Всего за восемь часов можно уехать очень далеко от цивилизации. И оказаться в другом мире – без сотовой связи, интернета и людей.
Три жарких летних дня. Вода и скалы. Репелленты и средство от загара — обязательны. Картошка, тушенка, крупа и прочие продукты, палатка, спальник, пенка — необходимы. Все остальное — можно найти на прибрежных отмелях. Но главное при сплаве по реке Какве — смотреть по сторонам и восхищаться природными красотами.
В деревню Башеневка мы прибыли из Краснотурьинска (автобус из Екатеринбурга от 722 рублей на человека). К мосту через Какву, откуда начинают путь десятки сплавщиков, нас довезла нанятая за 1500 рублей«ГАЗель». В кузов, кроме четырех человек, были загружены шесть автомобильных камер, четыре рюкзака, несколько метров хорошей веревки и чуть-чуть досок.
Выгрузились на берегу и приступили к созданию плавсредства. На наших глазах были надуты и спущены в воду с десяток катамаранов и резиновых лодок. Но! Мы легких путей не ищем, поэтому наш плот, «свитый из песен и слов», был готов часа через два. Автомобильные покрышки были накачаны,на них закреплены доски и палки-ветки, найденные на берегу, сверху уложен полиэтилен, погружен скарб и люди. Пошли…
От Башеневки до Шихана
Начальная точка нашего маршрута — заброшенная деревня Башеневка. В 30-х годах прошлого века здесь жили раскулаченные ссыльнопоселенцы. А последними ее обитателями были воспитанники оздоровительного лагеря«Светлячок» и их родители — в 2014 году. Чуть выше по течению — поселок Каквинские печи, основанный коренными жителями Урала зырянами(марийцами). Пару веков назад здесь выжигали древесный уголь для заводов Богословского горного округа. 29 августа 2014 года поселок, в котором проживало 69 человек, был ликвидирован. А значит, исчез единственный (за исключением города Серова) населенный пункт на реке Каква.
Конечный пункт маршрута — также заброшенный поселок Шихан, основанный лесозаготовителями и сплавщиками-плотогонами леса. Еще несколько лет назад здесь была база отдыха Богословского алюминиевого завода: два жилых корпуса с комфортабельными номерами, столовая,физкультурно-оздоровительный комплекс, хозяйственные здания, детский городок, открытая танцплощадка, лыжная база. Если не считать неимоверного количества кровососущих насекомых, в остальном для жителей Краснотурьинска «Шихан» был прекрасным местом отдыха.
На автомобиле дорога от Каквинских печей до Шихана займет около часа: расстояние — 58 км. Мы проплыли 90 км за три дня. И две ночи спали. Но,стоит отметить, что в 20 числах июня Каква уже обмелела. И наше самодельное плавсредство периодически садилось на камни. Катамараны и лодки с менее глубокой осадкой таких проблем избегали, а значит, время в пути можно сократить часов на восемь.
Маленькие беды
Первая и главная беда — насекомые. Самые стремительные и настойчивые достают даже на середине реки. Пик активности у комаров, мошек и слепней — вечер. Если бы на берегах Каквы жили люди, в сумерках им бы повезло увидеть странную картину: «из монотонных будней» тихо уплывает плот, на нем — рулевой, два гребца и две девушки, у каждой в руках — антикомариная спираль и веточки, которыми они отчаянно размахивают.
Легкий ветерок разносит вдаль по воде страшные ругательства в адрес мучителей, от которых нет спасения даже при использовании всего, что придумало человечество для умерщвления кровососущих. Но эти репелленты,изобретенные для насекомых из приличного общества, на тех, что родились и выросли вдали от цивилизации, практически бесполезны.
Июньское солнце на северном Урале страшно и коварно. И это вторая беда. Казалось бы, не экватор же, 60-я параллель… Однако солнцезащитные средства с SPF50 оказались в борьбе со светилом детским кремом. Спасение только в многократном и очень тщательном использовании: маленький пропущенный участок кожи сгорает мгновенно. Зато при правильном применении солнечные лучи, отражаясь от каквинской воды, дают великолепный и долговременный результат: турецкий берег и вертикальный солярий — не конкуренты.
Речные страсти
Река Каква считается горно-таежной рекой. Если взять за основу язык манси,то ее название переводится как «чистая вода» (как — чистая, ва — вода). Водятся таймень, хариус, щука, окунь, язь, чебак, налим, карась, линь и ерш.
