Смиритесь! Дети будут лгать вам, пока смерть не разлучит вас.
(эпиграф к главе, написанной подростком, в книге «Почему дети лгут» Пола Экмана)
Любой родитель сталкивается с ложью со стороны детей, и это всегда вызывает бурю неприятных эмоций. Почему это происходит? Как это предотвратить? Что делать, чтобы ложь не повторялась? В этой статье мы попробуем дать ответы на эти вопросы.
Феномен «стеклянного сосуда»
Все лгут. Это правда так. Почему же детская ложь всегда тревожит больше, чем любая другая?
Возможно, одно из объяснений в том, что детская ложь — прямое опровержение убеждения о «стеклянном сосуде». До какого-то возраста и сам ребенок, и его родители убеждены, что намерения и мысли ребенка более или менее прозрачны. Да, ребенок уже отдельный человек, но его помыслы, желания, действия ясны.
Когда ребенок врет, родитель понимает, что на самом деле он не знает, что в голове у его чада, и это осознание идет вразрез с ощущением, что ребенок — «стеклянный сосуд». И это осознание дается с трудом, ведь с другими людьми мы по умолчанию строим отношения, осознавая, что их мысли и мотивы скрыты от нас, а ложь с их стороны неприятна, но возможна. А с детьми мы предполагаем, что лжи в отношениях нет и не будет никогда...
Всегда ли ложь — это ложь?
Нам только кажется, что ложь — достаточно простое понятие с четкими границами. На самом деле это совсем не так. Это проблема, над которой бились и бьются знаменитые философы, это понятие, которое невозможно объяснить ребенку, в терминах «хорошо»-«плохо». У маленьких детей ложь часто является проявлением потребности фантазировать и играть.
Важно различать фантазию и хвастовство от намеренного вранья, ведь фантазия — необходимая составляющая развития.
Почему дети лгут?
- Самая частая причина лжи — страх. Ребенок боится наказания, особенно, если видел, что за ложь наказывают очень сильно или же, наоборот, знает, что лгать плохо, но только теоретически представляет себе, что будет, если ложь вскроется (а значит, преувеличивает). Ребенок боится унижения: правда может казаться унизительной, и он прибегает к вранью. А после того, как соврал, возникает новый страх — страх разоблачения. Избегая его, ребенок вновь лжет.
- В периоды возрастных кризисов, особенно в подростковом возрасте, ребенок может лгать, чтобы попробовать свои силы. В данном случае ложь — способ показать свою автономию, самостоятельность.
- С желанием попробовать свои силы тесно связано желание предотвратить вмешательство в личную жизнь. В какой-то момент подросток может посчитать, что честный ответ — нарушение его приватности, и прибегнет к лжи, чтобы ее сохранить.
- Ложь часто становится инструментом, с помощью которого ребенок стремится получить то, чего иначе он не получит (или думает, что не получит).
- Вранье — способ получить внимание и любовь со стороны других людей. И правда, кто из нас не привирал, чтобы нас пожалели и выразили сочувствие?
- Ложь часто позволяет не только следовать социальным нормам, но даже совершать по-настоящему героические поступки. Например, солгав, мы можем спасти кого-то от наказания, защитить его.
Когда нужно бить тревогу?
Итак, время от времени лгут все. И понять границы того, что хорошо, а что плохо, ребенок может только опытным путем. Ситуация становится опасной в том случае, если ложь становится постоянной. Это может быть следствием проблем в семье, например, закономерным результатом постоянных манипуляций. Также вранье может быть результатом низкой социальной адаптированности ребенка. Такое вранье особенно опасно, т.к. ребенок быстро попадает в ловушку: соврав один раз сверстникам, ребенок формирует плохое к себе отношение, недоверие с их стороны, и это проблему он может пытаться решить, привлекая к себе внимание новым враньем.
Что делать?
- Быть честным. Сообщить ребенку, что ложь — нормальная и неотъемлемая часть жизни. Но это не означает, что врать можно или нужно всегда.
- Объяснить, почему конкретно его поступок — это плохо. Часто дети не совсем понимают, какую цену им придется заплатить за ложь. Необходимо без обвинений, предельно просто объяснить ребенку, почему в его случае вранье было не лучшим выбором. Например, так: «Раньше я всегда верила тебе и не проверяла, сделал ты домашнее задание или нет. Тем, что ты наврал мне, ты подорвал эту веру. Чтобы ее восстановить, мне придется ближайший месяц проверять твою работу».
- Обсудить с ребенком, понимает ли он, что и почему плохо в его поступке. Надо быть готовым к тому, что это может превратиться в философскую беседу. И эта беседа будет очень важна в дальнейшем для формирования моральных принципов у ребенка.
- Обсудить с ребенком санкции. Вне зависимости от расхождений в философском понимании лжи вы, как родитель, должны продемонстрировать ребенку, какие же последствия бывают у вранья. Обсудите с ним, понимает ли он, почему вы выбираете именно такое наказание, и кажется ли оно ему равнозначным тем проблемам, которые стали результатом его лжи.
Говорить с ребенком о лжи искренне и открыто и наказывать его, руководствуясь принципами справедливости и объективности, — не самая простая родительская задача, но ее решение — залог по-настоящему доверительных отношений с ребенком в будущем.
Автор статьи: Серебряная Анна Владимировна