ИСПЫТАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ
НАЗЕМНЫХ СИСТЕМ В ОСОБЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ
ИСПЫТАНИЕ НОВЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ
СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ BV 206 S
Михаель Хорст
Подполковник Михаель Хорст – руководитель группы поддержки/выносливости и мобильности III 5 управления сухопутных войск.
Спектр боевого применения сухопутных войск требует также возможности использования в осложненных географических и климатических условиях. Ориентация на боевое применение поэтому касается материальных средств и военного планирования.
Приобретение новых материальных средств осуществляется в основном после определения методов выявления и удовлетворения потребности заказчика/изделия/управления (Customer Product Management (CPM)). Важнейшей задачей по удовлетворению потребности является приобретение боеготового изделия, причем испытание возможности боевого применения по окончательному определению пригодности имеет решающее значение. Целью такого испытания является установление пригодности новых принятых на вооружение материальных средств, предусмотренных для боевого применения в составе системного объединения в условиях, приближенных к боевым. Это испытание, в основном в рамках интегрированного испытания, осуществляется при ответственности руководителя проекта материально ответственными лицами и при участии пользователя. Испытание возможности боевого применения, опираясь на выполнение договора, правовых норм и технической безопасности, осуществляется в основном после технических испытаний федеральным управлением поставок вооружения в необходимых для этого условиях. Результаты этого испытания и всех других названных исследований образуют фундамент для утверждения режима эксплуатации.
Содержание испытания возможности боевого применения
наземных систем
Испытание возможности боевого применения наземных систем в основном состоит из тактических и материально-технических элементов. Оно регламентируется правом на проведение такого испытания, в сухопутных войсках – генералом службы вооружения сухопутных войск. В сухопутных войсках тактический компонент этого испытания осуществляется, как правило, теми родами войск, которые позднее будут использовать данное изделие, а также совместно с командованием управления сухопутных войск. Материально-технический компонент испытания возможности боевого применения берет на себя техническая школа наземных систем. На основании программы испытания проверяется выполнение важных для боевого применения функций. Оценка результатов испытаний производится при этом на базе оценки важности для боевого применения функций. В подобных документах требуется определение функций в особых климатических условиях, в таком случае проводится испытание в соответствующих климатических зонах. Это в основном относится только к комплексным системам, в которых решающее значение в боевом применении имеет взаимодействие солдата и техники. При этом все важные для боевого применения функции следует рассматривать в необходимых условиях окружающей среды. К таким функциям относят, например, авиатранспортабельность, мобильность, защиту, возможность боевого применения в необходимых районах боевых действий, живучесть и управляемость.
Интегрированный учет
Испытания возможности боевого применения
в особых климатических зонах
Боевые испытания в особых климатических зонах отличаются относительно планирования и осуществления от проводимых внутри страны. При планировании следует исходить из явно более длительного предварительного испытания. Подготовка, проведение и переподготовка специальными организациями обусловливают дополнительные силы, которые должны быть готовы организационно. Организационные условия сильно варьируют в зависимости от имеющихся в наличии поддерживающих мощностей со стороны дружественных государств и гражданских инстанций. Первый опыт демонстрируется на следующем примере.
Испытание возможности боевого применения Bv 206 S – первый опыт
Рис. 1. Испытания Bv 206 S в Норвегии: - 37ºС.
С транспортером для перевозки пехотного отделения Вv 206 S впервые были проведены испытания возможности боевого применения во всех необходимых климатических зонах. Рамки такого испытания определяются военными требованиями. Общие задачи боевого применения и задачи другого спектра (например, патрулирование, конвой, КПП) были представлены в сценарии учения и выполнены при необходимом использовании солдат горно-пехотных войск. Для обеспечения результатов особое значение имеет гарантия проведения испытаний во всех климатических зонах.