Начало Каква берет у горы Ольвинский Камень. Затем 170 км петляет по тайге. И заканчивается в 15 километрах от Серова, где превращается в Киселевское водохранилище, на котором стоит одноименная малая ГЭС. Общероссийскую известность водоем получил в 1992 году, когда плотину прорвало, затопило Серов и десяток поселков поблизости. Пострадало 6,5 тысячи человек, из них 15 погибли, восемь пропали без вести, 43 было госпитализировано. В зону бедствия попало 1772 дома, 1250 из них стали непригодными для жилья. Были разрушены железнодорожный и пять автомобильных мостов, размыто 500 метров железнодорожных путей.
Но обычно Каква — тихая, спокойная и вполне маловодная речушка. Жарким летом местами ее можно перейти вброд, брассом и кролем тоже преодолеть несложно, даже обладая лишь начальными навыками водного передвижения. Правда, у прибрежных скал есть омуты и водовороты — из них выбраться можно. Но лучше не рисковать: попасть из солнечного мира в сумеречный скальный грот с холодной водой — так себе удовольствие.
Человеческий фактор
Вернемся к нашему водному путешествию. Первые часы — притирка и распределение обязанностей. Плот необходимо держать по центру реки,значит, нужен рулевой. Как показал опыт, это должен быть человек с навыками вождения и знанием законов движения и динамики. Без них понять, куда повернуть на очередном крутом изгибе Каквы, сложно — велик шанс оказаться прибитым к берегу.
Гребцы должны обладать физической силой и беспрекословным послушанием. Сказал старший — «левый греби»: необходимо выполнять команду мгновенно, беспрекословно и с энтузиазмом. Иначе — смотри конец предыдущего абзаца.
Остальные участники путешествия также непрерывно заняты. Первая задача — следить, чтобы те, у кого в руках весла и руль, были покрыты ровным слоем солнцезащитного средства. Вторая — делать бутерброды и разливать напитки. Третья — смотреть по сторонам. Четвертая, пятая, шестая и так до бесконечности — фотографировать. Речную гладь и цветущие берега, разрушенные мосты и пролетающих птиц, огромные сосны и сверкающий галечник, желтеющие лютики и розовеющий кукушкин цвет.
Цель — величие и безмятежность
Главной целью для нас были Синие скалы. Поэтому мы проплыли мимо карстовых пещер «Жилище Сокола» и «Мрак» — на левом берегу реки. Хотя они стоят внимания: подземное ледяное озеро и сталактиты в мрачных залах,освещенные тонким лучом фонарика, — идеальный чертог Снежной королевы. И только летучие мыши нарушают безумную, мрачную и величественную картину…
И, все-таки, Синие скалы. Именно эти три громадных камня, а не походная романтика, были главными в нашем путешествии. Мы гребли и тащили на себе наш плот. Спали под звездами на жестких отмелях и умывались на рассвете ледяной водой. Под комариный зуд ели кашу и картошку, запивая их крепчайшим сладким чаем. И все это ради того мгновения, когда на закате медленно выплыли и возвысились над нами обласканные солнцем великаны.
Казалось бы — ну что в них особенного? Камни и камни. Разве что волшебным образом меняющие цвет — от синего до почти черного и от желтоватого до рыжего — в зависимости от освещения. Но, то ли потому,что мое детство прошло в комнате, где над диваном висела фотография Синих скал, то ли их название напоминает о чем-то древнем, диком и таинственном, то ли не хватает в мегаполисе такого каменного спокойствия и величия… Но именно туда, к подножью скалистых утесов, я готова возвращаться каждый год, «взяв только сны и грезы, и детскую мечту».
Мы тихо и очень близко проплывали мимо Синих скал, бросив весла и задрав головы. Их шершавые тела, местами обнаженные до голубых сколов, кое-где поросшие бурым мхом, закрывали полнеба. Вокруг была оглушающая тишина и вселенский покой. И только невидимая глазу одинокая птица звонким криком разрезала прозрачный воздух и бесконечное пространство, рассеченное вдоль рекой и поперек — скалами.
Финишировали у Шихана. Под мостом, на котором местами сохранилась ярко-зеленая краска, напоминающая о лучших временах для города и завода — Краснотурьинска и БАЗа. Смыли в каквинской воде наслоения репеллентов и солнцезащитного крема. Оделись. Было непривычно. Всего за три дня, оказывается, можно отучиться от штанов — наш плот не предусматривал полную водоизоляцию, да и сидеть, свесив ноги в прозрачную Какву, куда приятнее, чем скрывать их от солнца и воды. Загрузились в ГАЗель… Перед этим, чтобы дать о себе знать человечеству, пришлось взобраться на гору — только там, впервые за эти дни, удалось поймать немного сотовой связи. А без нее было так хорошо… Но речное путешествие закончилось.