Найти в Дзене

10 фильмов о Франкенштейне и его монстре

Автор текста - Ольга Курдюкова.

В преддверии выхода на экран фильма «Красавица для чудовища» о писательнице Мэри Шелли мы решили сделать для вас подборку самых крутых фильмов о Франкенштейне (который, кстати, является создателем знаменитого чудовища, а не самим этим чудовищем, давайте не будем путать!). Роман Мэри Шелли был опубликован в 1818 году, и кто только не брался за его экранизацию с самого зарождения кинематографа и вплоть до наших дней.

Франкенштейн (Дж. Сирл Доули, 1910)

Первой экранизацией мрачной истории стала короткометражка 1910-ого года с Чарльзом Оглом в главной роли, который сам создавал свой образ, придумывая грим и подбирая костюмы. Вплоть до 70-ых годов фильм считался утраченным, к счастью, потом копия нашлась – и сейчас насладиться одним из первых образчиков готического хоррора может любой желающий.

Франкенштейн (Джеймс Уэйл, 1931)

-2

Каноническая версия 1931-ого года стала взлетной полосой в кинематографической карьере Бориса Карлоффа, ежедневно жертвовавшего 5 часов своего времени на нанесение и снятие грима и носившего игровой костюм весом 24 кг. Изначально эта роль должна была достаться Беле Лугоши («классическому» исполнителю роли графа Дракулы), но он не сработался с режиссером. Фильм для своего времени получился настолько страшным, что даже для сокращенной прокатной версии продюсеры посчитали нужным добавить предупреждение с просьбой всем слабонервным покинуть зал.

Невеста Франкенштейна (Джеймс Уэйл, 1935)

-3

Фильм 31-ого года имел такой успех, что четыре года спустя создатели решили порадовать зрителей продолжением. На этот раз Франкенштейн, идя на поводу у другого сумасшедшего доктора и одновременно пытаясь загладить вину перед созданным им ужасным творением, не придумывает ничего лучше, как произвести на свет еще одного монстра, чья готическая красота, воплощенная в изысканных чертах актрисы Эльзы Ланчестер, привнесла в фильм ужасов романтический и даже мелодраматический элемент. К сожалению, холодное сердце восставшей из мертвых Невесты не позволило ей разглядеть в Чудовище светлых черт, так что хэппи-энда не будет. Интересно, что в фильме также фигурируют персонажи лорда Байрона и супругов Шелли. По сути, он представляет из себя китайскую шкатулку с одним сюжетом внутри другого.

Франкенштейн встречает Человека-волка (Рой Уильям Нилл, 1943)

-4

По следам успеха предыдущих фильмов, а также снятого в 1941-ом «Человека-волка», режиссер фильма принимает решение сделать, как сказали бы сейчас, кроссовер о встрече двух культовых монстров. История начинается как обычный детектив, но постепенно напряжение нарастает: сначала герои взаимодействуют сообща, пытаясь разыскать дневники доктора Франкенштейна, чтобы Человек-волк мог спокойно умереть, но затем монстр слетает с катушек и начинает всё крушить. Дальше всё развивается по канонам экшн-муви, и, конечно, здесь тоже не может быть хэппи-энда. Любопытно, что в этом фильме монстра Франкенштейна играет уже Бела Лугоши, который отказался от роли в фильме 31-ого года из-за того, что она была без слов. Здесь роль тоже без слов, но Лугоши это почему-то не смутило.

Эббот и Костелло встречают Франкенштейна (Чарльз Бартон, 1948)

-5

История становится всё более интересной, и, как и любая активно эксплуатируемая тема, приобретает постепенно комедийный оттенок: на этот раз в одном фильме пересекаются судьбы Франкенштейна, Человека-волка, Дракулы и двух знаменитых комиков. Здесь Франкенштейна играет импозантный Гленн Стрэйндж, в то время как Бела Лугоши исполняет роль графа Дракулы. У фильма средние рейтинги на популярных зрительских ресурсах, однако критики оценивают ленту весьма высоко, что, впрочем, неудивительно при подобном актерском составе.

Проклятие Франкенштейна (Теренс Фишер, 1957)

-6

Британская версия истории Франкенштейна примечательна тем, что акценты здесь расставлены главным образом на персонаже доктора, чья природная любознательность привела его к тому, что он, поправ все моральные законы, всё же сделал вклад в науку, но вклад такой, что путь ему теперь один – на гильотину. «Проклятие Франкенштейна» - это исповедь доктора перед казнью, когда его обвиняют в преступлениях, совершенных его творением. Он рассказывает нам свою историю и объясняет мотивы. В визуальном плане фильм выглядит гораздо более современно, чем первые фильмы о Франкенштейне, а убедительная актёрская игра Кристофера Ли привносит новые нотки как в персонаж монстра, так и в историю в целом.

Франкенштейн освобожденный (Роджер Корман, 1990)

-7

Постмодернистская интерпретация классического сюжета интересна тем, что здесь, помимо лорда Байрона и Мэри Шелли, появляется персонаж из далекого будущего. Это такой же сумасшедший изобретатель, как и доктор Франкенштейн, однако история из прошлого дает ему шанс кое-чему поучиться и пересмотреть свои взгляды на жизнь. Фильм снят по роману Брайана Олдисса и имеет крайне неоднозначные оценки. Впрочем, как и всё остальное творчество Кормана, который стёр грань между авторским кино, артхаусом и трэшем.

Франкенштейн (Кеннет Брана, 1994)

-8

Сюжет этого фильма наиболее близок к литературной основе, на что намекает и оригинальное название картины (Mary Shelley's Frankenstein). Здесь Монстра играет достопочтенный Роберт Де Ниро, а доктора Франкенштейна – режиссер фильма, уважаемый британский артист Кеннет Брана. Триллер 1994 года получился абсолютно каноническим, в нем нет никаких сюжетных отступлений и дополнительных персонажей, что, с одной стороны, лишает его индивидуальности, но с другой – делает самой полнокровной экранизацией романа.

Монстры на каникулах (Дженнди Тартаковски, 2012)

-9

Мультипликационная картина о знаменитых злодеях в качестве положительных героев стала прорывом в карьере родившегося в СССР и в детстве эмигрировавшего в США мультипликатора Геннадия Тартаковского. Она была неоднозначно воспринята критиками, но безумно понравилась обычным зрителям, побив все рекорды по кассовым сборам. Сюжет здесь крутится вокруг семейства графа Дракулы: его дочь влюбляется в простого смертного, что ставит под угрозу всю Трансильванию. Здесь мы опять встречаем всю честную компанию классических «чудищ»: монстра Франкенштейна, Мумию, Человека-невидимку, Квазимодо… В общем, работа получилась в чем-то даже просветительской: посмотрев всего один мульт, дети, пусть и в сомнительной форме, могут соприкоснуться сразу с несколькими жемчужинами классической литературы и кинематографа.

Готика (Кен Рассел, 1986)

-10

Артхаусный фильм от эпатажного британца-экспериментатора Кена РасселаДьяволы», «Влюбленные женщины», «Любители музыки») о тусовке лорда Байрона имеет косвенное отношение к Виктору Франкенштейну и его чудищу. В нем рассказывается история создания романа, причем, как и во всех фильмах Рассела, творческая элита показывается в нем с самой темной своей стороны: алкоголь, опиум, свободные отношения, а там и до наркотических трипов и оргий недалеко… Именно декаданс и разнузданность движет их творчество в нужном направлении, что в итоге и выливается в нетленные шедевры вроде «Фракенштейна» Мэри Шелли.