Или главный секрет композиции
Во-первых, это какой-то непонятный математический термин, малоинтересный для среднестатистического художника (а тем более — для арт-блогера). Но не только. По формуле золотого сечения вычисляются пропорции, которые классически понимаются в живописи как идеальные — примерно 3/8 и 5/8. Звучит, как пугающая выдержка из учебника по алгебре, но на практике всё намного проще. Условно холст, разлинованный в соответствии с правилом золотого сечения, выглядит следующим образом:
Начинающие художники стремятся расположить смысловой центр картины так, чтобы он совпадал с центром холста, однако такой подход отнюдь не красит работу. Хотя, безусловно, в истории мировой живописи можно найти немало исключений — возьмем, например, «Странника над морем тумана» Каспара Давида Фридриха. Но он немец, ему можно (будем снисходительны к этим любителям симметрии, которая пробивается даже сквозь почву романтизма).
Начиная предположительно с Леонардо да Винчи многие живописцы прознали секрет эталонной композиции и, конечно, не преминули опробовать его на практике. Вся соль в том, чтобы располагать наиболее значимые элементы картины в четырех точках, обозначенных на рисунке выше (необязательно во всех одновременно). Вы можете попробовать сами и убедиться в действенности этого способа и добиться гармоничной композиции или же просто понаблюдать за тем, как это делают великие мастера кисти:
Правило золотого сечения — не панацея. Оно не превратит серую посредственность в шедевр. Поверьте, не это сделало Рафаэля Рафаэлем. Многие художники (например, Марк Шагал) писали так, словно ни о каком золотом сечении в жизни не слышали, но это не мешает их картинам экспонироваться в лучших музеях мира. И все же не стоит недооценивать леонардовское правило, как и многие другие законы композиции.
Помимо живописи к правилу золотого сечения прибегают в скульптуре, архитектуре и даже каким-то таинственным образом в музыке — известно, что этим баловался Бах, рассчитывая количество тактов. Да и вообще, это почти что закон жизни в чистом виде — по нему «спроектированы» все живые организмы, а отступления от золотого сечения в природе приводят к курьезам вроде морской камбалы.
В нашем блоге PaintingRussia читайте о том, как научиться рисовать человека.
Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)