При словах "готический собор" первыми вспоминаются, конечно, собор Парижской Богоматери, Шартрский собор, Кёльнский собор и другие знаменитые средневековые соборы. Но готика гораздо разнообразнее!
Вот, например, готическая церковь св. Франциска в Альгеро, бывшем каталонском анклаве на северо-западе Сардинии (XV-XVI века):
Да, это правда готика! Одна из отличительных черт каталонской готики - (относительно) гладкие фасады и отсутствие этого готического стремления вверх, и повыше, повыше. Фасады, правда, не всегда были такими же аскетичными, как у церкви св. Франциска - вот три примера соборов в самой Каталонии, где они более декоративны:
Базилика Санта-Мария в Манресе (XIV в.)
Кафедральный собор Жироны (XI-XII вв.)
Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне (1329-1383 гг.)
Как же распознать каталонскую готику? Есть несколько ярких отличительных черт:
- в отличие от просто готики, внутреннее пространство не делится на зоны, оно едино:
Церковь монастыря Педральбес, Барселона (построена к 1326 г.)
- внешний декор обычно минималистичный:
Собор в Кастельон-де-Ампурьяс (XIII-XV вв.)
- деревянные балки между арочными диафрагмами - в готике такое применялось очень мало, а между тем, это очень красиво:
Церковь св. Михаила, Монблан (XIII в.)
- горизонтальность в противовес обычной для готики вертикальности:
Пальмский собор, Пальма-де-Майорка (XIII в.)
- плоские крыши и башни над ними, никаких шпилей и шпицев:
Санта-Мария-дель-Мар, Барселона (1329-1383 гг.)
- практически полное отсутствие трансептов:
Собор в Кастельон-де-Ампурьяс (XIII-XV вв.)
- контрфорсы - простые, не арочные, и между ними расположены часовни. В готических соборах контрфорсы обычно вынесены наружу:
Кафедральный собор Жироны (XI-XII вв.)
- витражи не играют заметной роли - они могут быть, могут не быть, и во всяком случае они не такие орнаментальные и яркие, как в знаменитых французских соборах:
Санта-Мария-дель-Мар, Барселона (1329-1383 гг.)
- колокольня либо стоит отдельно, либо надстроена над средокрестием или апсидой (в готических соборах колокола располагаются в башне или башнях западного фасада):
Часовня св. Агаты, Барселона (1302 г.)
- простое оформление:
Снова часовня св. Агаты в Барселоне; также, еще один пример деревянных балок и витражей
- все три нефа одной высоты - в классических готических соборах центральный неф заметно выше боковых:
Санта-Мария-дель-Мар, Барселона (1329-1383 гг.)
- большое расстояние между колоннами:
Санта-Мария-дель-Мар, Барселона (1329-1383 гг.); может показаться, что Санта-Мария-дель-Мар - просто отличный образец каталонской готики. Так и есть!
- предпочтение отдается круглым или закругленным аркам:
Собор в Кастельон-де-Ампурьяс (XIII-XV вв.)
- колонны, башни и купола часто восьмиугольной формы:
Церковь монастыря Педральбес, Барселона (построена к 1326 г.)
Если вернуться к церкви св. Франциска в Альгеро, то мы обнаружим, кроме минималистичного фасада, и другие характерные черты каталонской готики: круглые арки, одинаковую высоту центрального и боковых нефов и отдельно стоящую восьмиугольную часовню:
Сейчас Альгеро, как и вся Сардиния, входит в состав Италии, но каталанский по-прежнему остается одним из официальных городских языков, а флаг города практически неотличим от каталонского. И есть церковь - практически уникальный пример каталонской готики за пределами Каталонии.