В современной России из полутора тысяч живых Ан-2 сейчас приблизительно около трехсот летающих экземпляров, а переобувают зимой на лыжи из них единицы. Увидеть сегодня этот самолет на лыжах - редчайший случай.
Оговорюсь - по северным просторам нашей необъятной, где зимы и снегов предостаточно, лыжные Ан-2 зимой скорее должны быть нормой, и таковые продолжают эксплуатироваться на местных воздушных линиях в регионах, где совершают полеты на укатанные площадки. Один из примеров - Нарьян-Мар, фото из которого есть в сети. А вот увидеть такой в Центральном регионе есть действительная редкость. Нам с товарищами такой самолет повстречался в 2006 году на аэродроме в Киржаче (Владимирская обл.).
На фото утренние "процедуры" - подогрев двигателя, холодная прокрутка, проверка масла:
А вот и полеты с "прыгунами". Снежная пыль на взлете завораживает:
Считаем по загрузке - первый пошел, второй, третий:
На посадке нет таких оборотов двигателя, чтобы поднимать за собой метель:
Эксплуатация на лыжах имеет свои особенности, торможение происходит специальной гребенкой на рабочей поверхности лыжины, но в целом, по ощущениям летчиков, не сильно отличается от колесного варианта и требует лишь некоторой привычки на рулении и повышенного внимания на взлете и посадке.
Пожалуй, главная особенность состоит в том, что при движении по снежному покрову от трения происходит нагрев поверхностей лыж, отчего при длительных стоянках образуется наледь и самолет примерзает. Чтобы его стронуть, техники вынуждены в таких случаях "отпиливать" стальным тросиком лед, просовывая его под лыжину и работая в паре по аналогии с двуручной пилой. Поэтому на дропзонах предпочитают зарулить, без выключения двигателя посадить следующую партию парашютистов и снова выруливать на взлет:
Просматривая информацию в сети при подготовке этой небольшой статьи, я пришел к выводу, что лыжи на Ан-2 в центральной России за крайние, допустим, десять лет - явление уже действительно единичное. Самолеты переобувают только те владельцы, у кого техника всю зиму активно работает на выброске парашютистов, а также некоторые энтузиасты, экспериментирующие на личных самолетах в аэроклубах. Немногочисленные примеры за эти годы в Московской воздушной зоне и поблизости - по одному самолету на аэродромах Орловка, Волосово, Киржач, Вихрево, Иваново (Ясюниха), Ярославь (Карачиха). Возможно этот список и не полный, но он близок к действительности.
Оцените качество этого материала соответствующей кнопкой, подписывайтесь и получайте новые интересности! Всем добра и чистого неба!