Найти тему

Подробный обзор всех изменений 2018 для государственных учреждений

Оглавление

В первом квартале 2018 года все ожидали изменений в инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности для государственных и муниципальных учреждений. Но, к счастью, «чуда» не случилось. Зато дождались другой неожиданности – появился еще один стандарт учета!

В марте министерства, их различные службы и агентства заняты формированием и консолидацией годовой отчетности. В свою очередь Минфин России все это собирает, проверяет и консолидирует на федеральном уровне. Работы – тьма, сроки – сжатые!

Поэтому «писательская» деятельность министерств выражается, как правило, в письмах и пояснениях по рутинным вопросам или, реже, в оперативном реагировании на какие-то «пожарные» случаи. Но к концу марта «город просыпается».

Все более вероятным становится принятие в этом году нового Бюджетного кодекса. На сайте Минфина очередной его проект был размещен в начале месяца.

Медленно, но верно Минфин идет к своей цели – масштабной централизации бухучета в госсекторе. Например, в марте вышел новый приказ Минфина.

-2

Проекты

На сайте Минфина еще размещен очередной проект нового Бюджетного кодекса (в редакции от 07.02.2018 года).

В проекте много нового и, если его примут, привычную схему пересмотреть. Сейчас стоит обратить внимание на статьи 211-212, в которых теперь отдельно рассмотрен порядок организации исполнения и исполнения бюджетов по:

  • расходам;
  • источникам финансирования.

Это описано в статье 219 действующей редакции БК РФ. Содержание этой статьи БК РФ соответствуют структуре 500-х счетов Единого плана счетов, в которых иной алгоритм исполнения бюджетов. Если проект примут, то следует ожидать изменений и 500-х счетов.

Согласно проекту Постановления Правительства РФ "О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности" предполагается полномочия по планированию закупок, определению поставщиков, заключению государственных контрактов, их исполнению, обеспечению их оплаты, приемке их результатов для федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, возложить на сами ведомства.

При этом формирование потребности для таких закупок осуществляется по формам и в порядке, утверждаемым соответственно Минкомсвязью России и Федеральным казначейством по согласованию с Минфином России.

Предполагается переход на ведение бюджетного учета с использованием централизованно закупленного программного обеспечения (включая подведомственные федеральные казенные учреждения) осуществить до 1 октября 2019 года в соответствии с графиком, устанавливаемым Федеральным казначейством.

Вероятно, что в случае принятия проекта, потенциальным разработчикам ПО следует готовиться к закупочным мероприятиям уже в этом году.

-3

Учет и отчетность

13 марта 2018 года Минфин разместил приказы от 07.03.2018 № 42н о внесении изменений в Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н и № 43н о внесении изменений в Инструкцию по бюджетной отчетности № 191н. Согласно внесенным изменениям за I квартал этого года бухгалтерам бюджетных и автономных учреждений не придется сдавать Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738), Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769), а бухгалтерам казенных учреждений соответственно – Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) и Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).

Согласно Пояснительной записке к приказам Минфин эти и другие изменения связывает с вступившими с 1 января 2018 года федеральными стандартами учета для госсектора. Хотя каких-то «следов» стандартов в приказах не обнаружено.

В письме Минфина России № 02-06-07/16938, Казначейства России N 07-04-05/02-4382 от 19.03.2018 даны разъяснения о составлении и представлении квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2018 году. В письме указано, что бюджетная (бухгалтерская) отчетность за 1 квартал 2018 года представляется с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 07.03.2018 № 43н.

Формирование распорядителями, главными распорядителями средств федерального бюджета консолидированной бюджетной отчетности, сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с пунктами 288-292 Инструкции от 28.12.2010 № 191н. В приложении к письму приведены особенности формирования главными администраторами средств федерального бюджета Сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164).

Вероятно, Минфин пока не планирует вносить какие-то изменения в квартальную отчетность в связи с вступлением в силу федеральных стандартов учета.

На сайте Федерального казначейства в разделе «Документы/Учет и отчетность» размещены обновленные контрольные соотношения показателей для форм бюджетной (бухгалтерской) отчетности по состоянию на 28.03.2018.

В отчетности бюджетных и автономных учреждений уточнены соотношения показателей Отчета ф. 0503737. А в Отчете ф. 0503721 показатель в графе 4 строки 104 теперь требует пояснения (ранее наличие показателя было недопустимо). Кроме того, в графе 5 сведений о движении нефинансовых активов учреждения ф. 0503768 по всем строкам кроме 150 и 151 можно указать значение показателя меньше нуля. Однако такое значение потребуется пояснить. Есть и другие изменения.

