Сергей Дягилев был одним из величайших мировых культурных деятелей начала XX века. Он родился в 1872 году в семье офицера, потомственного дворянина Павла Дягилева.
Знакомство с миром искусства произошло во времена учебы в Санкт-Петербургском университете, где он изучал юриспруденцию. Именно там в 1890 году Дягилев завел знакомство с группой единомышленников, заинтересованных в музыке и живописи. Среди его компаньонов в этот период были художники Александр Бенуа и Леон Бакст, оба из которых впоследствии внесли невероятный вклад в его театральные постановки.
В 1893 году он совершил свое первое путешествие за границу, посетив Германию, Францию и Италию, где познакомился с выдающимся французским романистом Эмилем Золя и оперными композиторами Чарльзом Гуно и Джузеппе Верди.
Окончив юридический факультет в 1896 году Дягилев был преисполнен решимости следовать музыкальной карьере, а не посвящаться карьеру юриспруденции. В то время он занимался музыкой с профессором петербургской консерватории Николаем Римским-Корсаковым, у которого также брал частные уроки молодой композитор Игорь Стравинский. Эти занятия стали важным поворотным моментом в жизни Дягилева, благодаря которым состоялось его знакомство со Стравинским. Первая встреча учеников Римского-Корсакова произошла на премьере сюиты «Фавн и пастушка» , автором которой был Стравинский. С тех пор началось их тесное творческое сотрудничество.
Дягилев был убежден в своем призвании - стать покровителем искусства! У него было огромное личное обаяние и смелость, которая помогла открывать для себя все новые грани творческого мира и создать новую историю искусства России. Он начал свою карьеру в театральном деле, не имея значительных финансовых возможностей для воплощения идей, которые он хотел внедрить в театральные и оперные постановки, а эти идеи требовали в свою очередь немалых инвестиций.
Назначенный в 1899 году помощником Сергея Волконского, режиссера Императорского театра, Дягилев встретил знаменитого артиста балета Михаила Фокина, которого сильно вдохновляла американская артистка Айседора Дункан. Дункан считают новатором танцевального жанра, основоположником свободного танца. Найдя в Фокине своего единомышленника, впоследствии антрепренёр пригласит его в качестве хореографа для балетных спектаклей в Париже.
В том же 1899 году Дягилев вместе с художником Александром Бенуа создал художественное объединения «Мир искусства», ставшее символом культурной эпохи России начала XX века. В него вошли такие живописцы как Леон Бакст, Мстислав Добужинский, а идеи поддерживали и другие художники: Валентин Серов, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Константин Коровин и многие другие. Под тем же названием начали выпускать журнал, который освещал все важные мировые культурные события. Журнал стал важным связующим звеном российской культуры с западной. Под покровительством творческого объединения начали проходить выставки российских художников. В то время выставки «Мира искусства» были одной из главных возможностей для молодых живописцев проявить себя на художественной сцене. А в музее Штиглица в Санкт-Петербурге в 1898 году прошла первая выставка русских и финляндских художников, получившая широкий успех, в которой приняли участие М.Врубель, В.Серов, И.Левитан и другие.
Великий поворотный момент в жизни импресарио наступил, когда в 1906 году он отправился в Париж! Стремясь осуществить свою мечту – познакомить европейскую публику с русским искусством, Дягилев занялся работой по созданию выставки «Два века русской живописи и скульптуры» в Осеннем Салоне в Париже. А помогали ему в оформлении Леон Бакст, Александр Бенуа, которые делали это, как всегда, виртуозно, с тонким вкусом...
В 1907 году Дягилев начал развитие театрального и музыкального направления, представляя парижскому зрителю концерты при участии Римского-Корсакова, Скряба, Рахманинова и других. В 1908 году французская сцена впервые увидела оперу Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Опера была представлена на главной сцене Парижа - Гранд-Опера (Опера Гарнье). Главный партию исполнил Федор Шаляпин , а сопровождал выступление хор Императорского театра Москвы. С Шаляпиным Дягилев познакомился еще в Москве, и начал работать, предлагая революционные сценические идеи для спектаклей опер, в которых участвовал певец.
Вдохновленный успехом живописи и оперы во Франции, Дягилев решил представить в Европе российский балет. В 1909 году он открыл свой легендарный сезон «Ballets russes» в театре Шатле в Париже. Танцоры Анна Павлова , Вацлав Нижинский предстали на знаменитой театральной сцене Европы! Совместно с хореографом Михаилом Фокином они начали создавать совершенно новую лексику движения в балетных постановках, на что повлияли знаменитые хореографические танцевальные новации Айседоры Дункан, вдохновляющие авторов.
Музыкальные композиторы сами были вдохновлены фантазиями художников и хореографов, которые создавали изысканный образ спектаклей. В результате получилось высокое творчество: идеальный художественный синтез, основанный на врожденном чувстве вкуса создателя!
Композитору Игорю Стравинскому Дягилев предложил написать балет для постановок в рамках «Русских сезонов», и годы их совместного сотрудничества были едва ли не самым значимым периодом в творческой жизни как первого, так и второго. За три года Стравинский написал три легендарных балета, каждый из которых становился сенсацией мирового масштаба, делая «Русские сезоны» важнейшим событием в мире искусства. Это балеты «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1911-1913).
Над театральными декорациями в Париже работал Леон Бакст, которых сделал настоящую революцию в сценографии. Он вошел в историю как автор декораций Ballets Russes: «Клеопатра» (1909), «Шахерезада» (1910), «Жар-птица» (1910), «Карнавал » (1910), «Видение розы» (1911), «Послеполуденный отдых фавна» (1912).
С тех пор Дягилев навсегда покинул родную Россию, куда больше не вернулся. В Париже он сотрудничал с французским поэтом и драматургом Жаном Кокто. Самой значимой их совместной работой была оригинальная балетная постановка нового типа «Парад» по сценарию Кокто, показанная в Париже в 1917 году. Музыку для балета написал композитор Эрик Сати, а декорации и костюмы сделал Пабло Пикассо!
Сергей Дягилев гастролировал со своим балетом по всей Европе, а также в Соединенных Штатах. Сезоны Дягилевского балета были представлены публике непрерывно с 1909 по 1929 года. В свои более поздние сезоны он начал представлять работы и зарубежных перспективных композиторов и художников из Франции, Италии, Великобритании и США. Среди композиторов, работающих с Дягилевым, были Ричард Штраус и Клод Дебюсси.
Во время "Русских сезонов" Дягилев привлек величайших русских и западноевропейских танцоров, композиторов, хореографов, и сценографов своего времени и, несмотря на почти постоянные финансовые трудности, выпускал ослепительную серию постановок вплоть до последних дней своей жизни. Великий импресарио умер в 1929 году в Венеции, навсегда оставив великое культурное наследие. Дягилев был по истине легендарным художественным вдохновителем, именно он сделал русскую оперу и балет узнаваемым на весь мир!