Найти тему

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ…

В последние несколько лет получают все более широкое распространение так называемые трансформационные игры. Научных данных или специальной литературы по ним практически нет. Большая часть информации находится в интернете и носит чисто рекламный и немного информационный характер. Однако сам инструмент, по нашему глубокому убеждению, достоин самого пристального внимания специалистов. Постараюсь в статье кратко обосновать эту позицию.

Если говорить очень абстрактно, то трансформационные игры стоят на стыке стратегических настольных игр и проективных (метафорических) карт. По одной из версий, они берут свое начало в древних монастырях Тибета. Однако найти сколь-нибудь серьезное исследование, подтверждающее или опровергающее эту информацию, мне не удалось.

Первая современная трансформационная игра за рубежом появилась в начале 90-х годов прошлого века в общине Финдхорн, она так и называется «Трансформационная. В России первая игра была создана приблизительно в это же время Владимиром Баскаковым, автором метода танатотерапии, и называется «Времена года». Обе игры сильно различаются по своим целям, но носят, во многом, духовный характер и направлены на переосмысление участником себя, своей жизни, своих ценностей.

В настоящее время в России насчитывается не более 100 уникальных наименований трансформационных игр, как «универсальных», так и созданных под разные конкретные сферы нашей жизни. Часть из них относится, скорее, к эзотерической сфере, в основе других лежат современные психологические и коучинговые системы и концепции. Однако «окончательный приговор» зависит от ведущего игры, его ценностей, позиции и манеры проведения игрового процесса.

Что-же такое Трансформационная игра?

Самое распространённое определение, с небольшими вариациями, выглядит так: «Трансформационная игра – это категория групповых настольных игр, ориентированных на работу с личными запросами участников, и направленная на нахождение оптимальных решений и преодоление личностных кризисов и сложных ситуаций, а также на достижение персональных целей участников». Такая характеристика четко выделяет трансформационные игры из развлекательных, дидактических, социально-коммуникативных и бизнес – симуляций в отдельный класс. Однако непонятно, чем трансформационная игра отличается от привычных тренингов, индивидуальных психотерапевтических или коучинговых сессий. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим трансформационные игры с разных сторон: трансформационная игра как инструмент, трансформационная игра как процесс и трансформационная игра как методика.

Трансформационная игра, как инструмент

Здесь все довольно просто: трансформационная игра – это система элементов игрового пространства, взаимодействующих друг с другом по определенным правилам. Этими элементами могут быть: игровое поле, игровые карточки с различным содержанием, игровые кубики и фишки – символы, а также личная карта участника.

Как видно, инструментальный состав трансформационной игры такой же как в обычных настольных играх. Однако классический вариант подобных игр предполагает отражение в элементах не объектов, а смысловых категорий, психологических характеристик, алгоритмов, философских вопросов …

В каждой игре, традиционно присутствует, практически, один и тот-же набор игровых элементов, зачастую знакомый каждому участнику игрового процесса:

Правила – неотъемлемое условие каждой игры.

Поле – задает механику перемещения, структурирует игровой процесс, отражает некоторую концепцию, систему, отражает элементарную последовательность шагов или уровней перемещения.

Карты – задают направление действий, являются источником информации, образные или текстовые метафоры, послания участнику, роли, характеристики человека или ситуации, вопросы или задания.

Кубики – задают динамику процесса, обеспечивают случайность и неопределенность событийного ряда. Обычные игровые многогранники:6, 8, 10, 12 или 20-гранники, с цветовыми обозначениями, с символами.

Фишки – символы, метафоры, символ участника, метафора бонусов или препятствий.

Личная карта – фиксация целей и отражение игрового процесса, уровня достижений или реализации. Последовательность ходов и рисунок траектории, выбор участника, его внутренняя позиция, информация, результаты действий и инсайтов.

Наличие такой инструментальной системы является одним поводов выделить трансформационные игры из привычных нам психотерапевтических и коучинговых технологий в отдельную. Некоторые ведущие встраивают эти игры в свои тренинги или создают их на базе какой-либо конкретной трансформационной игры.

-2

Трансформационная игра как процесс

Известно, что в любой игре встречаются (и осознаются самим участником) две реальности: игрового мира и мира обычного, каждая из которых задана своими условиями, логикой и правилами. В трансформационной игре, с моей точки зрения, активно разворачивается третья реальность – субъективная смысловая, исходя из которой каждый участник интерпретирует события, возникающие на его игровом пути случайным образом, выстраивает причинно–следственные связи и создает свою игровую историю.

Этот третий мир оказывается проявленным в следствии того, что:

· Сам мир классической трансформационной игры, обычно, специфичен, в нем акцентированы системы смыслов, качеств, характеристик, хотя бывают исключения в сторону метафор или фантазий участников.

· В игровой процесс встраивается реальная, личностно-значимая для участника цель, в достижении которой он испытывает затруднения, как бы находится в состоянии неопределенности по отношению к ней.

В такой ситуации, как правило, человек либо опирается на внутренний опыт, либо ищет опору во вне. Принимая участие в трансформационной игре, которая сама по себе создает возможность генерировать события случайным образом, человек попадает в ее нестабильную атмосферу вероятностей и, априори, начинает выстраивать смысловые и причинно-следственные конструкции, отражающие его внутреннюю позицию, привычную картину мира.

