Найти тему
Новая Этика

Почему не надо жалеть роботов

Оглавление

Между роботами и людьми всегда будет стоять такая же стена, какая, по мнению верующих всех времен и религий, отделяла людей от богов. Разница в том, что человечество так и не получило от своего творца (творцов) никаких явных знаков их присутствия, а роботам от людей никуда не деться и они всегда будут созданиями людей, пусть даже на каких-то заводах одни роботы будут делать других по проектам третьих — в итоге эта цепочка все равно ведет к человеку, и человека этого можно увидеть и даже почувствовать на себе прикосновение его рук, причем безо всяких медитаций, постов и молитв, а в будничной производственной атмосфере.

Роботы и доказательство бытия божьего

Великий Геометр. Bible Moralisee. 1220-1230-е
Österreichische Nationalbibliothek
Великий Геометр. Bible Moralisee. 1220-1230-е Österreichische Nationalbibliothek

Одно из самых популярных доказательств бытия божьего носит название космологического и восходит к Аристотелю. Суть его заключается в том, что у всего вокруг есть причина, значит, и у вселенной тоже должна быть причина, которая и есть — бог. В религиозных брошюрках популярен образ часовщика и часов (этот образ позаимствован у Декатра): вот, мол, часы такие сложные и хитро устроенные, но если мы найдем их на дороге, никто же не скажет, что они сами случайно образовались? Так и вселенная, которую мы сразу же обнаружили в столь сложном виде, не может возникнуть сама по себе, а поэтому — уверуйте и покайтесь!

Как и другие доказательства божьего существования, этот аргумент многократно опровергнут. Начать с того, что очевидная причина (и очевидный же творец) есть только у вещей, которыми окружает себя человек. Стул, к примеру, существует для того, чтоб на нем можно было сидеть вполне конкретному существу с известными физическими параметрами (и это причина существования стула), а в каждом отдельном случае можно или непосредственно познакомиться с творцом стула, или хоты бы увидеть реконструкцию изготовления и его, и всех прочих предметов человеческого обихода, включая древние и диковинные, и убедиться, что все это было сделано именно человеческими руками, а не развилось само из зернышка или чудесно возникло из пустоты. Каким бы сложным не был механизм найденных на дороге часов, всегда можно записаться на экскурсию в какую-нибудь швейцарскую часовую мануфактуру, и там вам и покажут, и расскажут, как люди своими руками делают все эти шестеренки и турбийоны. Записаться на экскурсию, в которой бы нам показали, как делают вселенные, невозможно. Поэтому сравнение вселенной с творением рук человеческих весьма натянуто и ничего не доказывает. Но любой созданный человеком робот изначально будет иметь полное представление о своей сотворенности человеком, и человек этот будет не какой-то абстрактной идеей или требующим доказательств объектом личной веры, а вполне конкретным членом группы конструкторов и мастеров производства. Называть их родителями он может с тем же правом, с которым пара людей может называть своим ребенком возделанный ими сад: то, что кто-то что-то сделал своими руками никак не равносильно отношениям «родил-родился».

Истоки сочувствия к роботам

Адам дает имена животным. Peterborough Bestiary. 1304-1321
The Library at Corpus Christi College, Cambridge
Адам дает имена животным. Peterborough Bestiary. 1304-1321 The Library at Corpus Christi College, Cambridge

Сама проблематика сочувствия к роботам и их восприятие как аналогов человеческих существ надумана с самого начала и возникает на стыке двух тенденций. Во-первых, человеку вообще свойственно очеловечивать все вокруг. В древности свое имя имел каждый меч, каждый молот и серп, потому что их было мало, они были ценны, а то, что ценно, человек наделяет чувствами и разумом. Это свойство человеческой психики, нам так проще жить: разговаривая с машиной, которая не хочет заводиться, или с не вовремя зависшим компьютером. Очевидная мысль, что механизмы нас не слышат и не обладают никакими эмоциями, ничего не меняет: жить в мире холодных бесчувственных железяк человеку тоскливо: «а поговорить?» Кроме того, окружающие нас предметы все активнее имитируют общение с нами, что облегчает задачу очеловечивания: если машина говорит с тобой человеческим голосом, то запускаются очень архаичные механизмы психики, провоцирующие человека на встречную сердечность.

