The Smiths, определённо, стояли в авангарде манчестерской волны 1980-х. Протяжный и окутывающий теплом вокал Моррисси вместе с гитарными партиями Джонни Марра сводили с ума не только прекрасную половину человечества, а также и огромное количество парней, которые неустанно пересушивали пластинки коллектива и скупали все билеты на живые выступления. Но дискография каждой знаменитой группы начиналась с дебютного лонгплея, и для The Smiths оным оказался одноимённый альбом, вышедший 20 февраля 1984 года.
В те года, пожалуй, главной кудесницей манчестерской, да и в целом английской, инди-сцены был знаменитый лейбл Factory Records, основателем и главным идеологом которого был известный журналист Тони Уилсон. Многие люди до сих пор задаются вопросом – «Почему The Smiths не выпустили свою дебютную пластинку именно на этом лейбле?».
Что ж, у этой истории есть две точки зрения. Сам Тони, считавший себя большим поклонником группы и другом Моррисси, отказал коллективу, так как компания Factory Records в те года испытывала некоторые трудности, поэтому Уилсон сказал солисту The Smiths – «Я вряд ли сделаю что-то полезное для вас». Однако сам Моррисси утверждал, что Тони отказал совершенно по другой причине, заявив Марру – «Все эти фишки а-ля Byrds уже давно были сделаны».
Так или иначе, музыкантам удалось найти подходящее место для записи своей первой полноформатной пластинки. Им стал независимый лейбл Rough Trade. Попали они туда после знакомства с продюсером Джоном Портером во время записи выступления для BBC. В тот день кассету с записью той самой сессии Портеру передал основатель Rough Trade Джефф Трэвис, в надежде, что тот сможет перемиксовать её. Но, после прослушивания, Джон, удостоверившись в плохом состоянии записи, предложил самостоятельно вместе с группой перезаписать материал от начала и до конца.
Таким образом The Smiths и Портер приступили к записи альбома в сентябре 1983-го. Музыканты работали над пластинкой в течение одной недели, потратив при этом немалые в то время шесть тысяч фунтов стерлингов. Моррисси был явно недоволен итоговым материалом, заверяя что пластинка «недостаточно хороша», а песню «What Difference Does It Make?» и вовсе считал одной из худших, описывая её в различных интервью как «поверхностную и немного неловкую». Но, боссы звукозаписывающей компании, которые итак неплохо потратились на запись альбома, не принимали возражения солиста и решили отправить дебютник в печать в таком виде, в каком он был.
Дабы немного раскрутить пластинку, было выпущено всего два сингла «Hand In Glove» (перед релизом) и «What Difference Does It Make?» (уже после выхода альбома). Группе также было предложено сделать видеоклип на второй сингл, однако, Моррисси отказался от данной затеи, так как считал, что видеоклипы как явление «в скором времени умрут».
Несмотря на столь скудную «раскрутку», альбом ворвался на вторую строчку британских чартов, уступив лидерство группе The Thompson Twins. Согласно заверениям руководства Rough Trade, это произошло лишь из-за того, что они просто «не успели вовремя сделать кассеты».
Все эти неурядицы никак не повлияли на успех первой полноформатной работы The Smiths, которая не только получала хвалебные отзывы у критиков и простых слушателей, но и проложила дорогу к дальнейшему успеху манчестерских романтиков.