В бюджетной отчетности изменений гораздо меньше. В основном они затрагивают только отчетность главных распорядителей бюджетных средств. Получателям теперь необходимо обратить внимание на то, что в ф. 0503168 показатель в графе 5 по всем строкам, кроме 150, 151 и 440, может быть меньше нуля, но это требует пояснений. Ранее отрицательный показатель был в этой графе недопустим.

Минфин России в письме от 02.03.2018 № 02-06-10/13462 пояснил порядок отражения задолженности учреждения, не востребованной кредитором. По мнению Минфина кредиторская задолженность, числящаяся на соответствующих счетах аналитического учета счетов 20511 "Расчеты с плательщиками налоговых доходов", 20521 "Расчеты с плательщиками доходов от собственности", 20531 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг", 20541 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия", 20561 "Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование", которая может быть возвращена только по заявлению кредитора (носит заявительный характер), признается текущей краткосрочной задолженностью.

Прекращение учета задолженности учреждения, не востребованной кредиторами, которая носит заявительный характер, отраженной на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами", осуществляется на основании решения комиссии учреждения (инвентаризационной комиссии) ввиду завершения срока исковой давности.

На сайте Минфин 28 марта 2018 года размещена Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2019 года.

Минюст России 26 марта 2018 года за № 50501 зарегистрировал приказ Минфина России от 31.12.2017 № 278н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств».

Согласно пункту 2 данного приказа Стандарт «ОДДС» применяется государственными и муниципальными учреждениями с 1 января 2019 года с отражением в отчетности так же за 2019 год, за исключением ряда положений, которые вступят в силу с 2020 года.

Обратите внимание! В соответствии с подпунктом а) пункта 19 Стандарта «ОДДС» в составе учетной политики учреждения должно быть раскрыты используемые подходы для:

  • определения структуры денежных средств и их эквивалентов;
  • классификация денежных потоков, неуказанных в Стандарте «ОДДС»;
  • осуществления пересчета в рубли величины денежных потоков в иностранной валюте;
  • а так же другие пояснения, необходимые для понимания информации представленной в Отчете о движении денежных средств.

Другими словами, бухгалтеру государственного и муниципального учреждения уже в конце этого года нужно выбрать или придумать соответствующие подходы при формировании данных бухгалтерского учета о движении денежных средств, а затем все эти подходы описать в учетной политике на 2019 год.

Помощь с ведением учета и сдачи отчетности могут оказать квалифицированные специалисты 1С. Максимально выгодные тарифы при заключении договора Абонентского сопровождения.

-4

Бюджетная система

Федеральным законом от 07.03.2018 № 45-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ.

С 1 января 2019 года распределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ доходов (от уплаты госпошлины, платы за предоставление сведений) по нормативу зачисления 75 и 25 процентов установлено соответственно за:

  • совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов в электронной форме и выдачи документов через МФЦ;
  • предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, в случае подачи заявления в электронной форме и выдачи указанных документов через МФЦ.

В соответствии с приказом Минфина от 14.02.2018 № 26н осенью этого года казенным учреждениям придется формировать бюджетные сметы на 2019 года по новым правилам.

По сравнению с прошлыми требованиями к бюджетным сметам теперь изменилась структура, и увеличилось количество разделов сметы:

  • разд. 1 - для итоговых показателей бюджетной сметы;
  • разд. 2 - для ЛБО по расходам получателя бюджетных средств;
  • разд. 3 - для ЛБО по расходам на предоставление бюджетных инвестиций, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также по ряду иных расходов, например на исполнения судебных актов;
  • разд. 4 - для ЛБО по расходам на закупки товаров, работ, услуг в пользу третьих лиц;
  • разд. 5 - для бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств;
  • разд. 6 - для курсов валют к рублю.

Утвержденную смету с обоснованиями направляют ГРБС (РБС) не позднее одного рабочего дня после ее утверждения. Приказ вступил в силу с 25 марта 2018 года.