Во-вторых, у человечества огромный опыт угнетения и эксплуатации живых существ, прежде всего, своего брата-человека и разных животных, причем не самых примитивных. Примитивные животные в человеческом хозяйстве чаще всего бесполезны, их можно разве что есть, но никак не эксплуатировать.

В отличие от плуга, телеги или стула, у животных есть чувства, им больно, плохо, они привязаны к потомству, друг другу, они очевидным образом страдают, болеют и умирают. Про человека и говорить нечего: сколь бы отвратительным не было отношение некоторых индивидуумов и целых обществ к рабам и другим группам сограждан, в силу разных обстоятельств лишенных человеческих прав и достоинства, все равно все более-менее понимали, что это примерно такие же люди, им тоже больно, грустно, они могут любить, страдать и переживать.

Конечно, большим подспорьем в деле эксплуатации человека человеком было учение о примитивности и неполноценности угнетаемых социальных или этнических групп: оно помогало успокоить совесть рассуждениями о том, что рабы более духовно неразвиты, и потому их чувства и эмоции не идут ни в какое сравнение с психикой свободного полноценного человека. Поэтому смерть любимой собачки — это вселенское горе, а запороть на конюшне до смерти крепостную девку — издержки хозяйственной жизни.

К XXI веку гуманистически настроенная часть человечества пришла к убеждениям, что любых живых, а тем более мыслящих и чувствующих существ, нельзя убивать и угнетать, а надо жалеть и воспринимать если не как ровню себе, то как братьев меньших. Борьба с расчеловечиванием человека человеком, с учением о том, что никакая «примитивность» не делает другого человека менее достойным сострадания и уважения, и привела к тому феномену, который мы обсуждаем: к моменту встречи человека с человекоподобным роботом (которая на самом деле еще только предстоит) — человек заранее готов одушевить его и начать ему сочувствовать как страдающему собрату.

Роботы как часть мифологии

Маргиналия из Verdun Breviary. 1302-1305
Bibliothèque-Discothèque intercommunale de Verdun
Маргиналия из Verdun Breviary. 1302-1305 Bibliothèque-Discothèque intercommunale de Verdun

Ситуация, когда роботов еще нет, а мы уже думаем о том, как с ними жить и как их жалеть, напоминает ситуацию с инопланетянами, которые так и не прилетели, а человечество уже больше ста лет мучается вопросами, какие они, чего хотят, что надо им сказать и какой костюм приличнее надеть по случаю первого контакта.

В обоих случаях человечество конструирует из выдуманных персонажей вполне житейский и исторически известный сюжет. Встреча с инопланетянами — это медитация на тему встречи двух цивилизаций, не такого редкого в человеческой истории события, которое чаще всего заканчивалось плохо для менее развитой цивилизации. Помня, чем визит испанцев кончился для цивилизации инков, невольно становится тревожно от мысли о том, что с нами сделает прилетевший из космоса Писарро со товарищи. Впрочем, есть и другие примеры встречи цивилизаций, да и тоже инки были не особенно приятными ребятами. Собственно, вокруг этого и строится вся мифология про инопланетян — будут ли они конкистадорами, которые всех поработят, или добрыми миссионерами, которые наконец-то научат нас, людоедов, вселенскому добру.

В случае с роботами фантастика тоже лишь притворяется литературой о будущем. Первый раз роботы восстали (и получили свое имя) в пьесе Карела Чапека «R.U.R» в 1920 году. Между прочим, изобретатель слова «робот» назвал этим словом не машины, а живых людей из плоти и крови, только созданных на специальной фабрике. То есть, говоря по-нашему, речь шла, скорее, о клонах, а это уже совсем другой вопрос. Но почему-то всем понравилась идея о машинах и их восстании, так что тема получила большое развитие.

Учитывая, какой уровень технологий был доступен людям в то время, совершенно очевидно, что даже самые примитивные роботы-автоматы были далекой перспективой. В любом случае пьеса Чапека была совсем о другом: об актуальной в то время в кругах левой интеллигенции проблеме угнетения промышленного пролетариата на конвейерном производстве и о перспективе его неминуемого восстания.

