Найти тему
Господь Иисус

Простая человеческая радость (Послание к Филиппийцам)

Оглавление

Есть такое странное выражение «простое человеческое счастье», его ещё часто желают на днях рождения. Как будто бывает какое-то сложное нечеловеческое счастье! Впрочем, данная фраза имеет вполне понятную семантику - мы желаем, чтобы наш друг, родственник или коллега имели ту жизнь среди людей, которая бы приносила удовлетворение. 

Мы живём среди людей и нуждаемся в людях, даже такая известная подвижница и отшельница как Мария Египетская имела нужду принять причастие из рук старца Зосимы. Тем более и мы имеем нужду в верных друзьях и собратьях по вере, которые бы были для нас примером в вере и помощью в трудностях.

Мария Египетская и старец Зосима
Мария Египетская и старец Зосима
Когда я встретился с одним христианином В., моя жизнь была наполнена собственными представлениями о христианстве и о вере вообще, которые были весьма далеки от истины. Но именно В. меня сначала заинтересовал как человек - открытость, искренняя улыбка и внимательность, а также верность своим христианским убеждениям, с которых я его честно пытался сбить. Конечно, только изучая Священное Писание, я обрёл веру, но пример человека, живущего в соответствии с тем, во что он верит, играл для меня немаловажную роль.

Сегодня мы посмотрим на то, как Апостол Павел отзывается о двух своих друзьях и братьях во Христе:

Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.  А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.  Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам. 
Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителяв нужде моей, потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.  Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали. Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален. Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне. 
(Послание к Филиппийцам 2:19-30)

Посмотрите внимательно на текст и попробуйте сформулировать, что общего между этими двумя людьми (исходя из текста!).

На этот вопрос я попробую ответить немного позже, а сейчас немного о том, что можно узнать в других источниках и в других местах Библии об этих людях. 

Некоторые из апостолов от 70-ти
Некоторые из апостолов от 70-ти

Тимофей

Имя Τιμόθεος (гр.ТимОтеос) означает «чтущий Бога», мы знаем, что он был из смешанной семьи - отец его был греком, а мать Евника - иудейкой, которая и научила его Слову Божьему (вместе с бабкой Лоидой - 2Тим.1:5). Очевидно, что Павла и Тимофея связывали крепкие дружеские связи, Апостол называет Тимофея сыном, пишет ему письма (в Новом Завете сохранились два послания к Тимофею про обустройство церковной жизни) и вообще часто берёт его с собой. И данное письмо к Филиппийцам начинается со слов «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа…», что говорит об огромном уважении к Павла к Тимофею (несмотря на его возраст), к тому же он видимо очень ценит простое и искренне сердце этого служителя.

Епафродит

Ἐπαφρόδιτος (гр.ЕпафрОдитос) - «принадлежащий Афродите», «прекрасный», «миловидный» - согласно Преданию, первый епископ филиппийской церкви, о котором известно достаточно мало. Его имя упоминается дважды в этом послании, но, учитывая в общем позитивный настрой этого послания, можно сказать, что он был добрым служителем, способным на самопожертвование и не гнушавшимся никакого служения.

А теперь ответ на вопрос, который был задан ранее: что общего между этими людьми?

Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что этих двух людей Павел «посылает», а также отмечает, что они оба усердны в служении Христу - Тимофей «служил…в благовествовании», а Епафродит - «за дело Христово был близок к смерти…». Это два важных качества служителя Господня - быть готовым пойти, куда их посылает Церковь в любое время и служить изо всех сил, невзирая на обстоятельства.

Теперь посмотрим внимательно на остальные качества этих служителей:

Усердие в заботе о Церкви

Здесь Павел употребляет слово ἰσόψθχος (гр.исОпсюхос), которое буквально обозначает «равный душой», то есть для Павла Тимофей - это его духовный близнец в заботе о Церкви. Так вдохновляет, когда ты можешь найти среди верующих родственную душу, которая бы полностью разделяла с тобой какое-либо служение, которая бы понимала тебя с полуслова и делала бы то же, что и ты делаешь. Павел нашёл такого служителя и убедился в его искренности и неподдельном желании служить верующим. Здесь он даже использует гиперболу, говоря, что «…все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу…». Конечно, Павел здесь не ворчит, что «всё плохо», один я хоть что-то делаю, просто он хочет подчеркнуть заслуги Тимофея, ведь далее Павел пишет о прекрасном служении другого собрата.

Верность в жизни

Говоря о верности своего сына по вере, Павел употребляет слово со значениями «доказательство, испытание, проверка», репутация Тимофея была проверена неоднократно, и очевидно эти проверки и испытания происходили публично, у всех на виду, и он прошёл их достойно. Очень важно, особенно для пастырей быть на виду, быть открытыми о том, что происходит в их жизнях, а не только сообщать о своих духовных победах. Многим служителям не хватает открытости и искреннего желания разделить с паствой свою жизнь, и прихожане не понимают, что происходит с ним, а потому и не возникает доверия и близких отношений,  а только административное, зачастую лицемерное послушание.

