Валдай для многих ассоциируется с Национальным парком, Иверским мужским монастырем, Дачей Сталина и музеем колокольчиков. Это три (пардон, четыре) главных кита, на которых зиждется данный бренд.
Некогда единственная в городе одноименная гостиница образца 1970 года еще жива, но принимает преимущественно автобусные туристические группы – как правило, с одной ночевкой.
Проведя в не самом обустроенном по нынешним временам номере эту самую ночь, с утра можно смотаться на часик в лес, где вот уже третий год работает музей ретро-автомобилей. Он разместился на территории одного из элитных эко-отелей, дорога к которому на обыкновенной легковушке чревата неприятными последствиями для подвески.
Если вы являетесь постояльцем отеля, можете посетить музей бесплатно. Всем остальным придется раскошелиться. Цена входного билета, к счастью, не такая пафосная, как сам отель, – всего 100 рублей.
Это как 2,5 литра этилированного «девяносто пятого». Интересно, что ни один из экспонатов музея во времена своей юности и даже зрелости не заливал в бак такой большой октан, да и не было на советских АЗС колонок с надписью «АИ-95».
Машины были скромнее. Чисто технически скромнее. А вот дизайном каждый из экспонатов валдайского музея утрет нос любому из нынешних модников-героев. Потому как машины выпускали не раз в 2-3 года, а гораздо реже.
Все они сегодня подпадают под определение «редкие», а потому по праву заняли свое место в музее. Три года назад машин было 7 единиц. Сегодня уже 15, включая мотоциклы. Коллекция пополняется не быстро, последний «завоз» был в 2017-м, в этом году «новинок» пока не было.
Каждый из экспонатов, за исключением двух «Москвичей» - «401-го» и «407-го», на ходу. То есть в любой момент автомобиль можно завести и выехать из ворот музея-ангара. Если коллекция будет расти, и внутри станет тесно, ангар расширят. Примерно на 9-10 метров, место сбоку для этого есть.
Но пока, повторюсь, речи об этом не идет. И владелец коллекции – столичный предприниматель Дмитрий Гуржий держит вопрос расширения музейных площадей в уме. Кто знает, может, когда-то он поделится с валдайским филиалом одним из раритетов из числа тех, что составляют основу его московской ретро-коллекции…
Сам он нет-нет да и прокатится по Первопрестольной на «Верховине» или «Яве». Говорит: «Люблю это дело, да и проще на мотоцикле по запруженному мегаполису».