Найти тему

Каннский кинофестиваль 2018: 7 самых классных фильмов

Автор текста - Иван Афанасьев.

Через три дня на Лазурном берегу Франции стартует 71-й Каннский кинофестиваль. В прошлом году программа была, скажем прямо, не ахти, несмотря на россыпь сногсшибательно звёздных имён (Ханеке, Озон, Акин, Латимос, Лозница в конкурсе – каково?). Этот год может хорошенько встряхнуть бывалых фестивальных зрителей: имена собраны самые разные, включая целых два российских фильма (один, правда, российско-казахстанский). Про «Лето», о котором и так уже все знают в связи с делом о Серебренникове, а также новом фильме Ларса фон Триера, говорить не станем, зато выделим 7 других интересных фильмов на главном кинособытии мая, если не года. Возглавит жюри в этом году оскароносная актриса Кейт Бланшетт. Итак, погнали:

Чёрный клановец (BlacKkKlansmen)

-2

Спайк Ли, классик американского кино, в последнее время ударившийся в не очень интересную коммерцию («Не пойман – не вор»), после провалившейся по всем фронтам ленты «Чирак», обыгрывавшей «Ромео и Джульетту» в фирменном стиле режиссёра, возвращается с новым большим фильмом. История о чёрном полицейском, который заслуживает доверие ку-клукс-клана, чтобы стать «своим среди чужих», обещает быть такой, какой должна быть любая картина Спайка Ли – злой, колкой, остросоциальной. На закуску – Адам Драйвер в одной из ключевых ролей и Джордан Пил ("Прочь") в качестве продюсера.

Айка

Кадров из нового фильма Дворцевого ещё нет, поэтому вот вам кадр из "Тюльпана"
Кадров из нового фильма Дворцевого ещё нет, поэтому вот вам кадр из "Тюльпана"

Лауреат «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля в 2008 году за сногсшибательную казахстанскую картину «Тюльпан», экс-документалист Сергей Дворцевой делает фильмы очень редко – собственно, «Айка» его первый фильм, представленный за последние десять лет после главного триумфа. От того вдвойне интересно взглянуть, что же приготовил один из самых таинственных режиссёров Казахстана. В аннотации сказано, что сюжет завязан вокруг девушки, которая оставляет своего новорождённого ребёнка в детдоме, но спустя время проникается к нему материнским чувством и хочет вернуть назад.

Человек, который убил Дон Кихота (The Man Who Killed Don Quixote)

-4

Адам Драйвер в этом году в Каннах просто на расхват – второй фильм с его участием заявлен к показу. Правда, многострадальная картина Терри Гиллиама, мечту о которой он вынашивает более половины своей жизни, может и не добраться до конца фестиваля, который она должна закрыть. Всё из-за конфликта создателей фильма с одним из продюсеров, неким Пауло Бранко, который заверяет, что обладает правами на фильм и требует отозвать его из программы, несмотря на то, что ранее он сам отказался от участия в производстве, когда его потребовали внести необходимую сумму в бюджет. Решение суда пройдёт 7 мая, прямо за день до открытия фестиваля – мы надеемся, что картина-эпопея дойдёт до своего зрителя и раскроет тайну о том, кто же убил бедного господина Ламанчского.

Девушки солнца (Les filles du soleil)

-5

Как правильно заметила моя коллега, в этом году каннская программа, несмотря на разнообразие, имеет одну противоречивую черту – в ней, куда ни глянь, фильмы про сильных женщин, про угнетение женщин, про женщин, борющихся за права женщин… В этом контексте особенно стоит выделить грузинско-французскую картину «Девушки солнца» Евы ХассонСовременная история любви»), рассказывающую о батальоне девушек, сражающихся за свободу курдов во время турецко-курдского конфликта. В главной роли задействована милашка Голшифте Фарахани (заметьте – жена главного героя фильма «Патерсон», где главную роль тоже играл Адам Драйвер!), которая обещает показать все грани женской маскулинности.

Образ и речь (Le livre d'image)

Затворник Жанни тоже секретничает и не показывает кадры своего нового фильма
Затворник Жанни тоже секретничает и не показывает кадры своего нового фильма

С одной стороны – это же новый фильм Жан-Люка Годара, в Каннской программе, через четыре года полного молчания после «Прощай, речь!», где он, по факту, похоронил лингвистику! Как тут не удивляться! С другой – мсье Годар настолько непредсказуемая и неожиданная личность, что появление его в Каннах, без предварительных анонсов, с фильмом, о котором ничего неизвестно, снятом в странах Ближнего Востока, без каких-либо профессиональных актёров, без бюджета, создававшемся в тайне… Нет, ничего удивительного! Это тот самый ворчун Годар, который раскритиковал байопик про самого себя, чтобы потом тихонько хихикать над тем, как все сходят с ума от очередного эпатажного поступка живой легенды мирового кино.

Папа Франциск. Человек слова (Pope Francis: A Man of His Word)

-7

Как и положено хорошему фестивалю, в программе есть фильм Вима Вендерса. После трёх откровенно слабых и коммерческих провальных фильмов, включая снятый с голливудскими актёрами «Погружение», классик немецкого кино возвращается в документалистику. На этот раз ему предоставили аудиенцию с самим папой римским Франциском, человеком крайне противоречивым: с одной стороны, он выступал против абортов и эвтаназии, с другой – осуждал предложение узаконить однополые браки, с третьей – призывал к толерантности и принятию ЛГБТ-сообщества, и так далее. Короче, личность неоднозначная – и потому вдвойне интересно было бы увидеть фильм, где он является не главным героем, а лишь участником диалога между ним и простыми людьми.

Под Сильвер-лейк (Under the Silver Lake)

-8

И мой личный маленький фаворит – детективный триллер о молодом человеке, который расследует убийство местного олигарха в Лос-Анджелесе, попутно находясь в поисках некой девушки, пропажа которой словно связана с преступлением. Режиссёр фильма – Дэвид Роберт Митчелл, парень 44 лет, снявший всего лишь третий фильм в своей карьере. Ровно восемь лет назад он выпустил забавную комедийную безделушку «Миф об американской вечеринке», чтобы через четыре года изрядно напугать как каннскую публику, так и всю мировую общественность параноидальным хоррором «Оно» (не тем, что про клоуна Пеннивайза, а который It follows). Прошло ещё четыре года – и вот он возвращается с фильмом с Эндрю Гарфилдом и Райли Кио, который чем-то напоминает литературу Томаса Пинчона.

За помощь в подборе фильмов отдельная благодарность Василине Свиридовой.