты лукавишь. При правильном режиме ты можешь учить так весь день, так что дерзай.

Нужно обязательно делать перерывы, чтобы не перегружать мозг. Перерывы рекомендую делать по самочувствию или согласно режиму питания.

Мне хватает полчаса, тебе, думаю, тоже хватит. В эти полчаса я, обычно, ем и смотрю что-нибудь отвлеченное. Чаще всего, первый перерыв спустя 3-4 часа, а последующие каждые 3 часа. Я так привык, у тебя может быть иначе, но отдых не игнорируй.

-3

В конце дня обязательно оставь часик – другой свободного времени, чтобы заняться тем, что тебе нравится, отвлечься от учебы. Так ты разгружаешь себя психологически, стрессоустойчивость не снижается, а ежедневная производительность не падает. И на экзамен придешь не истощенным. Это важно.

У меня этого свободного времени уделяется около 3 часов. Я сижу в интернете, смотрю кино, занимаюсь физкультурой или готовлю еду на завтра. В общем, делаю, что душе угодно.

После разгрузки ложись спать, утром ты проснешься отдохнувшим и свежим, а не с чувством замучанного студента, у которого нет времени ни на что, кроме учёбы.

В первый день часто не все получается выучить, как ты запланировал, поскольку материал может оказаться сложнее, чем ты думал или, наоборот, проще. В таком случае корректируй график. Сколько нужно времени добавить? Или сколько у тебя осталось? За счет чего можно это время сэкономить? Но на разгрузку в конце дня хотя бы час оставляй. И еще нюанс, человек имеет свойство некоторые дела откладывать на завтра, и когда выучил почти все, есть соблазн перенести этот кусочек на следующий день, потому что ты сегодня и так хорошо поработал. Так делать не надо. Чтобы избежать этого, можешь хитрить: ставь план выше, чем хотел сделать изначально.

Разумеется, если учить по плану, то нужно начинать не в ночь перед экзаменом, а хотя бы за 3-4 дня до него, а то и больше. Тогда такая система будет эффективна. Как выучить за ночь или чуть дольше поговорим позже.

Запланируй денек про запас. Постарайся выучить весь материал до последнего дня перед экзаменом, потому что часто возникают непредвиденные ситуации: что-то не успеваешь, что-то нужно срочно сделать не по учебе или вообще появляется какой-то дополнительный материал и т.п. Этот резервный день - твоя страховка от подобных ситуаций. В любом случае у тебя останется дополнительное время. Потратить его на повторение или отдыхать - дело твое. Я бы полдня повторил, потом отдыхал. Если помимо учебы, ты работаешь, бери отпуск или планируй с учетом работы. Вариантов немного.

Учить для машины

Если ты сдаешь экзамен не человеку, а на компьютере, и проверяет тоже компьютер, то тут уже нужно будет заучить. Опять же планируешь, распределяешь. Чтобы легче запомнить, строй ассоциации, логические цепочки, но придерживайся эталона ответа, т.к., увы, компьютер делает так, как ему скажешь. 0 или 1. Поэтому и твой ответ должен быть 0 или 1.

Иногда бывает так, что ты ошибся, или попался сложный вариант, или что-либо еще досадное, и итог твоего тестирования тебя не устраивает. Компьютер вывел результат, но экзаменатор его еще не зафиксировал, перезагружай программу или систему, или задень случайно вилку, а потом реши заново или другой вариант (если, конечно, уверен в своих силах). Но такой вариант может далеко не всегда сработать, просто знай, что он есть, может пригодиться. Учитывай характер экзаменатора и возможно ли перезагрузить так, чтобы данные сбросились.

У меня получалось делать так несколько раз. Чаще всего это оставалось незамеченным, или я просто объяснял, что произошел сбой (техника, увы, несовершенна).

-4

Надеюсь, статья была полезна, удачи на экзаменах! =)