Идея фильма родилась в тот момент, когда режиссёр Владимир Александрович Чеботарёв увидел сценарий «Человек-амфибия».
Работа над фильмом началась со знакомства с подводниками. Ведь в советском кино никто не снимал актёров под водой. Поэтому в первую очередь их нужно было обучить подводному плаванию.
Что касается съемок под водой, то режиссер с завистью смотрел работы Кусто. Он даже был заинтересован в совместной работе, но денег не дали.
Актеры под водой задерживали дыхание и снимались, насколько хватит воздуха, а карауливший рядом инструктор-подводник давал сделать вдох. Операторы тоже работали в аквалангах.
В съёмках принимали участие 5 подводников, двое из которых были дублерами для А. Вертинской и В. Коренева. В сцене ареста Ихтиандра со скалы прыгал дублер, причем прыжок и всплытие шляпы происходило в одном кадре.
Костюм для Ихтиандрара сшивали вручную чешуйками из старой пленки. Но он совершенно был не пригоден для ныряний, тут же намокал, и актер быстро замерзал.
А однажды, В. Коренев чуть не погиб. На глубине 20 м не сработал акваланг. Исполнитель главной роли не смог сделать вдох. Каскадер Рэм Стукалов сразу понял, в чем дело, и отдал свой акваланг, всплыв на поверхность на одном только вдохе. Декомпрессионная болезнь была неизбежна.
А. Вертинская также работала героически. Сцену с опусканием на дно снимали без дублера. Актриса стравливала воздух с десятикилограммовым поясом, лежала на дне несколько секунд, и только тогда ей давали вдохнуть.
Критики отрицательно отзывались о фильме. А вот зритель принял картину на ура.
Зритель полюбил актеров «с морем и небом в глазах». Для того, чтобы на крупных планах усилить эффект лазурных глаз, справа и слева от актеров ставили специальные осветительные приборы с голубыми и зеленоватыми фильтрами.
Пусть этот фильм несколько наивен. Но в нем очень много чувства. Снимали сказку для детей, а посмотрели ее все от 8 до 80 лет - 65,5 млн зрителей.