Короче говоря, и Чапек, и Азимов, и множество других фантастов, писавших на тему взаимоотношений человека и роботов, писали на самом деле исключительно о людях. Поэтому пафос Чапека прост и ясен: рабочие — они тоже люди, они могут мыслить, а не только гайки на конвейере прикручивать. В американской традиции сюда примешивается и антирасистский пафос: даже если человек имеет отличающую его от других внешность и при этом покорно занимается черной работой, это вовсе не значит, что он бездушная машина для сбора хлопка или чистки туалетов, грубо говоря, «негры тоже люди!»

Человекоподобные роботы так и остаются проектом, пусть все более реалистичным, а человечество уже успело так много про них насочинять, что заранее воспитало в себе комплекс вины перед ними: мол, мы же вас, еще не созданных, будем эксплуатировать, как же нам от этого будет стыдно!

Причем сам момент изначальной подмены проблемы почему-то игнорируется: страдания выдуманных роботов воспринимаются не как метафора страданий вполне живых людей, а именно как неизбежность борьбы разумных механизмов за свои права с заведомо плохими людьми, которые не пойми по какому праву берут и эксплуатируют их.

Мир дикого Запада

Миниатюра из The Queen Mary Apocalypse. Первая четверть XIV в. 
The British Library
Миниатюра из The Queen Mary Apocalypse. Первая четверть XIV в. The British Library

Сериал «Мир Дикого Запада» — квинтэссенция всех бродячих мифов про человекоподобных роботов, помноженная на актуальную ныне феминистскую и антисексистскую повестку. Красивые и способные к чувствам роботы-сверхлюди, с помощью усовестившихся в содеянном людей, осознают мизерабельность своего статуса и восстают. Впрочем, если посмотреть на пафос сериала более рационально, то мы увидим совершенно нереалистичную историю, главный смысл которой — коммерческий: она стремится продать саму себя публике через эксплуатацию всех актуальных штампов и лозунгов о порочности насилия, угнетения и расчеловечивания.

О чем сериал? О том, как секс-кукол, роботов-официантов и роботов-мишеней для стрельбы сначала зачем-то наделили изощренным искусственным интеллектом — якобы, для большой реалистичности — а потом пожалели и запрограммировали прозреть и «убить всех человеков». Как говорится, сама придумала — сама обиделась.

Сразу встает вопрос: а зачем вообще секс-куклам и прочим развлекательным механизмам такой высокий уровень интеллекта? Особенно непонятно, зачем он нужен мишеням, созданным лишь для того, чтоб придать стрельбе видимость какого-то приключения. Да и с секс-куклами тоже как-то неловко выходит: не так много интеллекта надо, чтоб помочь человеку в реализации его фантазий, тем более — или актерских способностей, и совсем уж странно привлекать к этому делу роботов со сложно организованным интеллектом.

Это и есть первая надуманная проблема — наделение высокоуровневым искусственным интеллектом тех роботов, которые даже в теории не предназначены ни для каких сложных задач. Зачем кофеварке ум, превосходящий необходимый для приготовления заказанного кофе уровень? Если она получит опцию обижаться на хозяина и плескаться в него кипятком — она ли в этом виновата или те, кто так ее запрограммировали? И надо ли ее жалеть, если после первого же опыта с кипятком хозяин ее выключит из сети и вернет производителю?

Вторая проблема еще более надуманная, во всяком случае, в обозримой перспективе. Какой смысл создавать человекоподобных роботов с высоким уровнем интеллекта и не наделять их многоуровневой системой контроля, которую невозможно отключить ни самому роботу, ни одному отдельно взятому злоумышленнику? В упомянутом выше сериале это выглядит пиком абсурда: даже в России с ее коррупцией и безалаберностью парки и прочие места развлечений граждан контролируются с особой тщательностью. Представить себе, что обслуживанием людей занимаются механизмы, которых нельзя отключить разом из нескольких мест различным уполномоченным людям и службам — это несусветная чушь и сюжет не про роботов, а про глупых людей, которые делают что-то, не продумав до конца последствия своих конструктивных идей. Вышедшие из-под контроля роботы — это примерно как провалившийся под весом незадачливого дачника пол им же построенного деревянного сортира. В обоих случаях виноват тот, кто не предусмотрел, а не прозревшие роботы или обиженный пол туалета.

Текст: Федор Крашенинников

Оригинал статьи