Во время выступления на Международном форуме по энергоэффективности президент России Владимир Путин признался, что управлял электрическим автомобилем, не исключил, что когда-нибудь пересядет на "Теслу", но усомнился в перспективах "зеленой энергетики" и в экологичности электромобиля по сравнению с машинами на других видах топлива.
Настоящее Время перепроверило данные, которые привел Путин, а также выяснило, поддерживают ли эксперты те прогнозы, которым верит российский президент.
Правда ли, что главный источник электричества в мире — уголь?
"Для того чтобы подключиться к электрической сети и испытать батарею, аккумулятор, нужно выработать электроэнергию, а для этого нужен первичный источник. Сегодня в мире таким первичным источником номер один является даже не нефть, а уголь", – сказал Путин.
Уголь – действительно топливо номер один в мире для электростанций. На графике Международного энергетического агентства (МЭА) видно, что его доля – около 40%. Вокруг этого показателя она колеблется как минимум с 1971 года.
Почему так происходит? Многие развитые страны отказываются от угольных электростанций как слишком вредных для окружающей среды. Но одновременно уголь начинают использовать страны с активно растущей экономикой. Последнее десятилетие такой страной был Китай (на его долю приходится почти половина сжигаемого в мире угля, и добывает он больше всех).
Сейчас Китай постепенно сокращает потребление угля. Но постепенно растет доля Индии. Среди стран ОЭСР главный потребитель этого топлива – Австралия.
А нефть как топливо для электростанций в мире вообще почти не используется, тут Путин ошибся (при этом нефть занимает первое место в топливном балансе в целом). Зато стабильно растет роль газа.
И что же, если у меня электромобиль – я езжу на угле?
В конце 2016 года в мире было 2 млн электромобилей. Топ-10 стран выглядел так: на первом месте Китай, на втором – США, на третьем – Япония, остальные семь – страны Европы.
Причем Китай лидирует с заметным отрывом – по данным МЭА, там зарегистрировано примерно треть машин на электрическом ходу. Это если не считать различные варианты очень популярных в КНР электробайков.
По данным Китайского энергетического совета, в 2016 году в стране около 58% электричества добывали сжиганием угля. И на самом деле это мало – доля угольных электростанций в недавнем прошлом доходила до 80%. Власти Китая снижают долю ТЭЦ из-за проблем с экологией, и вкладывают деньги в солнечные электростанции.