Найти в Дзене
Чайка по имени N.

Сильфида на ветвях сидит… Знаковый балет в Музыкальном театре Станиславского

Представьте себе густой дубовый лес с низко стелющимися то ли клубами тумана, то ли болотными испарениями, колдунья с растрепанными седыми космами извлекает из зловещего котелка ядовитый шарф, и белоснежные сильфиды сидят на ветвях или проплывают над макушками деревьев.
Современный балет сейчас стал очень кинематографичным. «Сильфида» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко похожа на волшебную книгу со сказками, смотришь на сцену и словно листаешь страницы с изумительными иллюстрациями. Раньше такие истории называли сказками, сейчас, благодаря Толкину ни для кого не секрет как устроены невидимые миры, которые также реальны, как и наш. Шотландскую древнюю сказку сейчас можно смело обозначить жанром фэнтези, так будет гораздо доступнее для понимания кто такие сильфиды. Эти невидимые создания, кокетливые феи с крошечными крылышками на спине, спокойно живут в своём параллельном измерении, но иногда заглядывают и к нам, в людскую жизнь, присматривая себе симпатичного моло

Представьте себе густой дубовый лес с низко стелющимися то ли клубами тумана, то ли болотными испарениями, колдунья с растрепанными седыми космами извлекает из зловещего котелка ядовитый шарф, и белоснежные сильфиды сидят на ветвях или проплывают над макушками деревьев.
Современный балет сейчас стал очень кинематографичным.
«Сильфида» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко похожа на волшебную книгу со сказками, смотришь на сцену и словно листаешь страницы с изумительными иллюстрациями. Раньше такие истории называли сказками, сейчас, благодаря Толкину ни для кого не секрет как устроены невидимые миры, которые также реальны, как и наш. Шотландскую древнюю сказку сейчас можно смело обозначить жанром фэнтези, так будет гораздо доступнее для понимания кто такие сильфиды. Эти невидимые создания, кокетливые феи с крошечными крылышками на спине, спокойно живут в своём параллельном измерении, но иногда заглядывают и к нам, в людскую жизнь, присматривая себе симпатичного молодого человека.

На сайте театра читала отзывы суровых критиков, где говорилось, что у сильфид в МАМТе «не та вывертность стопы». Мы не рассматривали балет под микроскопом, мы просто наслаждались действием. Любовались грациозным арабеском ведущей солистки Анастасии Лименько. Любовались остальными сильфидами, так похожими на белоснежные хризантемы в своих пышных длинных пачках. А когда балерины делали антраша, замирая на мгновение в воздухе и бисерно перебирая при этом ногами, вообще испытывали неземного происхождения упоительный восторг.

Балет состоит из двух действий. Первое происходит в шотландской деревне и доме у главного героя, молодого красивого человека по имени Джеймс. Исполнители главных партий Джеймса и его невесты Эффи – Сергей Мануйлов и Ольга Сизых. Блондин и брюнетка. Премьеру Сергею Мануйлову очень к лицу этот романтический, задумчивый, рефлексирующий образ.
Все, и кордебалет, и миманс, одеты в национальную шотландскую одежду. Сочных расцветок шотландская клетка – красная, пыльно-голубая, желтая, зелёная создают яркие цветовые пятна, и смотрится очень красиво. Единственное, мой сын удивился виду танцовщиков и спросил, почему мужчины в женских платьях и накрашены? Пришлось в антракте провести маленький ликбез по истории национального шотландского костюма.

-2

Великолепное па де де исполнили Георги Смилевски-младший и Александра Дорофеева. Такая бурлящая энергия исходила от мускулистой фигуры Георгия, и он так внезапно, неожиданно начал свой танец, да так прекрасно, мощно, уверенно, по-мужски победительно, что, по-моему, именно он разбудил дремлющую энергию этого балета. Ведь очень часто классический балет идеальностью плавных движений или красотой силуэтных статичных поз расслабляет, в буквальном смысле убаюкивает сознание. Танец Георги Смилевски прекратил моё личное медитативное витание в облаках, и, глядя на такое богатое по палитре чувств исполнение, хочется уметь дешифровать балетную азбуку Морзе и быть в состоянии различать в цельном танце элементы rond de jambe, jete, fouetter, grand pirouette и так далее. Вот такой отчетливый импульс к тому, чтобы сделать шаг навстречу искусству балета, подарил мне Георги Смилевски, герой которого, кстати, в "Сильфиде", просто безымянный «Гость» на празднике помолвки.

