Автор текста - Иван Афанасьев.
Через три дня на Лазурном берегу Франции стартует 71-й Каннский кинофестиваль. В прошлом году программа была, скажем прямо, не ахти, несмотря на россыпь сногсшибательно звёздных имён (Ханеке, Озон, Акин, Латимос, Лозница в конкурсе – каково?). Этот год может хорошенько встряхнуть бывалых фестивальных зрителей: имена собраны самые разные, включая целых два российских фильма (один, правда, российско-казахстанский). Про «Лето», о котором и так уже все знают в связи с делом о Серебренникове, а также новом фильме Ларса фон Триера, говорить не станем, зато выделим 7 других интересных фильмов на главном кинособытии мая, если не года. Возглавит жюри в этом году оскароносная актриса Кейт Бланшетт. Итак, погнали:
Чёрный клановец (BlacKkKlansmen)
Спайк Ли, классик американского кино, в последнее время ударившийся в не очень интересную коммерцию («Не пойман – не вор»), после провалившейся по всем фронтам ленты «Чирак», обыгрывавшей «Ромео и Джульетту» в фирменном стиле режиссёра, возвращается с новым большим фильмом. История о чёрном полицейском, который заслуживает доверие ку-клукс-клана, чтобы стать «своим среди чужих», обещает быть такой, какой должна быть любая картина Спайка Ли – злой, колкой, остросоциальной. На закуску – Адам Драйвер в одной из ключевых ролей и Джордан Пил ("Прочь") в качестве продюсера.
Айка
Лауреат «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля в 2008 году за сногсшибательную казахстанскую картину «Тюльпан», экс-документалист Сергей Дворцевой делает фильмы очень редко – собственно, «Айка» его первый фильм, представленный за последние десять лет после главного триумфа. От того вдвойне интересно взглянуть, что же приготовил один из самых таинственных режиссёров Казахстана. В аннотации сказано, что сюжет завязан вокруг девушки, которая оставляет своего новорождённого ребёнка в детдоме, но спустя время проникается к нему материнским чувством и хочет вернуть назад.
Человек, который убил Дон Кихота (The Man Who Killed Don Quixote)
Адам Драйвер в этом году в Каннах просто на расхват – второй фильм с его участием заявлен к показу. Правда, многострадальная картина Терри Гиллиама, мечту о которой он вынашивает более половины своей жизни, может и не добраться до конца фестиваля, который она должна закрыть. Всё из-за конфликта создателей фильма с одним из продюсеров, неким Пауло Бранко, который заверяет, что обладает правами на фильм и требует отозвать его из программы, несмотря на то, что ранее он сам отказался от участия в производстве, когда его потребовали внести необходимую сумму в бюджет. Решение суда пройдёт 7 мая, прямо за день до открытия фестиваля – мы надеемся, что картина-эпопея дойдёт до своего зрителя и раскроет тайну о том, кто же убил бедного господина Ламанчского.
Девушки солнца (Les filles du soleil)
Как правильно заметила моя коллега, в этом году каннская программа, несмотря на разнообразие, имеет одну противоречивую черту – в ней, куда ни глянь, фильмы про сильных женщин, про угнетение женщин, про женщин, борющихся за права женщин… В этом контексте особенно стоит выделить грузинско-французскую картину «Девушки солнца» Евы Хассон («Современная история любви»), рассказывающую о батальоне девушек, сражающихся за свободу курдов во время турецко-курдского конфликта. В главной роли задействована милашка Голшифте Фарахани (заметьте – жена главного героя фильма «Патерсон», где главную роль тоже играл Адам Драйвер!), которая обещает показать все грани женской маскулинности.
Образ и речь (Le livre d'image)
С одной стороны – это же новый фильм Жан-Люка Годара, в Каннской программе, через четыре года полного молчания после «Прощай, речь!», где он, по факту, похоронил лингвистику! Как тут не удивляться! С другой – мсье Годар настолько непредсказуемая и неожиданная личность, что появление его в Каннах, без предварительных анонсов, с фильмом, о котором ничего неизвестно, снятом в странах Ближнего Востока, без каких-либо профессиональных актёров, без бюджета, создававшемся в тайне… Нет, ничего удивительного! Это тот самый ворчун Годар, который раскритиковал байопик про самого себя, чтобы потом тихонько хихикать над тем, как все сходят с ума от очередного эпатажного поступка живой легенды мирового кино.
Папа Франциск. Человек слова (Pope Francis: A Man of His Word)
Как и положено хорошему фестивалю, в программе есть фильм Вима Вендерса. После трёх откровенно слабых и коммерческих провальных фильмов, включая снятый с голливудскими актёрами «Погружение», классик немецкого кино возвращается в документалистику. На этот раз ему предоставили аудиенцию с самим папой римским Франциском, человеком крайне противоречивым: с одной стороны, он выступал против абортов и эвтаназии, с другой – осуждал предложение узаконить однополые браки, с третьей – призывал к толерантности и принятию ЛГБТ-сообщества, и так далее. Короче, личность неоднозначная – и потому вдвойне интересно было бы увидеть фильм, где он является не главным героем, а лишь участником диалога между ним и простыми людьми.
Под Сильвер-лейк (Under the Silver Lake)
И мой личный маленький фаворит – детективный триллер о молодом человеке, который расследует убийство местного олигарха в Лос-Анджелесе, попутно находясь в поисках некой девушки, пропажа которой словно связана с преступлением. Режиссёр фильма – Дэвид Роберт Митчелл, парень 44 лет, снявший всего лишь третий фильм в своей карьере. Ровно восемь лет назад он выпустил забавную комедийную безделушку «Миф об американской вечеринке», чтобы через четыре года изрядно напугать как каннскую публику, так и всю мировую общественность параноидальным хоррором «Оно» (не тем, что про клоуна Пеннивайза, а который It follows). Прошло ещё четыре года – и вот он возвращается с фильмом с Эндрю Гарфилдом и Райли Кио, который чем-то напоминает литературу Томаса Пинчона.
За помощь в подборе фильмов отдельная благодарность Василине Свиридовой.