Сказал мне недавно московский тележурналист Олег БАРЫШЕВ, один из репортажей которого я увидела несколько лет назад на РенТВ, а теперь решила пообщаться с ним на профессиональную тематику.
РИНХбург: Олег, как и когда ты решил связать свою жизнь с журналистикой? С чего все начиналось и как развивалось?
Олег Барышев: В старшей школе, когда нужно было выбирать свой дальнейший путь, я долго не мог определиться с выбором профессии. Не то чтобы я не знал, чем хочу заниматься. Просто не мог понять, в какой сфере смогу заполучить все то, чего очень хочу: яркие эмоции, возможность обрести дело на всю жизнь, общение с интересными людьми. Я хотел, чтобы мир был шире, чем офисный «open space». В поле моего зрения попадали и медфаки, и физтехи, мама даже советовала поступить в какое-нибудь морское училище. В конечном итоге выбор остановился на журфаке. Я тогда слабо представлял, что такое журналистика и с чем ее едят, но лучшего на тот момент ничего не нашел. Поступил на кафедру журналистики филологический факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко (Приднестровский государственный университет имени Тараса Шевченко в Тирасполе, Молдаваия. — :Р) и окончил его.
Мне нравится рассказывать истории, пересказывать чужие. Общение, в основе которого лежит слово, — огромная магическая сила.
Р.: Почему выбрал именно телевизионную направленность? Где работал?
О.Б.: Сначала я публиковался в газете. Но тогда мне показалось, что из всех способов передачи впечатления, текст – это «мало». На тот момент я думал: рассказывая о ком-то или о чем-то, нужно использовать и другие инструменты: интонацию, тембр голоса, мимику, жесты и т.д. Хотя сейчас я думаю иначе. Великий и могучий, на самом деле, может все: результат зависит от мастерства владением словом.
Мне нравится рассказывать истории, пересказывать чужие. Общение, в основе которого лежит слово, — огромная магическая сила. Мы ею обладаем и зачастую недооцениваем. Свою телевизионную деятельность я начал на первом канале в Приднестровье (город Тирасполь). Но если там для меня была «школа» телевидения, то уже в «университет» я попал в Москву, на РенТВ.
Истинный журналист — честный мастер подборки фактов и передачи впечатлений. Когда от позитивных событий, а когда от негативных
Р.: Как думаешь, что самое сложное именно в профессии журналиста на телевидении?
О.Б.: Самое сложное – это не сойти с ума. Невероятное количество событий, людей, происшествий, где нет романтики — есть жизнь. В ней зачастую не бывает ни логики, ни справедливости. Видеть это, пропускать через себя и оставаться просто зрителем очень сложно. Психологически и физически порой непросто. Но очень важно уметь делать свое дело, несмотря ни на что.
Р.: Можешь ли сказать, что журналистика — твое призвание?
О.Б.: Нет, не могу. Думаю, мне еще рано отвечать на этот вопрос…
Р.: Бывают ли кризисные моменты в профессиональной деятельности: отсутствие вдохновения и прочее? Как справляешься с такими моментами?
О.Б.: Бывают. Такие моменты случаются даже чаще, чем хотелось бы. Но для нашей профессии быть в постоянной рефлексии и сомнениях — нормальное состояние. Если такое чувство пропадет – из журналистики можно уходить.
Что касается вдохновения: надеяться только на него – ошибка дилетантов. Есть оно или нет, миру неинтересно. Мир хочет узнать новость и ты должен ее рассказать.
Совет всем новичкам: подумайте дважды, но если решили — начинайте работать прямо сейчас. Чем раньше начнется практика, тем лучше
Р.: Хотел бы стать телеведущим, вести авторскую программу? О чем бы она была (если хотел бы)?
О.Б.: Ну, плох ведь тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но точно пока сказать не могу, поскольку все мои идеи требуют доработки. Знаю лишь то, что это была бы не студийная журналистика. Даже будучи ведущим, хотелось бы работать, что называется, «в полях».
Р.: Как проходят будни корреспондента-телевизионщика?
Редактор дает тему – стреляет стартовый пистолет. Дальше жесткая и бескомпромиссная гонка со временем, борьба с обстоятельствами. Плюс многое решает именно командная работа. На телевидении – один в поле не воин
Р.: Если бы не журналистом, то кем? Задумывался ли об этом когда-нибудь?
О.Б.: Может, бизнесменом, а может политиком или даже физиком. А, может, еще и буду. Жизнь штука непредсказуемая.
Р.: Что пожелаешь студентам – начинающим журналистам?
О.Б.: Подумать еще раз. Точно ли они хотят реализовывать себя в этой профессии. Это тяжелая во всех смыслах работа. Но если сомнения их не терзают – советую идти и пробовать себя в профессиональном плане уже завтра. Даже в студенческие годы время не любит журналистов и уже работает против них. Чем раньше начнется практика, тем лучше. Это очень серьезно. Не нужно тратить время зря, нужно учиться и допускать ошибки уже сейчас. Оттачивайте слово каждый день. И лучше на реальной работе.
Елизавета ГОНЧРОВА специально для «РИНХбург». Фотографии из личного архива героя
Больше материалов из серии доступны в группе по тегу #призвание