И личность, и жизнь Шекспира полны неразгаданных тайн. Одаренный, но малообразованный провинциал создал шедевры, и в наши дни, волнующие людей во всем мире. Этот феномен кажется настолько невероятным, что многие ученые, говоря о шекспировских пьесах, вообще отрицают авторство выходца из Стратфорда Уильяма Шекспира. Дискуссии о том, кто на самом деле скрывался под этим именем, не смолкают до сих пор.
Проблема авторства
«Выдающийся литератор по имени «Уильям Шекспир» никогда не существовал. Это просто псевдоним другого лица». Основанием для подобных утверждений является почти полное отсутствие подлинных документов. Церковные книги подтверждают только факт крещения и вступление в брак уроженца Стратфорда по имени Уильям Шекспир. Почти все, что известно о лондонском периоде его жизни почерпнуто из легенд, пересказанных третьими лицами. Исследователям не знакомы рукописи Шекспира. Нет в нашем распоряжении каких-либо достоверных свидетельств об обстоятельствах его личной жизни. Поистине удивительным представляется сочетание деловой хватки Уильяма Шекспира и трепетных, проникновенных сцен из его пьес. В завещании Шекспира нет ни слова о рукописях. В свете этих фактов эпитафия, в которой Шекспир из гроба проклинает тех , кто осмелился потревожить его прах, приводит исследователей к мысли, что и могила скрывает какую-то тайну.
Ученых, считающих, что Уильям Шекспир из Стратфорда и автор «Отелло» — одно лицо, называют «стратфординцами». Тех же, кто убежден, что сын перчаточника Джона Шекспира не имеет никакого отношения к литературе, — «анти-стратфордианцами».
Френсис Бэкон
Одним из первых «анти-стратфординцев» была американская писательница Делия Бэкон. В 1857 году она опубликовала книгу «Раскрытая философия пьес Шекспира», где заявляла, что авторами пьес Шекспира была группа вольнодумцев, объединенных одинаковыми политическими взглядами, во главе с философом Фрэнсисом Бэконом. Чтобы донести свои идеи до широкой публики, авторы изложили их в доступных театральных жанрах и из соображений безопасности подписались именем малоизвестного актера. Одержимая своей идеей, Делия Бэкон часами просиживала на могиле в Стратфорде, а однажды попыталась сдвинуть могильный камень, надеясь отыскать тайник с документами, открывающий тайну Шекспира. Вскоре после этого она заболела и лишилась разума, в чем многие усмотрели действие проклятия. Как бы то ни было, Делия Бэкон не смогла доказать теорию об авторстве Фрэнсиса Бэкона.
Кристофер Марло
Еще один претендент на авторство – поэт и драматург Кристофер Марло. Ровесник Шекспира, он одновременно с ним вошел в лондонский театральный мир. Однако, в отличие от коллеги-стратфордца, Марло получил блестящее университетское образование. Вращаясь в одном кругу, драматурги взаимно влияли друг на друга. Как и Шекспир, Марло видел истоки трагичности не во внешних обстоятельствах, а в жестоких внутренних противоречиях героев. В 29 лет Марло был убит по одной из версий, в пьяной драке. Приверженцы авторства Марло отвергают факт ранней смерти и ссылаются на тайную шпионскую деятельность драматурга при королевской особе. Гибель Марло была инсценирована в интересах короны, убеждены марловианцы. «Умерев», драматург появился в Лондоне в образе провинциального актера под именем «Уильям Шекспир» и написал лучшие шекспировские произведения. Впрочем, существует точка зрения, что после постановочной смерти драматург оставался в тени и сочинял, отказываясь от авторства в пользу Шекспира, посвященного в заговор.
Граф Оксфорд
В начале ХХ века английский профессор-литературовед Томас Луни выдвинул гипотезу, что именем «Шекспир» свои сочинения подписывал поэт-аристократ Эдвард де Вер, граф Оксфорд. Его произведения удивительно подходили по стилю на поэму Шекспира «Венера и Адонис». В пользу своей теории Луни привел несколько аргументов. Граф Оксфорд был хорошо знаком с подковерными придворными интригами, коими изобилуют произведения Шекспира. Герб Оксфорда венчало изображение льва, потрясающего копьем. Наконец граф Оксфорд был известен как покровитель театральных трупп. Изучив произведения Шекспира, Томас Луни составил психологический портрет подлинного автора. Среди его характеристик – эксцентричность, глубокая образованность, принадлежность к высшему кругу общества, знание Италии, отсутствие меркантильных интересов, любовь к музыке, знакомство с аристократическими развлечениями. Всем заявленным качествам идеально соответствовал граф Оксфорд, но никак не Уильям Шекспир. В англоговорящих странах версия Луни очень популярна. Оксфорпдинской теории придерживался и Зигмунд Фрейд.
Главный аргумент
Таким образом, основным аргументом анти-стратфординцев является противоречие между личностью исторического Уильяма Шекспира и его произведениями. Те немногочисленные факты, на которые опираются апологеты обеих теорий, допускают противоречивые и двусмысленные толкования. Как бы то ни было, произведения, известные нам как шекспировские, являются плодом величайшего гения, выдающегося гуманиста и знатока человеческой натуры. Теории авторства, с одной стороны, безусловно, обогащают наше знание об эпохе Шекспира. С другой стороны, личность творца не делает его произведения лучше или хуже. Следует признать, что пафос многих анти-стратфординцев продиктован банальной завистью к достижениям «неотесанного провинциального гения».
Если Вас заинтересовала статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.