Завтра к дате - На Марсовом поле в Санкт - Петербурге состоялось торжественное открытие памятника великому полководцу А.В. Суворову - мне понадобился интересный снимок этого памятника -
Поискала... Гляньте, что нашла -
Бросилось в глаза интересное здание - посмотрите за основанием памятника. :)
Сейчас этого здания нет -
Пошла искать ЧТО ЭТО?
Вот такие интересные фото мне попались - На время съёмки фотографии не смотрите, если будут подписи - выложу - Ракурс будет на Марсово поле и, постараюсь, - тот его "угол". :)
Вроде, что-то проясняется...
Есть ещё -
Ещё раз рядом посмотрим-
Оно? Очень похоже! Но что это? Здание не маленькое и, похоже, на каменное, кирпичное... Ну, не знаю. Но не времянка. Куда оно делось и что там находилось?!
:) Попробую поискать ещё.
Опаньки! Поближе...
Но упорно обходят это здание... :(
Пробую приблизиться. Возьму 1912 год... :) Любопытно же! -
Смотры «потешных» на Марсовом поле. 1911-1912.
Ммм...Какой огромный шатёр!!!
Вот!!!! Нашла название... :))
Американский Скетинг-ринг
Популярные в Европе «Скейтинг-ринги» в начале 1910-х гг. стали массовым спортивным увлечением многих петербуржцев. Было построено несколько скейтинг-рингов в разных частях города. На ролики встала не только молодежь, но и вполне солидные люди.
В декабре 1910 г. было закончено строительство огромного "Американского скетинг-ринка" на Марсовом поле
Скетинг-ринг был сооружен по проекту архитектора австрийского происхождения Евгения-Карла Шреттера (1876-1925).
Светские репортеры того времени так описывали открытие заведения, состоявшееся 12 января 1911 г.: "Кассиры не успевали продавать билеты на столь престижное мероприятие. На треке под звуки военного оркестра каталось множество пар изящных молодых людей, а у его барьеров за столиками развлекались нарядные горожане, голоса которых и смех разносились по всему зданию".
Реакция населения была неоднородной - от поддереки физических упражнений для пользы здоровью, до осуждения места, называемого в некоторых изданиях "дворцом пьянствоблудия". Кроме того большое здание скейтинг-ринга заслонило собой здание Павловских казарм. К 1912 г. интерес к роликам упал, скейтинг-ринги стали закрываться один за одним.
Здание было снесено через 4 года после постройки.
На 1910-е в Питербурге пришелся пик увлечения роликовыми коньками.
Валентин Катаев в автобиографической книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» вспоминал: "В один прекрасный день в нашем городе появились роликовые коньки - заграничная новинка, - о которых мы до сих пор не имели понятия.<…> Но это оказалась не только детская забава. Почти одновременно с детьми ею завладели взрослые господа и дамы, превратившие катание на роликовых коньках в некое вечернее, даже ночное развлечение вроде кафешантана. Появилось новое, самое модное слово «скетинг-ринг», в понимании нашем, мальчиков и девочек, звучавшее как-то даже не совсем прилично, даже порочно. <...> Скетинг-ринг представлял собою асфальтовый каток в специальном закрытом помещении, у входа в который вечером зажигались гелиотроповые электрические фонари и на жаркую улицу вылетали зазывающие звуки матчиша <...> [Внутри] вокруг асфальтовой площадки, за деревянными барьерами с бархатным валиком, возвышались столики, покрытые крахмальными скатертями, возле которых на специальных подставках блестели запотевшие серебряные ведра с битым льдом, откуда выглядывали золотые горлышки шампанского «редерер»..."
==========================
Про шарф голубой, блондинку и скетинг-ринги в Санкт-Петербурге
СКЕТИНГ-РИНГ •англ. skating-ring (спорт.) Специальная площадка, чаще в закрытом помещении, с гладким асфальтированным полом для катания на особых роликовых коньках (Толковый словарь Ушакова).
НА СЪЕЗЖИНСКОЙ В ДОМЕ ШЕСТОМ
Жила в Петербурге блондинка,
На Съезжинской в доме шестом,
Была хороша, как картинка,
И нежная очень притом.