У Джеймса есть способности общаться с тем миром, который является незримым для подавляющего большинства людей. Воспользовавшись этим обстоятельством, кокетливая прелестная Сильфида старается очаровать молодого человека, в самом волшебном, колдовском понимании этого действия. Сильфида у Анастасии Лименько достаточно настырная барышня, она сама проявляет инициативу в завоевании земного жениха и узурпации его внимания, перенаправлении фокуса с невесты на себя.

-3

Интересны манипуляции со светом, когда в световом пятне оказывались только главные герои, а все остальные были скрыты темнотой. Это подчеркивало ощущение личного интимного пространства, когда влюблённым, в какой толпе они бы не находились, никто не нужен, и которое старательно пытается разрушить невидимая для всех и видимая только Джеймсу Сильфида, тенью присутствующая третьей, разбивая пару, вселяя сомнения в искренности чувств и мешая им любоваться и наслаждаться друг другом - такой своеобразный и даже трагический любовный треугольник.

Второе действие являет собой абсолютную медитацию для зрителя.
Декорации второго действия просто великолепны! Я до сих пор под впечатлением искусности создания настоящей лесной чащи, густого леса на сцене. А просвечивающаяся перспектива «воздуха» делает его ещё более реалистичным, объёмным, с 3D эффектом. Парящие в воздухе, пролетающие сильфиды, приземляющиеся на ветках могучих дубов – настоящее кино!
Именно в лесной чаще в окружении сильфид, которых, оказывается, так много, чувствуешь русалочий дух, если использовать терминологию русской народной сказки, невольно вспоминаешь «Ундину» Жуковского и даже «Утопленницу» Гоголя. Не имеет разницы шотландская ли это легенда, либо иная другая, смысл не меняется – некая дева из потустороннего мира завлекает живого человека в своё пространство непонятно зачем, для чего, для каких целей понадобился этим призрачным эфирным девам живой человек из крови и плоти.

-4

-5
-6

Колдунья Мэдж как будто из страшных детских снов, косматая, страшная, настоящая Баба-Яга, в окружении таких же учениц, только калибром поменьше и очень похожих на серых мышей. С первого взгляда сразу и не поймешь, что партию колдуньи исполняет мужчина, Антон Домашёв! У него не так много танцев как пантомимы, но язык жестов он использует крайне выразительно.

-7

Мимансы хороши! Балетная массовка создала художественно красивую композицию в первом действии, когда изображала толпу гостей на помолвке Джеймса и Эффи, сидя за праздничным столом в зале с высокими узкими стрельчатыми окнами, и во втором, проходя с жёлтыми фонарями в финальной сцене свадебного шествия Гурна и Эффи.

Ошеломляющую пластику показала Анастасия Лименько – какое невероятно мягкое тело у неё в сцене, когда у Сильфиды облетели крылышки, и она испускает последний вздох на руках у потрясённого Джеймса.
В кульминационной сцене сильфиды забирают тело своей подруги на шелковых лентах, высоко взлетают над деревьями и исчезают…

-8

Постановка, сценография, костюмы Пьера Лакотта, которого называют «балетным антикваром», «реставратором старинной хореографии», «реконструктором классического балета». В 2011 году он перенёс балета «Сильфида» Жана-Мадлен Шнейцгоффера (хореография Филиппо Тальони, 1832 года) в Московский Академический музыкальный театр.
Дирижёр –
Роман Калошин

-9

-10

-11

-12

-13

-14

-15

-16

-17

-18

-19

(с) pamsik.livejournal.com/222280.html