Российский основной боевой танк Т-80, несмотря на внешнее сходство со многими также Российскими танками (Т-64, Т-72), обладает рядом весомых отличий. Этот танк стал первой в мире машиной со встроенной противоснарядной динамической защитой и первым в мире танком с установленным ГазоТурбинным Двигателем (далее ГТД).
Итак, почему же к Т-80 лучше не приближаться сзади? - вы узнаете в этой статье!
Поговорим для начала о силовой установке
Она кардинально отличалась от дизельных агрегатов и имела как плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести повышение динамических показателей машины. Если Т-72 с дизельным двигателем (750 л.с) мог развивать скорость по шоссе - 55 км\ч, то Т-80 с ГТД (1000 л.с.) - около 70 км\ч.
Однако такой тип силовой установки был очень требователен к качеству очистки воздуха от пыли и грязи, вследствие чего фильтры в запыленных условиях или песках забивались достаточно быстро. Также двигателю необходим был бережный уход и обслуживание.
Теперь перейдем ближе к теме статьи
Работа ГТД была связана с высокими скоростями вращения турбины, а, следовательно, с большой температурой, большая часть которой распространялась по выхлопной системе. К слову, именно для уменьшения инфракрасной видимости (на которую наводятся ракеты) выхлоп Т-80 и сконструирован специальным, "рассеивающим" образом и расположен в задней части кормы танка.
Температура на выходе из выхлопа была колоссальной и именно из-за этого фактора солдатам было запрещено находиться позади работающей машины.
Случалось даже такое, что пренебрегавших это правило военнослужащих просто напросто сдувало раскаленным потоком воздуха (на старте движения машины), вследствие чего имели место многочисленные ожоги открытых кожных покровов. Также из выхлопной системы при резком нажатии на "Газ", по воспоминанию очевидцев, могли вырываться языки открытого пламени, длиной в несколько метров.