Минфин России приказом от 27.12.2017 № 254н утвердил:

  • Общие требования к порядку принятия решений о передаче главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств своих бюджетных полномочий получателя бюджетных средств находящимся в его ведении получателям бюджетных средств или Федеральному казначейству (финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования), а также полномочий получателей бюджетных средств, находящихся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, другим получателям бюджетных средств, находящимся в его ведении;
  • Порядок передачи главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета своих бюджетных полномочий получателя средств федерального бюджета находящимся в его ведении получателям средств федерального бюджета или Федеральному казначейству, а также полномочий получателей средств федерального бюджета, находящихся в ведении главного распорядителя средств федерального бюджета, другим получателям средств федерального бюджета, находящимся в его ведении.

Согласно пункту 6 утвержденного Порядка один бюджетополучатель получает право от имени другого бюджетополучателя осуществлять оплату денежных обязательств, то есть осуществлять кассовый расход.

Представляется, что данным приказом начато формирование нормативно-правовой базы для централизации бюджетного учета на федеральном уровне.

Согласно этому закону в 2018 году по решению Правительства РФ Федеральное казначейство осуществляет полномочия отдельных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, а также по начислению и перечислению оплаты труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 13.03.2018 № 50328.

Постановлением Правительства от 30.12.2017 № 1705 (п. 24) установлено, что Федеральное казначейство осуществляет полномочия Федеральной службы по аккредитации по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, а также по начислению и оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей.

Пилотный проект по предоставлению Казначейству России полномочий по ведению бухгалтерского учета, начисления заработной платы и формирования отчетности был начат еще в 2017 году. Вероятно, в случае успеха данного пилотного проекта в следующем 2019 году Федеральное казначейство примет на обслуживание и другие федеральные органы исполнительной власти. Очевидно, что со временем опыт федералов по централизации полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности будет реализовываться и на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ.

Минфина России в письме от 19.03.2018 № 09-07-07/16802 пояснил осуществление территориальными органами Федерального казначейства операций по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате работникам бюджетных (автономных) учреждений пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и иным выплатам, не указанным в статье 129 ТК РФ, в период приостановления операций на лицевых счетах бюджетного (автономного) учреждения.

Минфин России пояснил, что:

  • при нарушении бюджетным учреждением сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа Федеральное казначейство приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника;
  • исключение составляют, в том числе, операции по исполнению платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование.
  • сумма расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и иным выплатам, осуществляемым за счет средств ФСС РФ, по своей экономической сути являются суммой страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Следовательно, территориальным органам Федерального казначейства возможно осуществлять операции в период приостановления операций на лицевых счетах бюджетного (автономного) учреждения при предоставлении платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Минфин России в письме от 27 февраля 2018 г. N 02-05-11/12228 разъяснил применение новых подстатей КОСГУ государственными и муниципальными учреждениями. Минфин сообщает, что введенные приказом Минфина от 27.12.2017 № 255н подстатьи КОСГУ используются только в целях ведения бюджетного учета, бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями, формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Применение данных кодов в целях составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, формирования Планов ФХД государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов не предусматривается.

-5

Закупки

Приказом Федерального казначейства от 22.02.2018 N 12н внесены изменения в Порядок регистрации в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 27н.

Теперь, в частности, предусмотрена ссылка на порядок привлечения подрядных организаций для капремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, региональные и муниципальные информсистемы в сфере закупок (РМИС) будут регистрироваться в ЕИС после тестирования взаимодействия между системами. В ЕИС отражаются сведения:

  • о региональном операторе капремонта в многоквартирных домах;
  • о производителе товаров в соответствии со специальным инвест контрактом;
  • об операторе каталога товаров, работ, услуг для госнужд;
  • о специализированной организации;
  • о Московском фонде реновации жилой застройки.

ФАС России в письме от 14.03.2018 № РП/16764/18 разъяснил условия выполнения заказчиком требований об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Во-первых, Законом № 44-ФЗ установлено, что такое решение заказчика не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) одним из указанных в данной статье способов.

Во-вторых, датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. А в случае невозможности получения указанного подтверждения либо информации датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, в том числе, если тридцатый день приходится на нерабочий день.

В-третьих, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Первым днем начала исчисления десятидневного срока будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. На одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. Если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

-6

24 часа в сутки  7 дней в неделю

Команда «Первого БИТ» ежедневно решает сотни задач и вопросов Клиентов.

Попробуйте сопровождение у профессионалов «Первого БИТа» бесплатно!

Если вы нуждаетесь в консультации и помощи квалифицированных специалистов, эксперты «Первого БИТа» помогут вам в решении любых задач.