С ростом сервиса почти всегда нужно более подробно расписывать роли в команде. Когда все участники процесса понимают специализацию друг друга, то сразу видят, кому какие вопросы задавать и каких компетенций недостаёт для развития.
Поэтому если маленькому сервису нужен просто менеджер, то в более крупных фигурируют две роли: менеджера продукта и менеджера проектов. На сленге технологических компаний, сплошь состоящем из англицизмов, говорят иначе — продакт- и проджект-менеджер. Это может быть один и тот же человек — подобно тому, как разработчик может заниматься фронтендом и бэкендом одновременно.
Но в чём смысл разделения роли менеджера? Кто такой продакт, а кто проджект? По случаю нового набора в нашу Школу менеджеров, который завершится уже 30 апреля, мы задали этот вопрос руководителям четырёх популярных сервисов. Заодно каждый из них поделился подборкой ссылок для начинающего менеджера.
Максим Загребин, руководитель Яндекс.Видео
— У нас нет разделения на проджектов и продактов — отчасти потому, что команды небольшие. Обычно навыков продакта хватает, чтобы построить работу, а если нет — можно всё равно быстро выйти на baseline. Большой плюс в том, что нет потери в коммуникациях. Продакт анализирует конкурентов, технологии и предлагает продукт или такое развитие, которое понравится пользователям. Он рисует в голове, как это должно работать. Но идею кто-то должен превратить в требование, в таски. Если в связке два человека, им надо договариваться.
Чаще всего у продакта горизонт планирования дальше — с учётом MVP, ревью, запусков на новых платформах. Проджект более сфокусирован на результате, безжалостно режет скоуп, понимает критерии и добивается, чтобы они были понятны всем. Он решает, когда должны быть запуски, какие есть люди, свобода маневра, насколько можно пожертвовать качеством. Обычно на проджекте лежит и организация процессов разработки.
Чаще сильнее прокачана только одна из сторон. Приходится доучиваться. Мы стараемся проверить все стороны, когда собеседуем человека: умеет ли он придумывать метрики, вести проекты, есть ли технический бэкграунд? Кстати, у нас нет жестких требований, должен менеджер кодить или нет. Проект можно сделать, не написав ни одной строчки кода руками менеджера. Главное, чтобы проджект доносил информацию между разработчиками, мог сказать: «До какой-то доли абстракции я понимаю, что происходит вот это, но дальше классно, если вы вдвоем поговорите». В то же время технические навыки — например умение найти фрагмент кода в CSV — очень способствуют ведению проектов. Менеджер может не выспрашивать, а полезть в код, почитать и понять. Или, для аналитики, написать скриптик, читающий логи.
Если команда не может выбрать решение, лучше сказать: «Я послушал, ответственность на мне, делаем вот так. Будет плохо — в новом цикле переделаем». Мы такое бесконечно ценим. Если менеджер пришел из дизайна, умеет рисовать и прототипировать, это не менее сильная сторона.
И по-прежнему чертой менеджера является умение получить результат или признать, что мы получили полезный опыт, но не результат, идём дальше. У людей это либо есть, либо нет. Если нет, начинается: «Вот здесь подвели смежники, а тут идея была плохая...» Обычно это сильно выделяет одних на фоне других.
Елизавета Семяновская, руководитель Яндекс.Транспорта
— Продакт-менеджер многофункционален. У него часть маркетинговой экспертизы — он умеет анализировать рынок. Разработчики не могут делать все 182 пункта бэклога. Нужно сформулировать стратегию, понять, как она соотносится с целями, сделать её связной с позиции пользователя и широкого рынка конкурентов и при этом отвечающей целям бизнеса.
Транспорт сейчас в переходной стадии — я хочу, чтобы аналитики занимались сложными задачами, а погрепать логи продакты могли бы сами. Продакты умеют верстать — например, им по силам сделать лендинг с видео на фоне, поправить на нём какие-нибудь формы. Ещё продакт должен иметь возможность нарисовать прототип в Sketch, собрать его в Invision и протестировать на пользователях.
Я хочу больше прокачивать технически себя и их, установила вот себе Android Studio, хочу попробовать поменять в Транспорте иконки в незаметном месте — в настройках. Я не хочу, чтобы продакты коммитили код, но они должны видеть его и хотя бы примерно понимать, как он работает.
Один из продактов Транспорта проводит очень много пользовательских интервью, и люди ни разу не отказывались с ней поговорить — на улице, в метро, в кафе. Есть у нее такая суперсила. Но не у всех из коробки так работает, подобные скиллы можно прокачивать.
Кроме того, всегда есть продакт, очень сильно погружённый в контекст конкретного релиза Транспорта. Это на случай, если проджект заболеет или уйдёт в отпуск.