Ход испытания
Перед проведением испытания возможности боевого применения была проверена основная пригодность машины для необходимых климатических зон путем тестирования в «климатической» камере. Результаты подобного тестирования сделали необходимыми последующие улучшения в машине и привели к замедлению производства машин подобного типа. Так как испытание в экстремальных климатических условиях и условиях окружающей среды связано с сезонными условиями в подобных климатических зонах, замедление производства оказало значительное влияние на планирование, подготовку и проведение испытания. Следующие особенности сказались на испытании возможности боевого применения во Французской Гайане (климатическая зона В2: влажно/тепло). Планирование и организация испытания составили около девяти месяцев. В это время вкратце должны были проводиться следующие дополнительные работы по этому испытанию внутри страны: наряду с обработкой заявок на участие и составлением контрактов, должно было проводиться обширное транспортное планирование, принимая во внимание международные предписания по транспортировке военных машин с вооружением, а также необходимое объявление конкурса. В этот процесс было вовлечено большое число французских и немецких организаций, среди них – французское посольство в Германии, французское министерство обороны, французский генеральный штаб вооруженных сил, командующий вооруженными силами во Французской Гайане, французский легион и военный атташе немецкого посольства в Париже. Группа испытания (включая гражданских служащих федерального управления поставок вооружения) должна была оснащаться необходимым полевым обмундированием, оснащением для действия в тропиках и другим важным оборудованием. В дальнейшем была проведена проверка района боевого применения для уточнения подготовки, выполнения всех таможенных правил страны, где будут проводиться испытания, соблюдения необходимого прививочного статуса и санитарных норм испытательной группой. Кроме того, было гарантировано медико-санитарное обслуживание. Оно охватывало планирование, подготовку войсковых врачей для действий в тропиках, а также санитаров-спасателей, кроме того, разведку и активизацию надежной цепи спасательной службы. Так как учебный лагерь для действий в тропиках французской армии, необходимый в качестве рабочей базы, имел в своем распоряжении только ограниченную инфраструктуру и силы, испытательная группа была усилена дополнительными средствами и силами (например, личным составом инженерных войск, подразделений связи и поварским персоналом). Непрерывность в проведении испытаний была дополнительно защищена с материальной точки зрения путем использования двух систем Bv 206 S, причем одна из систем всегда состояла из транспортера для перевозки пехотного отделения и прицепа. Машиной перевозилось горно-пехотное отделение, включая табельное и штатное вооружение и оборудование.
Одновременное использование разнообразных систем, которые всегда находятся в зависимости от условий испытания, выступило основополагающей предпосылкой для проведения испытаний, так как только так при технических отказах гарантируется непрерывность испытания, и выводы могут выявить недостатки.
Рисунок 2 - Горно-пехотное отделение рядом с машиной и предметами
оснащения.
Рисунок 3 - Климатическая карта мира с обозначенными на ней районами
испытания.
Выводы из испытания возможности боевого применения
в особых климатических зонах
Системы прошли проверку нагрузкой в районах боевого применения с климатическими условиями от + 40º С и 98 % влажностью воздуха (Французская Гайана) до - 37º С (Норвегия), а также в осложненных условиях местности с высокой пылевой нагрузкой (Французская Гайана/Испания) и с экстремальным количеством снега. Такие условия приводили к частым отказам системы. В дальнейшем выводы из испытания в особых климатических зонах будут представлены на примере транспортера Bv 206 S: внутренний микроклимат в прицепе машины Bv 206 S при длительном передвижении в Норвегии привел к неожиданному сокращению огневой мощи горно-пехотного отделения. Несмотря на удовлетворительные температуры во время испытаний в «климатической» камере, внутренний микроклимат субъективно воспринимался как неприятный, у солдат проявились явные симптомы стресса.
Рисунок 4 - Использование интерактивной электронной технической документации и преодоление водной преграды.
Машина оснащена так называемой Battleswitch (функцией аварийного режима для незамедлительной перерегулировки аварийного отключения двигателя). В опасных боевых ситуациях эта функция должна дать возможность экипажу при повреждениях в двигателе как можно быстрее вместе с машиной покинуть опасную зону. При ранее названных условиях боевого применения это вело к незнакомой реакции машины при приведении в действие функции Battleswitch. Далее было установлено, что автоматическая коробка передач не имеет функции «повторного запуска двигателя». Эта функция должна иметь возможность снова компенсировать случающийся при неполадках в работе «аварийный режим». Перерегулировка в опасных боевых ситуациях в случае последующих отказов также не возможна. Оба описанных ранее вывода не могли констатироваться из проводимых внутри страны испытаний и могли в результате привести к повреждению личного состава в боевом применении.
