С начала своей истории Шотландия развивалась свое самостоятельное государство. Несмотря на трехвековое существование в составе Великобритании, шотландцы продолжают стремиться к отделению и независимости. Олицетворением этой борьбы с начала двадцатого века по сегодняшний день остается Шотландская национальная партия.
Присутствие в названии партии слова «национальная» играет на руку противникам выхода Шотландии из Соединенного Королевства: они называют членов партии сепаратистами и расистами, а ее политику – направленной на разрушение устоявшихся основ существования государства. Однако история развития партии показывает, что все не так просто.
Отдельные организации, которые добивались скорейшего отделения Эдинбурга от Великобритании, существовали всегда, но национальная политическая партия возникла только в 1934 году. В первые годы своего существования многие ставили под сомнение серьезность ее деятельность, и этому немало способствовали нечетко обозначенные цели и взгляды партийцев.
С 1960-х годов начался уникальный в своем роде рост популярности партии. Авторы работы Scottish Politics: An Introduction («Шотландская политика: введение») пишут, что в течение первых десятилетий своей работы Шотландская национальная партия (ШНП) была не просто «безуспешным меньшинством», а чем-то более важным. Вероятно, энтузиазм ее членов и наработанный с годами опыт начали со временем кристаллизоваться в конкретные положения о деятельности партии, и в 1967 году ШНП впервые победила на выборах в шотландский парламент, обогнав лейбористов.
Многие историки пытались объяснить феномен постоянно растущей симпатии шотландцев к Национальной партии. Все они сходятся в одном: дело совсем не в том, что с каждым годом все больше жителей Шотландии становятся сторонниками идеи независимости. Так сложилось, что в двадцатом веке ШНП стала единственной альтернативой партиям, демонстрировавших абсолютную поддержку британского правительства и его взглядов, что заставляло шотландцев протестовать, голосуя за националистов.
Как показало время, шотландцы не прогадали. 18 сентября 2014 года состоялся референдум по вопросу независимости Шотландии, в ходе которого 55,3% проголосовавших высказались против отделения. Референдум вызвал много вопросов о прозрачности проведения процедуры, а несущественный перевес голосов привел резкому увеличению сторонников ШНП. Сама же партия под руководством первого министра Николы Стерджен взяла уверенный курс на обретение Шотландией самостоятельности.
В этом деле у Шотландии неплохие шансы на успех. Во-первых, шотландский национализм не имеет отношения к идеям борьбы с мигрантами и мусульманами, популярными в некоторых других странах Европы. Во-вторых, перед шотландским парламентом остро стоит проблема справедливости нахождения региона в составе Соединенного Королевства: Лондон получает большую выгоду от шотландской нефти, однако взамен не дает Эдинбургу той степени политической свободы, которую он хочет. В третьих, ШНП преследует пацифистские идеалы и после достижения независимости обязуется избавиться от ядерного оружия, ликвидировать британские военные базы на своей территории и выйти из НАТО.
Примечательно, что уже сегодня уровень в жизни в Шотландии отличается от средних показателей в Великобритании: высшее образование бесплатно и доступно всем, список бесплатных лекарств для населения постоянно удлиняется, вносятся прогрессивные изменения в налоговую политику.
Судя по политическому вектору Шотландской национальной партии, независимая Шотландия могла бы встать в один ряд со Швецией и Финляндией, став еще одной благополучной нейтральной страной Северной Европы.