Хорошо бы, чтобы у продакта были скиллы проджекта. Проджект у нас занимается процессами в разработке, отвечает за то, чтобы были требования к релизу, чтобы всё было вовремя, ведёт дашборды в Трекере, ставит таски, собирает API от смежников и т. д. Он должен быть супер-коммуникабельным, готовым со всеми договориться, понимать, что кто-то что-то не хочет делать, уметь с ним поговорить об этом, следить за сроками, быть очень ответственным, самодвижущимся, аккуратным. И — не умирать от рутины.
Андрей Гевак, руководитель Яндекс.Музыки и Яндекс.Радио
— Для меня менеджер в широком смысле слова — это тот, кто берёт на себя полную ответственность за какое-то дело. Вот чтобы с самого начала и до самого конца. Как говорит Аркадий Волож, «начать да закончить».
Но на таком сложном пути возникает множество вопросов — у самого менеджера, команды, руководства, инвесторов, пользователей и т. д.
На вопросы «Зачем?» и «Что?» отвечает продакт. Применительно к продукту это самые важные вопросы, особенно первый из них. Причина провала многих стартапов не в том, что какую-то программу не удалось написать или дизайн не дорисовали и закрылись. Дело даже не в отсутствии финансирования. Причина банальная: продукт, который делала команда, просто оказался никому не нужен.
Ещё очень часто продакт — это лидер, который ведёт за собой. Он постоянно пользуется своим продуктом и продуктами конкурентов, знает вдоль и поперёк свою тематику и находится в курсе всех новинок, а также видит — или думает, что видит — ситуацию на несколько лет вперед. И он так верит в своё видение, что ему начинают верить другие.
На вопросы «Как?» и «Когда?» отвечает проджект — человек с более техническим уклоном, который на ты с разработчиками. Он верхнеуровнево понимает детали разработки, может перевести на технический фантазии продакта и найти способ всё-таки воплотить в жизнь идеи, которые, казалось бы, пока не укладываются в рамки текущих технологий. Проджект болеет за сроки, за команду, за атмосферу в команде и за её боевой дух. Он знает, когда нужно быть сильным, а когда нужно отойти в сторону. И наконец, проджект более педантичен и пунктуален.
Совмещать это в одном человеке — можно. Но начинается тяжёлый внутренний диалог, возникают зачатки раздвоения личности. Ты такой придумал что-то из разряда «прямо вау», а потом внутренний голос говорит тебе, что команда устала и в сроки не уложимся.
Михаил Высоковский, руководитель Яндекс.Навигатора
— Это точно две разные роли. Совмещаются ли они в одном человеке — зависит от масштабов. Продакт отвечает на вопрос, что делать и зачем, а проджект — как и когда. Продакт — идеолог продукта, он часто меняет контекст, держит в голове и big picture, и детали — чтобы понимать, как продукт работает в конкретном сценарии.
У него минимум пять областей интересов. Первая область — исследования. Он хорошо умеет тестировать проблему и делать дешёвые прототипы. Один из прототипов Навигатора был в виде бумажки на палке, поверх телефона. Бывало и так, что Навигатор работает, а поверх него вручную переключаются картинки, указатели. Необходимо уметь тестировать идеи на людях, а способы и инструменты всегда разные.
Второе. Продакт живёт не в космосе. Важно мониторить конкурентов. Я считаю, что продуктовый маркетолог и продакт — схожие понятия. Отдельной может быть лишь роль менеджера по маркетинговым коммуникациям, а на все вопросы по классическому маркетингу должен отвечать и продакт тоже. Третье — понимание метрик и аналитики, не просто на уровне DAU с MAU, а в контексте разных показателей жизни сервиса и AB-экспериментов. Продакт готов погрузиться в цифры, сделать выгрузку, поработать с ней. Четвертое — roadmap. Нужно сформулировать, что в таких-то сценариях продукт должен работать так-то, расписать цель, сегменты ЦА, позиционирование, метрики. Пятая роль — роль лидера, который всех вдохновляет, находит с каждым общий язык: и внутри команды, и со стейкхолдерами вокруг.
Не менее классно, если у него есть базовые скиллы в маркетинговых коммуникациях, дизайне, разработке или аналитике.
Цель проджекта — чтобы проект в том виде, в котором его ожидают, сошёлся, и все участники и стейкхолдеры вокруг понимали, когда это произойдёт. Скоуп, который заказал, условно, продакт, должен быть выполнен. Неважно, как вы строите управление проектом: через Waterfall, Agile или иначе. Главное — добиваться цели в оговорённые сроки и создавать единые ожидания у всех.