Ах! Крутится, вертится шарф голубой,
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится, хочет упасть.
Кавалер барышню хочет украсть.
Вероятный текст первоисточника народного хита взят эпиграфом к главе. Там поется про «шарф голубой». Легкий такой, раздуваемый ветром на плечах у барышни, что вроде, все ставит на свои места.
Вот его продолжение:
Таких прехорошеньких ручек
Не видел на свете никто.
Ходил к ней кудрявый поручик
В нарядном и светлом пальто.
Ах! Где эта улица, где этот дом?
Где эта барышня, что я влюблён?
Вот эта улица, вот этот дом,
Вот эта барышня, что я влюблён.
Но вскоре то счастье пропало
На самый ужасный манер.
Поручику стряпка сказала,
Что «стал к ней ходить анжинер».
Ах! Где эта улица? и т. д.
Поручик на скетинге-ринге
Увидел красотку в окне.
Он к ней подошёл и блондинке
Хватил кулаком по спине.
Ах! Где эта улица? и т. д.
Всегда так на свете бывает.
Окончился этот роман.
Мужчина от страсти пылает,
А женское сердце — обман.
Ах! Крутится, вертится шарф голубой и т. д.
Однако народ и сегодня упорно поет про шар.
Так что же все-таки там крутилось, и где произошла драматическая развязка этого романа ( «...блондинку хватил кулаком по спине») ?
Попробуем в этом разобраться. А заодно попытаемся воскресить одну забытую страницу петербургской жизни начала прошлого века.
ОТ ДЕДУШКИ РУССКОГО РОМАНСА К СОВЕТСКОМУ СЕКС-СИМВОЛУ
на Смоленском православном кладбище Петербурга сохранилась красивая мраморная стела с крестом и надписью
«ДѢДУШКѢ РУССКАГО РОМАНСА» .
Это надгробье композитора и генерал-лейтенанта Николая Алексеевича Титова (1800-1875). Свое лестное прозвище он получил еще при жизни в нестаром возрасте, и было оно признано, между прочим, Глинкой и Даргомыжским.
Романсов он написал за свою жизнь более 100. И самым популярным из них был «Шарф голубой» на слова M.A.Маркова (1830). Его, как говорят, исполняли всюду - в салонах, на вечерах, домашних концертах и прочих тусовках. Барышни старались соответствовать модному стандарту и надевали на плечи голубые шарфы.
Слова романса были, как и полагалось, сентиментальными и душещипательными:
Шарф голубой! Шарф голубой!
Как часто, унылый,
Играл я тобой
На груди у милой
И таял в объятьях красы неземной.
Под сенью ракиты, в безмолвии ночи,
Вкруг стана обвившись горячей рукой,
Лобзал я богиню в ланиты и в очи
И дерзко боролся с тобой...
Творчество Н.А. Титова иногда называют дилетантским и грешащим против музыкальной грамматики.
А что же было дальше?
Исследователь городского фольклора филолог и композитор Наум Шафер разыскал песню - аллюзию на романс «Шарф голубой». Появилась она в конце XIX в., ее автором, кажется, является Ф.Садовский (его же - «Мой костер в тумане светит»).
Кавалер, мечущийся городу с вопросами: где эта улица, где этот дом, так поет о причинах своих страданий:
На все я готов, я во власти твоей,
Умру от тоски, коль не будешь моей!
Любил я, люблю, вечно буду любить.
Зачем же меня понапрасну томить?
В саду под скамейкой записку нашел:
«Свиданье в двенадцать»! Я в десять пришел.
Минуты за годы казалися мне,
Вдруг шорох раздался в ночной тишине.
Я ночи пройденной забыть не могу,
С тех пор еженощно встречались в саду.
И в вечной любви мы клялися вдвоем,
Луна и скамейка свидетели в том.
Крутится-вертится шарф голубой,
Крутится-вертится над головой,
Крутится-вертится, хочет упасть –
Кавалер барышню хочет украсть!
Замена шарфа на шар произошла с легкой руки обаятельного секс-символа советской эпохи Бориса Чиркова. Во время съемок фильма «Юность Максима» (1934г.) ему вспомнилась песня, которую он несколько раз слышал: «И от неожиданности я заголосил, даже сам как следует не понимая, слова какой-то песенки, слышанной мною не раз, но уже давным-давно позабытой».