Таким образом трансформационная игра, как процесс, – это динамическая проекция участников, возникающая во взаимодействии внешней, игровой неопределенности случайных событий и внутренней неопределенности участников в рамках поставленных ими целей. И хотя достижение этой цели метафорично, подобная игра активизирует все привычные модели взаимодействия с окружающим миром, включая оценки и неосознанные реакции.

Фактически, участник получает немедленную обратную связь от «объективной» игровой и внутренней реальности и, частично, имеет возможность скорректировать свой образ действий по ходу игры, а какую-то часть внутренних препятствий, имеющую более глубокие корни, либо вынести на индивидуальную коучинговую сессию, либо найти другой способ решения возникшей задачи.

Трансформационная игра как методика

В настоящее время трансформационные игры, как инструмент, используются в разных сферах и с разными целями, начиная от развлекательной и заканчивая решением важных консалтинговых задач. Рынок складывается стихийно, поэтому четкие границы, принципы работы, отработанные методики не изучены и почти не описаны. Однако, даже навскидку, видно разнообразие подходов, которое, с одной стороны, обусловлено спецификой каждой конкретной игры, а с другой – особенностями и подготовкой ведущего, среди которых можно встретить специалистов самого разного уровня и направлений.

Как написал в интернете один из ведущих игр, прочитав современные определения понятия «игра»: «трансформационные игры – это совсем не игра, а нечто совсем другое».

У любой игры существует ответ на единственно важный вопрос «Зачем?»:

Методическая цель такой игры - создание условий для экологичной самодиагностики участником причин текущей ситуации, мотивов и сценариев своего поведения, личных психологических установок и имеющихся убеждений, а также поиска новых, отвечающих его запросу, моделей взаимодействия с окружающим миром, способствующих достижению успеха.

Задачи трансформационной игры:

· Максимально корректное отражение исследуемой области в игровом пространстве

· Обеспечение свободы выбора действий и интерпретаций каждому участнику, включая возможность выхода из игры в любой момент

· Обеспечение безопасности личного пространства каждого, сведение несанкционированных психологических интервенций к минимуму (эта задача обусловлена точкой зрения на суть, причины и источники трансформационного процесса)

· Создание условий для завершения игры, характеризующегося состоянием «внутренней тишины», ощущением наполненности и самодостаточности участников

-3

Суть трансформации, происходящей в игре, ее механизмы и условия

Суть трансформации в том, что участник постепенно, осознанно, становится творцом всех событий, происходящих с ним в игре, принимая ответственность за свою жизнь на себя. Сама постановка задачи в игровом пространстве побуждает перейти от фиксации на проблеме к активности, направленной на решение. Получив возможность преодолевать сложные ситуации в безопасном игровом пространстве, человек приобретает новый опыт реальных успешных действий, своего рода прецедент, который может переносить в свою обычную жизнь.

Соблюдение в течение игры определённых правил, связанных с фокусировкой внимания, укрепление воли к успеху, несмотря ни на что; накапливающийся опыт решения неожиданных задач; сознательное исследование и, по желанию, изменение непродуктивных реакций на происходящее и способов взаимодействия с ним – вот далеко не полный перечень факторов, приводящих человека к качественным внутренним изменениям. На этом пути, конечно, многое зависит от ведущего, его внутренней позиции, уравновешенности и корректности.

Ведущий в игровом процессе играет двоякую роль: с одной стороны, он следит за соблюдением правил, что оказывается очень важным не только для новых участников, но и для тех, кто в принципе, хорошо с ними знаком. С другой стороны, он обеспечивает сопровождение и психологическую поддержку участников. При этом ближе всего к позиции ведущего, по моему мнению, роль фасилитатора. Метафорически, этот процесс можно сравнить с тем, что происходит на стадии куколки до ее превращения в бабочку. Под влиянием внутренних факторов и особых «кукольных» условий, развивается качественная перестройка всей системы. Если же ввести дополнительные ингредиенты или программы – не известно, что оттуда выйдет.

Роль формально-успешного завершения игры (согласно правилам) в реализации методической цели, зависит от заложенной в нее концепции. Есть игры, бесконечные по своей сути, структура которых претендует на философски - исчерпывающее отражение инвариантов «обычной» человеческой жизни, ее логики, ее законов.

Метафорическое достижение цели в таких играх имеет значение только для людей, ориентированных на избегание неудач, недостаточно уверенных в себе. Полноценное завершение игры позволяет таким участникам укрепиться в их возможностях. Для остальных, формальная незавершенность при проработке ключевых проблемных областей дает дополнительный ресурс для реализации поставленной цели в собственной жизни, так как ощущение близкого успеха активирует и побуждает завершить начатое.

-4

Вместо заключения

Хочется добавить, что мир трансформационных игр, на сегодняшний день, развивается с невероятной скоростью, и этот факт дает понимание актуальности утверждения, которое было выдвинуто в рамках Атласа Новых Профессий, что в 2020 году профессия Игропрактик будет популярна и востребована. Ну что ж... Поживем, увидим!

@e_mikheeva @ander_vasilyev #crsk54

2018