Анапа всегда привлекала туристов со всего СССР. Политические коллизии практически не повлияли на предпочтения выезжать на отдых именно в Анапу. На курорт ежегодно слетаются тысячи детей, за счёт чего его принято называть детским. Кстати, по итогам 2017 года Анапа была признана самым лучшим городом России по качеству жизни (данные портала недвижимости Domofond.ru).
Вот и летом 2006 года дети вместе с родственниками из Санкт-Петербурга прилетели на отдых в Анапу. Прекрасные виды города, пляж... Что может быть лучше в каникулярное время? Рай для души и тела!
Собрав вещи, 22 августа 45 детей возраста 0-12 лет вместе с остальными 115 пассажирами взошли на борт лайнера ТУ154, который должен был доставить их домой в Санкт-Петербург. Также, помимо 160 пассажиров в самолёте работал экипаж командира Ивана Корогодина - это 5 бортпроводников, пилот-стажёр, штурман, бортинженер и ещё один пилот.
Самолёт был технически исправен, а его загруженность была в пределах нормы. В баках находилось достаточно топлива, чтобы долететь до пункта назначения - аэропорта в Пулково (СПБ). Полёт должен был занять около 3 часов.
В 11:03 рейс 612 получил разрешение на взлёт, и уже спустя 5 минут на скорости 290 км/ч оторвался от полосы Витязево (аэропорт в Анапе). Полёт проходил не только над территорией России, но также и над соседним регионом. Так, например, на маршруте до Донецка на пути ТУ154 наблюдались два грозовых фронта, один из которых был в зоне ответственности Ростовского авиадиспетчера, а другой уже в зоне Харьковского диспетчерского центра.
Стоит отметить, что ростовский диспетчер предупредил экипаж самолёта под позывными «062»: 062, для информации, в зоне фронтальные грозы с сильным градом… гро… градом, до 12 тыс.… до 13 тысяч, смещение северо-восток.
Но точно также данную сводку погоды мог услышать и экипаж борта 612, так как находился на этой же частоте, тем более что вскоре диспетчер связался с рейсом, и сообщил о том, что на маршруте имеются мощные грозы с сильным градом. Однако, говоря о грозах, диспетчер забыл предупредить, что высота этого грозового фронта достигает 12—13 тысяч метров, что чисто по техническим характеристикам лайнера ТУ154 не позволит ему перелететь её сверху.
В 11:24 экипаж рейса в Санкт-Петербург, находившийся в зоне ответственности Харьковского диспетчерского центра, связался с авиадиспетчером, который должен был вести лайнер по территории Украины. Однако и тут произошла серьезная оплошность: диспетчер не предупредил экипаж Корогодина о наличии грозового фронта, который в тот момент находился на удалении примерно в сотню километров впереди прямо по курсу следования борта его лайнера.
Чуть позже следователи установили, что у харьковских метеорологов была информация, но они не стали сообщать её диспетчерам. В свою очередь, диспетчер в Харьковском центре получал сообщения от пилотов других лайнеров о наличии гроз в юго-восточном секторе, но не стал доводить эту информацию до экипажа рейса 612. Таким образом, получалась дикая ситуация, при которой экипаж рейса 612 следовал прямо в грозу, не представляя, каких она размеров.
Примерно в 11:31 Корогодин пусть и с опозданием, но запросил у диспетчера возможность сделать крен в обход грозы, но в этот момент самолёт был очень близок к грозе, что делало обход опасного участка невозможным. Лайнер влетел в сверкающую глубь. Гром и молнии теперь сопровождали полёт ТУ154, а когда к ним добавился ещё и град, экипаж, осознав всю критичность ситуации, отключил автопилот, взяв управление лайнером на себя.
К тому моменту самолёт постепенно терял управление. Была "сильная болтанка", сопровождавшаяся перегрузками и сильной тряской, вызванной сначала турбулентностью, а потом неспособностью экипажа к понимаю причинно-следственной связи их решений и реакцией бортовых систем. В какой-то момент развития ситуация лайнер резко и быстро начал взмывать вверх, сильно задрав "нос", что привело к сваливанию.
После этого лайнер окончательно выходит из-под контроля, и сваливается в плоский штопор, при котором самолёт падает плашмя на землю, вращаясь с угловой скоростью 26 градусов в секунду. В этот момент экипаж, не веря в реальность происходящего, пытается предпринять последние попытки спасти себя и пассажиров, однако это было уже невозможно.
Примерно в 11:37, потеряв лайнер на радиолокационных радарах, Харьков объявил тревогу, после чего спасатели обнаружили горящие обломки ТУ154 недалеко от поселка Сухая Балка, что находится в Донецкой области. Россия и Украина объявили траур по 170 жертвам авиакатастрофы. При этом последние отменили все празднества по случаю дня независимости Украины, которые намечались на 24 августа.
После недолго разбирательства, причиной происшествия была объявлена ошибка экипажа, решившего продолжать полёт по заданному курсу в сложных метеоусловиях, и его неспособность к адекватному восприятию действительности. Также в отчёте, опубликованном в феврале 2007 года, было отмечено:
При отсутствии в руководстве по лётной эксплуатации самолёта Ту-154М и программах подготовки экипажей необходимых рекомендаций по особенностям пилотирования в продольном канале и использовании механизма электротриммирования, а также невозможности отработки навыков пилотирования самолёта в штурвальном режиме на больших высотах и углах атаки из-за отсутствия пригодных для этого тренажеров, экипаж при обходе зон грозовой деятельности и турбулентности допустил раскачку самолёта и выход за эксплуатационный диапазон углов атаки.
Одновременно с этим в сети появилась видеореконструкция, основанная на данных двух самописцах с борта ТУ154, показывающая всю сложность сложившейся ситуации, и растерянность экипажа. Отмечу, что в видео много нецензурной лексики. Также не рекомендовано к просмотру и прослушиванию особо впечатлительным людям.
В моём блоге вы можете прочитать о самых резонансных катастрофах.
Ссылки по теме: "Почему упал самолёт, летевший в Сирию?""Авиакатастрофа унесла жизни 583 человек" "Самолёт-"Бомба" замедленного действия" "Как пилота вытянуло в окно кабины самолета""Как погиб хоккейный "Локомотив"" "Как Airbus врезался в гору" "Как самолёт упал на детский сад", "Крушение Боинга 747 над Токио","Забытые авиакатастрофы над Тулой и Ростовом", "Уснувший диспетчер" трагедия в Омске"
А вот счастливая история, как мастерство пилотов предотвратило страшнейшую авиакатастрофу в истории - "Избежавшие столкновения в небе"