Как и чем школа мешает учиться и строить успешную жизнь
Возможно где-то и существует идеальная школа, но, чаще всего, вместо полезных и нужных знаний в школе ребенок получает установки, которые на самом деле мешают ему учиться и жить.
Причина первая - культ оценок
Что бы ни говорили, но в головы детей еще до школы вбивается важность оценок. В итоге практически для любого первоклассника оценка уже играет решающую роль, и это несмотря на то, что оценки начинают выставлять не раньше второго класса. Таким образом реальным знаниям внимания уделяется меньше, а объективные критерии оценивая отсутствуют. Любой школьник думает не о том, насколько хорошо он усвоил материал урока, а о том, какую оценку он получит за ответ на уроке или на контрольной.
Читайте также:
Мотивация: что нужно знать родителям школьников, чтобы успешно мотивировать детей
Отношение к оценкам в школе неадекватное: есть белое (“4” и “5”) и черное (“3” и “2”). То есть оценка может быть либо плохой, либо хорошей, что возможно только при условии, когда все ученики равны. А если один ребенок приходит в школу, уже читая 120 слов в минуту, а второй только год назад научился внятно говорить? Понятное дело, что техника чтения первого будет до конца начальной школы оценена на отлично, хотя показатель и увеличится на 10% максимум, а техника чтения второго ребенка, в лучшем случае, к концу начальной школы будет оценена на “3”, хотя прогресс составит 1000%.
Получается, что школьные оценки позволяют сравнить себя с другим учеником, но не с самим собой, создавая таким образом либо ситуацию ложного успеха, либо ложной неудачи.
Причина вторая - кто старше тот и прав
Современная школьная система постепенно отказывается от “сакрализации” педагога, но происходит это крайне медленно и далеко не все учителя готовы признать свою человеческую сущность. Как правило обязанность учеников - внимать с трепетом мудрость учителя, беспрекословно его слушать и восхищаться. Высказывать свое мнение равнозначно неуважению. Нет, бесспорно, ситуации бывают разные, действительно учителя сталкиваются с хамским отношением, но сейчас речь не об этом, а возможности обсудить материал урока с разных точек зрения.
“Ты что, лучше учителя знаешь?”, - вот, что чаще всего слышат дети в ответ на попытку высказать свою точку зрения об изучаемом событии, или произведении, или указании на явную ошибку или неточность учителя. Каким бы прекрасным ни был учитель - он человек. Любой человек может ошибаться, его точка зрения не всегда единственно правильная.
Таким образом в школе ребенок вместо навыка ведения конструктивной дискуссии получает навык безоговорочного принятия чужой точки зрения и подавления собственного критического мышления.
Причина третья - обучение в школе конечно
Освоение материала в школе конечно: достаточно выполнить заданный учителем минимум. Ребенок прочитал параграф или отрывок из произведения, выполнил несколько упражнений и все, этого достаточно, чтобы быть успешным учеником - до следующего домашнего задание голову забивать нечем. Но ведь куда интереснее провести параллели с информацией, которая уже известна, обдумать,проанализировать и т.д. Но нет, ребенок свободен от этого после звонка с урока, а после написания контрольной может с легкостью забыть, все, что изучил.
Причина четвертая - нестандартным решениям нет места в школе
В современной российской школе главное - правильный ответ. Но вот, для примера, ситуация на контрольной:
один ученик не знает ответ/не может решить, сдает чистый лист и получет “2”.
второй ученик не знает ответ/не может решить, но ищет решение, пытается вспомнить ответ либо вывести самостоятельно, используя те знания, которые ему сейчас доступны, он сдает исписанные листы, но там нет правильного ответа, в итоге он тоже получает “2”.
третий ученик знал ответ/мог решить, написал/решил, но в конце по каким-то причинам запутался и итоговый ответ дал неверный - итог такой же - “2”.
Нет верного ответа - нет удовлетворительной оценки. Как итог у ребенка нет желания пробовать что-то новое, а есть страх перед ошибками. И это несмотря на то, что вокруг все твердят: ошибаться - это нормально, на ошибках учатся,опыт бесценен, даже если это опыт промахов. Но школе важен формальный результат, а не процесс его достижения.
Причина пятая - школа не дает правильного представления о жизни
Еще до школы ребенок получает установку: учиться на отлично, поступить и окончить университет, найти работу по специальности - именно это единственно правильная стратегия в жизни. Контрольные и экзамены - это важные вехи на пути к светлому будущему.
Но разве в реальности так? У каждого человека свой путь к успеху, да и критерии успеха у каждого свои. Кто-то сразу после школы начинает работать, кто-то идет в колледж, кто-то поступает в аспирантуру после вуза - но это личный успех каждого.
Читайте также:
Что делать, если не поступил после школы? - Получать удовольствие от жизни
Причина шестая - сплошные стереотипы
В школе правят стандарты и стереотипы. Желание изменить что-то,придумать новый подход, сломать стереотипы, выполнить задание другим путем - все это не приветствуется. Нередки в современной школе случаи снижения оценок за нестандартные приемы.
Причина седьмая - необходимость быть паинькой
Не бегать на переменах, не крутиться на уроках,на задавать неудобных вопросов - быть тише воды и ниже травы - и тогда учителя будут тебя любить, так как именно такое поведение правильное. Но это удобное поведение ребенка, а не правильное. Тихони - это дети, которые подавляют свое любопытство и боятся высказать свою точку зрения, им будет трудно добиться успеха.
Читайте также:
Почему школа не лучшее место для социализации
Причина восьмая - достаточно учебника
В школе не принято критически осмысливать содержание учебников. В школьной программе достаточно материала, который можно изучать с разных точек зрения, но дети об этом не знают, так как учебник одобрен и спорить с ним не рекомендуется. Дети не ищут дополнительную информацию и принимают на веру то, что сказал учитель или написали авторы учебника. Таким образом в школе формируется некритическое мышление.
Причина девятая - неадекватное отношение к контрольным и экзаменам
Контрольными и экзаменами детей пугают,придают им просто нереальное значение. Предполагается, что такие испытания показывают как ребенок усвоил предмет, а также его умственные способности, некоторые педагоги способны даже предсказать судьбу по результатам контрольных.
Причина десятая - учеба в школе - тяжкий труд
Самая большая проблема современной школы - неспособность педагогов увлечь детей. Их основная задача - впихнуть знания и выдержать до конца урока. Мало кто из учителей стремиться провести урок интересно, поддерживать стремление детей к познанию, исследованию и учебе.