Первой серьёзной проверкой для молодой реактивной авиации стала война в Корее. В небе Азии сошлись передовые истребители того времени — советский МиГ-15 и американский F-86 Sabre. Американцы были неприятно удивлены превосходством МиГа над своими самолётами. Это серьёзно озаботило военных аналитиков, которые понимали, что ВВС США нуждаются в принципиально новом, более мощном и быстром истребителе-перехватчике.
Первые сверхзвуковые
Окончание Корейской войны совпало с появлением первых серийных сверхзвуковых истребителей. В СССР запускали в серийное производство МиГ-19, а в США — North American F-100 Super Sabre. Несмотря на то, что оба самолёта заметно превосходили по скорости все боевые машины того времени, но их конструкция не являлась чем-то новым. Это были плоды постепенного развития дозвуковых реактивов.
Максимальная скорость МиГ-19 и F-100 Super Sabre составляла всего 1,3 МАХа. Дальнейшее наращивание скорости с использованием классической аэродинамической схемы было невозможно. Требовался самолёт, изначально ориентированный на большие сверхзвуковые скорости.
Новинка от Lockheed
Ещё до первых полётов МиГ-19 и Super Sabre главный конструктор фирмы Lockheed Клэренс Джонсон предложил проект боевого реактивного истребителя со скоростью больше 2200 км/ч или 2,2 МАХа. Для этого планировалось разработать максимально вылизанный с точки зрения аэродинамических характеристик самолёт.
Он должен был быть лёгким и оснащаться самым мощным из доступных реактивных двигателей. Для 1950 года идеи Джонсона были чересчур революционными, но после анализа опыта воздушных боёв в Корейской войне ему дали «зелёный свет» и проект начался. Новый самолёт получил обозначение Lockheed F-104 Starfighter (в переводе с английского — «звёздный боец»).
Разработка Starfighter стартовала в 1952 году. В распоряжении конструкторов Lockheed уже были результаты экспериментальных проектов Bell X-1 и Douglas X-3, которые оказали существенное влияние на аэродинамическую схему будущего истребителя. Стало очевидно, что на скоростях в районе 2 МАХа стреловидное крыло теряет своим преимущества. Поэтому команда Клэренса Джонсона применила прямое трапециевидное крыло очень малого удлинения и Т-образное хвостовое оперение.
Новый самолёт обладал высокой скороподъёмностью, скоростью и отличными разгонными характеристиками. Ложкой дёгтя оказались низкие манёвренные качества. Но F-104 и не должен был участвовать в воздушных боях в классическом понимании этого слова. Его задача — быстро взлететь, догнать, дать залп из пушек или выпустить ракеты класса «воздух-воздух» и быстро улететь.
Первый полёт Starfighter'а
Первый прототип Lockheed F-104 Starfighter был закончен в феврале 1954 года и передан для лётных испытаний. 4 марта 1954 года лётчик-испытатель компании Lockheed Тони ЛеВьер впервые поднял Starfighter в небо. Последующие 2 года прошли в постоянных полётах, экспериментах и доводках новой машины. В итоге, 17 февраля 1956 года от взлётной полосы оторвался уже первый предсерийный Lockheed F-104А Starfighter.
Истребитель оснащался турбореактивным двигателем General Electric J79-GE-7 и разгонялся до скорости 2556 км/ч. Практический потолок - 17700 метров, дальность полёта - 1368 километров. Вооружение состояло из 20-мм шестиствольной пушки M61A1 и 2 управляемых ракет AIM-9. Также на подвески под крыльями можно было подвесить до 907 килограммов бомбовой нагрузки (обычные и ядерные бомбы, ракеты класса «воздух-земля», бомбовые кассеты, баки с напалмом). Катапультное кресло, как и на Douglas X-3, катапультировало лётчика вниз — это устраняло опасность травм позвоночника.
Серийное производство Lockheed F-104A Starfighter началось в 1958 году. Тогда же он стал поступать на вооружение ВВС США. Модификация A не была всепогодной и выпускалась ограниченной серией в количестве всего 146 самолётов. На смену ей пришёл F-104C.
На Starfighter было установлено несколько мировых рекордов. Рекорд высоты полёта — 27830 метров, 7 мая 1958 года, пилот Говард Джонсон. Рекорд скорости полёта — 2259,3 км/ч., 16 мая 1958 года, пилот Уолтер Ирвин.
Но в эксплуатации сверхзвуковой истребитель оказался не самым лучшим. Аппаратура радионаведения того времени не успевала за скоростью полёта. Была реальная вероятность того, что при стрельбе из пушки самолёт догонит собственные снаряды. Гильзы от снарядов пробивали дюралевую обшивку, а пороховые газы могли вызвать остановку двигателя. В итоге, приняли решение отказаться от пушки. Так F-104 стал первым истребителем с только ракетным вооружением.
«Летающий гроб»
Пилотирование самолёта на сверхзвуковых скоростях тоже было не самой лёгкой задачей. Не спасали даже большие закрылки, которые по замыслу конструкторов должны были обеспечить нормальную манёвренность. Система катапультирования не давала лётчику шансов выжить на высоте меньше 500 метров. Аварийность Starfighter превышала 30%, что было очень много даже для новой машины. Американские лётчики дали ему печальные прозвища Widowmaker («Вдоводел») и Flying Coffin («Летающий гроб»). Приведу цитату из воспоминаний одного из пилотов:
«F-104 никому не прощал ошибок. Сломать себе шею на нем было легче лёгкого. Другие самолёты его поколения предупреждали о неправильных действиях пилота тряской, креном или другими факторами. «Старфайтер» же — никогда. Он просто срывался в штопор и падал на землю»
Всё «лучшее» — союзникам по НАТО
ВВС США быстро потеряли энтузиазм в отношении нового самолёта. Правительственный заказ сократили, сделав выбор в пользу более безопасного и маневренного McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Но карьера Starfighter на этом не закончилась. США активно продвигали самолёт среди своих союзников по блоку НАТО. Так F-104 по лицензии стали производить в Канаде, ФРГ и Италии.
Всего же было выпущено более 1200 F-104 модификации G с новым навигационным оборудованием, усовершенствованной системой управления огнём и более мощным двигателем. Несмотря на такие же высокие показатели аварийности, Starfighter оставался на вооружении более 10 стран Североатлантического альянса вплоть до 2004 года. Последней из эксплуатации «Звёздных бойцов» вывела Италия. Сейчас в мире остались летающие экземпляры F-104, находящиеся в частной собственности.
Lockheed F-104 Starfighter стал примером того, как нездоровое лобби может заставить принять на вооружение не самый успешный самолёт. Несмотря на свои передовые скоростные характеристики, «Звёздный боец» не оправдал надежд военных. Слишком уж много было аварий с летальными исходами. Тем не менее авиаконструкторы извлекли урок из этого проекта и следующие сверхзвуковые истребители-перехватчики уже не повторяли ошибок Starfighter.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com