Так с тех пор и напевает народ два переиначенных куплета, являвшихся в исходном варианте припевом.
Впрочем, вдова Б.П.Чиркова, Людмила Юрьевна, знала полный текст. Но приводила его вот в каком варианте:
В Москве проживала блондинка,
На Сретенке, в доме шестом,
Была хороша, как картинка,
И нежная очень притом.
Ах! Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится, хочет упасть.
Кавалер барышню хочет украсть
Вот мы и вернулись к первоисточнику. Что можно сказать о его происхождении? Место рождения – разночинная городская окраина. Время – начало XX в., о чем говорит упоминание скетинг-ринга.
Но где же разворачивался этот любовный роман, в Петербурге на Петроградской стороне или в Москве на Сретенке?!
ГДЕ ЭТА УЛИЦА ИЛИ ПЕТЕРБУРГСКИЕ СКЕТИНГ-РИНГИ
На рубеже XIX-XX веков мир охватило модное поветрие – роликовые коньки.
Связано это было с появлением общедоступной и безопасной их модели, именуемой «квады». Только на открытии скетинг-ринга в Чикаго в 1902 г. присутствовало 7000 чел.
В наше многострадальное Отечество роликомания пришла с запозданием, и ее пик пришелся на начало 1910-х гг.
Предоставим слово Валентину Катаеву («Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона»):
В один прекрасный день в нашем городе появились роликовые коньки — заграничная новинка, — о которых мы до сих пор не имели понятия.
Превосходная штука!
Я увидел их впервые, когда по асфальтовому тротуару мимо наших ворот с шумом проехал незнакомый реалист, показавшийся мне гораздо выше своего настоящего роста. На его ногах я увидел металлические роликовые коньки, прочно прикрепленные к ботинкам ремешками с блестящими пряжками.<...>
…Но это оказалась не только детская забава. Почти одновременно с детьми ею завладели взрослые господа и дамы, превратившие катание на роликовых коньках в некое вечернее, даже ночное развлечение вроде кафешантана. Появилось новое, самое модное слово «скетинг-ринг», в понимании нашем, мальчиков и девочек, звучавшее как-то даже не совсем прилично, даже порочно.
Скетинг-ринг представлял собою асфальтовый каток в специальном закрытом помещении, у входа в который вечером зажигались гелиотроповые электрические фонари и на жаркую улицу вылетали зазывающие звуки матчиша, в которых тоже чудилось нечто порочное.
Туда ходили молодые богатые господа и дамы с роликовыми коньками в руках, иные подкатывали на лихачах, и мы, мальчики, смутно догадывались, что дело тут не только в катании на роликовых коньках.
Разумеется, я ни разу в жизни не был в скетинг-ринге и не видел, что там делается. По слухам, там мужчины и женщины танцевали на роликах вальс, прижимаясь друг к другу, а позже, ближе к полуночи, откалывали «ой-ра, ой-ра!» и кекуок, а вокруг асфальтовой площадки, за деревянными барьерами с бархатным валиком, возвышались столики, покрытые крахмальными скатертями, возле которых на специальных подставках блестели запотевшие серебряные ведра с битым льдом, откуда выглядывали золотые горлышки шампанского «редерер»...
Петербург по количеству открываемых скетинг-рингов был, разумеется, «впереди планеты всей». Самый скандально известный из них был сооружен в 1910 г. на Марсовом поле. Взгляните на редкий снимок в начале поста – он здесь, слева за памятником Суворову, в помпезном здании с колоннами и надписью American Roller Ring,.
А это его интерьеры
Открытки, великолепно передающие ауру заведения (получившего в народе прозвище «Дворец пьяноблудия»)
Здание это, изрядно портившее вид на Мраморный дворец и Летний сад, простояло 4 года и было снесено.
Материал взят - petrogradskaja.livejournal.com/
====================================================
Про шатёр -
___________________________________________________________
Теперь и это нашла. Но почему в Петербурге, а не в Москве?
И ещё, "потешные" это дети.
Обсудить тему и поделиться своим мнением про "история марсового поля"