Далее в особых условиях боевого применения проявилось влияние на обеспечение соответствующих воинских частей горюче-смазочными материалами.
Место монтажа воздушного фильтра и его входного отверстия было выбрано нецелесообразно. Таким образом, это на песчаных почвах привело к сильному загрязнению воздушного фильтра и его частому очищению. Разборка не экономична и требует много времени. Благодаря постоянной чистке очень высока опасность повреждения фильтра. Из-за поврежденного фильтра могут возникнуть неполадки в работе двигателя, так как неочищенный воздух может напрямую попадать в камеру сгорания. Технические изменения были необходимы и в настоящее время испытываются производителем.
Рисунок 5 - Разборка ячейки комплектного распределительного устройства
коробки передач.
Рисунок 6 - Загрязненный воздушный фильтр.
При испытаниях в различных климатических зонах некоторые клеевые соединения разрушились. Этот вывод не был или не мог быть сделан при испытаниях в «климатической» камере. Сначала при динамической нагрузке в условиях боевого применения на осложненной местности, при влиянии на экипаж «механической» нагрузки (например, через контакт при посадке и высадке экипажа) в соединении с соответствующим климатом это привело к отказам. Между тактическими и материально-техническими испытаниями имеется значительное количество совместных действий; например, изменение технической документации в ходе учения. Таким образом, часто сценарии учений в тактической части испытания возможности боевого применения уже содержали испытания материально-технической части. Благодаря чему это привело к достижению понимания и определенного опыта специальным персоналом службы тыла, поэтому военнослужащие службы тыла сухопутных войск могли непосредственно на месте преодолеть ведущую к ущербу ситуацию.
Рисунок 7 - Разрушение клеевого соединения внутренней обшивки.
Рисунок 8 - Экстремальные температуры.
Перспектива
Исследование новых вариантов машины Dingo 2 завершится в рамках программы по улучшению изделия с проведением испытания возможности боевого применения во Французской Гайане еще в этом году. Для машин управления Wiesel 2 (подвижный пункт управления) и Bv206 S в качестве подвижного КП, которые являются первыми оснащенными системой управления и информирования сухопутных войск машинами, подготовка к такому испытанию в начале 2009 года уже идет полным ходом. Проведение испытания транспортера для перевозки пехотного отделения уже запланировано на конец 2009 года.
Выводы
В течение проводимого с машиной Bv 206 S испытания возможности ее боевого применения были сделаны выводы, которые в прежних исследованиях не могли быть сделаны подрядчиком, а также лицом, удовлетворяющим спрос, и теперь приведут к явным улучшениям боевых качеств машины. Достигнутые результаты оправдывают более высокие расходы в области времени и денег на проводимое в достаточном объеме в необходимых климатических зонах испытание. Невозможно охватить имеющийся спектр боевого применения изделия и реально отразить состояние системы только благодаря имитации и техническим проверкам. Проведение испытаний в предусмотренных для новых принятых на вооружение изделий условиях боевого применения является безотказным фактором безопасности для наших солдат в боевых действиях и, конечно, для срочно необходимого повышения технической надежности. Они очень своевременно демонстрируют также границы использования в бою и способствуют своевременному обнаружению и устранению недостатков. Последующему пользователю могут быть предоставлены важные инструкции, необходимые для обучения, и принципы боевого использования. Войскам для боевого использования необходимы надежные изделия, имеющие в своем распоряжении достаточный потенциал развития.
Конечно, с одной стороны, обеспечение наших военнослужащих в боевом применении требует как можно лучших изделий и их скорейшей реализации. С другой стороны, нельзя торопиться с принятием на вооружение новых еще «неготовых» материальных средств, чтобы потом на потерях наших сил и средств в боевой обстановке (например, в Афганистане) выявлять их технические недостатки.
Испытания возможности боевого применения, проводимые в достаточном объеме с целью принятия на вооружение боеготовых изделий, поэтому срочно необходимы в определенных случаях использования в экстремальных климатических условиях.