Эмоциональная и интеллектуальная близость

-3

Епафродит назван «братом, сотрудником и сподвижником» (букв.«сослуживцем») - это три сферы, в которых служители должны быть сильны. «Брат» - духовный союз и близость во Христе служителей должна разрушать возрастные, социальные и иные барьеры, которые создаёт человеческое общество. Во Христе мы все лишь братья и сёстры, равны перед Богом, хотя и можем иметь различные служения. Нужно понимать это каждый раз, когда возникает искушение владычествовать, использовать дисциплинарные рычаги и авторитет. Мы - братья друг другу - ни больше, ни меньше. «Сотрудники» - единство в общих делах, помощь и взаимовыручка, поддержка и забота об общем деле, чтобы Церковь Христова укреплялась и росла в любви. Наконец, «сподвижники», «сослуживцы» - находящиеся на одной духовной войне против сил злобы поднебесной. Нам нельзя бросать друг друга, когда кто-то ослаб от ударов противника, кто-то поражён огненными стрелами искушений, нам нужно выступать единым строем, помня, что Иисус Христос - Победитель, и Его победа неизбежна.

Но кроме трудов и забот мы видим Епафраса и в сильной эмоциональной связью с общиной - он сильно желает их увидеть и страдает от того, что люди услышали о его болезни. В 12-й главе 1-го послания к Коринфянам пишет об этой особенности Тела Христова, Церкви - «…страдает ли один…- страдают с ним все…», и пастырь общины должен быть примером в сострадании. Казалось бы, невозможно сострадать всем, можно получить эмоциональный срыв достаточно быстро, потому что в общине всегда есть проблемы, слабые, злобные, критичные люди, нужно уметь отстраняться от проблем. Но дело в том, что когда пастыри отстраняются от проблем, они отстраняются от своих собратьев во Христе, выбирают только тех, с кем легко общаться, только тех, кто не будет задавать неудобных вопросов, только тех, кто молчит и исполняет то, что им говорят. А с недовольными включаются все административные рычаги воздействия, «своим всё, чужим - закон…». И боли и разобщённости становится только больше, некоторые из-за этого уходят в другие общины, а иные и вовсе отрекаются от Христа.

Епафродит здесь пример истинного пастыря Церкви Христовой, а не наёмника, для которого служение - это всего лишь работа за зарплату, он не «желает епископства», он просто зарабатывает деньги как умеет. Служитель из Филипп не остаётся долечиваться (а ведь мог бы!), он стремится в свою духовную семью, чтобы утешить скорбящих, поэтому и Павел спешит отправить его как можно скорее.

Упование на Бога

-4

Последнее, но не по значению качество истинного служителя - это видеть во всём действие Божьей благодати, в данном случае Павел пишет, что Бог помиловал Епафраса, когда тот был болен и при смерти. Павел, который исцелял больных и даже воскрешал мёртвых (вспомните Евтиха!), не дерзает делать чего-то, не спросив у Господа, и каждое исцеление для него - это проявление силы Божьей и Его милости, а не «позитивного исповедания» и подобной религиозной ерунды, которая отравляет умы иным верующим.

Обратите внимание, что даже когда апостол говорит о том, что хочет послать Тимофея, он пишет «…надеюсь же в Господе…», а когда говорит, что придёт - то «…в Господе…». Даже когда он даёт повеления по поводу Епафродита он говорит «в Господе» и о «деле Христовом». Служитель Церкви должен навсегда запомнить, что Церковь принадлежит Христу, а не ему и не церковному совету, все решения должна быть угодны Ему и соответствовать Его воле, записанной в Писании. А также нужно осознавать, что любые события - в Его руках и в Его воле - их нужно принимать со смирением и делать выводы по поводу того, что делать дальше.

Вот какие чудесные служители были у Павла - «почитающий Бога» верный и искренней жертвенный служитель Тимофей и «прекрасный» и в поступках, и в сердце раб Господень Епафрас. Смотря на таких служителей, церковь должна радоваться и иметь их в уважении, замечать и благодарить за их труды - об этом учит апостол Павел.

Взгляните на своих служителей - возможно, среди них тоже есть Тимофей (вряд ли Епафродит), но также, вероятно, есть Александр, Павел, Николай, Михаил, Владимир, Игорь, Сергей и другие, а также Мария, Татьяна, Ольга, Анастасия, Анна, Елена и много-много других имён (может быть, хотя бы одного Марата тоже вспомните) - порадуйтесь, что они есть в служении, поблагодарите за то, что они делают (возможно, и материально тоже, они ведь люди из плоти и крови), молитесь Господу, чтобы в них были (и возрастали!) те качества, о которых мы изучали сегодня и чтобы Бог восполнил те нужды, которые есть у них, чтобы была равномерность (2Кор.8:13) в Теле Христовом, мы помогали друг другу и служили каждый тем даром, который имеет в Господе.

Радуйтесь за служителей и уважайте их труд ради Господа!

Автор: Марат Загидуллин

Обзор Послания здесь . Предыдущий день здесь. Следующий день - ссылка.

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.

Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal: ссылка для перевода).