Автор текста - Ольга Курдюкова.
В преддверии выхода на экран фильма «Красавица для чудовища» о писательнице Мэри Шелли мы решили сделать для вас подборку самых крутых фильмов о Франкенштейне (который, кстати, является создателем знаменитого чудовища, а не самим этим чудовищем, давайте не будем путать!). Роман Мэри Шелли был опубликован в 1818 году, и кто только не брался за его экранизацию с самого зарождения кинематографа и вплоть до наших дней.
Франкенштейн (Дж. Сирл Доули, 1910)
Первой экранизацией мрачной истории стала короткометражка 1910-ого года с Чарльзом Оглом в главной роли, который сам создавал свой образ, придумывая грим и подбирая костюмы. Вплоть до 70-ых годов фильм считался утраченным, к счастью, потом копия нашлась – и сейчас насладиться одним из первых образчиков готического хоррора может любой желающий.
Франкенштейн (Джеймс Уэйл, 1931)
Каноническая версия 1931-ого года стала взлетной полосой в кинематографической карьере Бориса Карлоффа, ежедневно жертвовавшего 5 часов своего времени на нанесение и снятие грима и носившего игровой костюм весом 24 кг. Изначально эта роль должна была достаться Беле Лугоши («классическому» исполнителю роли графа Дракулы), но он не сработался с режиссером. Фильм для своего времени получился настолько страшным, что даже для сокращенной прокатной версии продюсеры посчитали нужным добавить предупреждение с просьбой всем слабонервным покинуть зал.
Невеста Франкенштейна (Джеймс Уэйл, 1935)
Фильм 31-ого года имел такой успех, что четыре года спустя создатели решили порадовать зрителей продолжением. На этот раз Франкенштейн, идя на поводу у другого сумасшедшего доктора и одновременно пытаясь загладить вину перед созданным им ужасным творением, не придумывает ничего лучше, как произвести на свет еще одного монстра, чья готическая красота, воплощенная в изысканных чертах актрисы Эльзы Ланчестер, привнесла в фильм ужасов романтический и даже мелодраматический элемент. К сожалению, холодное сердце восставшей из мертвых Невесты не позволило ей разглядеть в Чудовище светлых черт, так что хэппи-энда не будет. Интересно, что в фильме также фигурируют персонажи лорда Байрона и супругов Шелли. По сути, он представляет из себя китайскую шкатулку с одним сюжетом внутри другого.
Франкенштейн встречает Человека-волка (Рой Уильям Нилл, 1943)
По следам успеха предыдущих фильмов, а также снятого в 1941-ом «Человека-волка», режиссер фильма принимает решение сделать, как сказали бы сейчас, кроссовер о встрече двух культовых монстров. История начинается как обычный детектив, но постепенно напряжение нарастает: сначала герои взаимодействуют сообща, пытаясь разыскать дневники доктора Франкенштейна, чтобы Человек-волк мог спокойно умереть, но затем монстр слетает с катушек и начинает всё крушить. Дальше всё развивается по канонам экшн-муви, и, конечно, здесь тоже не может быть хэппи-энда. Любопытно, что в этом фильме монстра Франкенштейна играет уже Бела Лугоши, который отказался от роли в фильме 31-ого года из-за того, что она была без слов. Здесь роль тоже без слов, но Лугоши это почему-то не смутило.
Эббот и Костелло встречают Франкенштейна (Чарльз Бартон, 1948)
История становится всё более интересной, и, как и любая активно эксплуатируемая тема, приобретает постепенно комедийный оттенок: на этот раз в одном фильме пересекаются судьбы Франкенштейна, Человека-волка, Дракулы и двух знаменитых комиков. Здесь Франкенштейна играет импозантный Гленн Стрэйндж, в то время как Бела Лугоши исполняет роль графа Дракулы. У фильма средние рейтинги на популярных зрительских ресурсах, однако критики оценивают ленту весьма высоко, что, впрочем, неудивительно при подобном актерском составе.
Проклятие Франкенштейна (Теренс Фишер, 1957)
Британская версия истории Франкенштейна примечательна тем, что акценты здесь расставлены главным образом на персонаже доктора, чья природная любознательность привела его к тому, что он, поправ все моральные законы, всё же сделал вклад в науку, но вклад такой, что путь ему теперь один – на гильотину. «Проклятие Франкенштейна» - это исповедь доктора перед казнью, когда его обвиняют в преступлениях, совершенных его творением. Он рассказывает нам свою историю и объясняет мотивы. В визуальном плане фильм выглядит гораздо более современно, чем первые фильмы о Франкенштейне, а убедительная актёрская игра Кристофера Ли привносит новые нотки как в персонаж монстра, так и в историю в целом.
Франкенштейн освобожденный (Роджер Корман, 1990)
Постмодернистская интерпретация классического сюжета интересна тем, что здесь, помимо лорда Байрона и Мэри Шелли, появляется персонаж из далекого будущего. Это такой же сумасшедший изобретатель, как и доктор Франкенштейн, однако история из прошлого дает ему шанс кое-чему поучиться и пересмотреть свои взгляды на жизнь. Фильм снят по роману Брайана Олдисса и имеет крайне неоднозначные оценки. Впрочем, как и всё остальное творчество Кормана, который стёр грань между авторским кино, артхаусом и трэшем.
Франкенштейн (Кеннет Брана, 1994)
Сюжет этого фильма наиболее близок к литературной основе, на что намекает и оригинальное название картины (Mary Shelley's Frankenstein). Здесь Монстра играет достопочтенный Роберт Де Ниро, а доктора Франкенштейна – режиссер фильма, уважаемый британский артист Кеннет Брана. Триллер 1994 года получился абсолютно каноническим, в нем нет никаких сюжетных отступлений и дополнительных персонажей, что, с одной стороны, лишает его индивидуальности, но с другой – делает самой полнокровной экранизацией романа.
Монстры на каникулах (Дженнди Тартаковски, 2012)
Мультипликационная картина о знаменитых злодеях в качестве положительных героев стала прорывом в карьере родившегося в СССР и в детстве эмигрировавшего в США мультипликатора Геннадия Тартаковского. Она была неоднозначно воспринята критиками, но безумно понравилась обычным зрителям, побив все рекорды по кассовым сборам. Сюжет здесь крутится вокруг семейства графа Дракулы: его дочь влюбляется в простого смертного, что ставит под угрозу всю Трансильванию. Здесь мы опять встречаем всю честную компанию классических «чудищ»: монстра Франкенштейна, Мумию, Человека-невидимку, Квазимодо… В общем, работа получилась в чем-то даже просветительской: посмотрев всего один мульт, дети, пусть и в сомнительной форме, могут соприкоснуться сразу с несколькими жемчужинами классической литературы и кинематографа.
Готика (Кен Рассел, 1986)
Артхаусный фильм от эпатажного британца-экспериментатора Кена Рассела («Дьяволы», «Влюбленные женщины», «Любители музыки») о тусовке лорда Байрона имеет косвенное отношение к Виктору Франкенштейну и его чудищу. В нем рассказывается история создания романа, причем, как и во всех фильмах Рассела, творческая элита показывается в нем с самой темной своей стороны: алкоголь, опиум, свободные отношения, а там и до наркотических трипов и оргий недалеко… Именно декаданс и разнузданность движет их творчество в нужном направлении, что в итоге и выливается в нетленные шедевры вроде «Фракенштейна» Мэри Шелли.