Много лет назад в одной телевизионной передаче показали то, что сейчас назвали бы социальным экспериментом: пожарные останавливали прохожих и предлагали попробовать потушить импровизированный пожар, тем самым хотели проверить, умеют ли люди пользоваться огнетушителем. Женщины задорно хихикали, зажмуриваясь от вырывающейся из красного баллона струи, мужчины действовали хладнокровно и сосредоточенно, но тут в кадре появился один странный дядечка - и что-то пошло не так. Он был одним из тех людей, которые ходят сцепив ладони за спиной. Кивнув в подтверждение своей готовности, он схватил огнетушитель, перевернув его, ударил оземь, отчего содержимое "засифонило" во все стороны. С видом спасающего мир он начал "поливать" содержимым баллона в том числе и собравшихся посмотреть на происходящее. Казалось бы, сумасшедший. Но нет. Он просто делал так, как его учили. Только было это очень давно…
Многие уже поняли, что мужчина демонстрировал умение пользоваться пенным огнетушителем, которые сняты с производства. Но в МЧС уверяют: у людей действительно до сих пор не стерлись воспоминания о былых инструктажах. И ныне найдутся те, кто еще помнят о необходимости разбить капсулу для образования пены, но, к сожалению, больше тех, кто огнетушитель даже в руках не держал.
МЧС постоянно проводит занятия в школах и трудовых коллективах, но стоило бы вплотную заняться и такой категорией граждан, как автолюбители. Возгорание автомобиля – это явление в наше время не редкое, если не сказать ежедневное. При этом в большинстве случаев люди оказываются бессильны сделать что-то большее, чем просто забрать ценные вещи из салона и ждать помощи извне. И дело не только в том, что они не обучены необходимым действиям, но и в том, что купленные "для техосмотра" огнетушители просто смешны в своем стремлении справиться с огнем. А у многих в машине нет даже таких. Это подтвердило апрельское мероприятие, организованное совместными усилиями ГАИ и МЧС Партизанского района Минска.
Инспекторы останавливали водителей в этот раз с одной целью – проверить наличие и состояние огнетушителя. Стоит отметить, что из десяти остановленных авто они были только в трех, причем в одном из которых, считай, не было.
- Этикетка стерлась, порошок, скорее всего, слежался, - вертит в руках пластиковый корпус сотрудник МЧС. – Почти наверняка он в случае чего не сработает.
Для водителя эта информация не стала откровением.
- Так давайте проверим! – предложил он.
- Если хотите, проверьте сами потом, а сейчас можете пройти и попробовать потушить что-то нашими огнетушителями.
В это время в дальнем краю кармана для автомобилей организаторы "фаер-шоу" поджигали емкость с нефтепродуктами. На выбор участникам акции предлагалось опробовать углекислотный и порошковый огнетушители.
- Для автовладельцев торговая сеть предлагает лишь порошковые, - объясняет сотрудник МЧС. – Но водители их не любят, потому что после их использования нужно делать химчистку салона. Хотя тут, конечно, вопрос в том, что важнее: не испортить обивку или не допустить полного уничтожения автомобиля. Порошок покрывает горящую поверхность и препятствует доступу кислорода, необходимого для горения. Он хорош тем, что проникает в каждую щель. Углекислотный работает на охлаждение поверхности, в результате чего прекращается горение. Но его вы не купите в магазине.
Тем временем инспектор продолжает "поставлять" слушателей лекции из числа тех, у кого огнетушителя не оказалось. Люди признаются, что наличие его в автомобиле не считают лишним, однако ответить, почему у них его нет, затрудняются.
Женщина на Citroёn с гордостью распахнула багажник, открыла боковую нишу и продемонстрировала "свежий" порошковый 2-литровый огнетушитель. Она не только знала, где он лежит, но и рассказала, как им пользоваться.
- У нас муж этим занимается, в смысле, следит за машиной, - уточнила она, и стало понятно, что за сознательной женщиной стоит сознательный мужчина.
Молодой человек на Lexus также подтвердил, что еще не все потеряно: в багажнике его авто лежал увесистый "углекислотник".
- У меня папа инженер, - пояснил происхождение огнетушителя, который "нельзя купить", парень.
Папа-инженер – это хорошо, но на устройствах такого типа обязателен раструб. Остается только догадываться, какие последствия могут быть при использовании ОУ со шлангом, ведь углекислота на выходе практически замораживает не только горящую поверхность…
Водитель старенького Ford уже был готов "пройти на лекцию", но инспектор заметил бензиновую лужу под автомобилем, остановившимся всего пару минут назад. Это вынудило мужчину слить топливо и нарушило планы.
Меж тем огонь в специально приспособленной для этого емкости уже бушевал.
После рассказа о том, что объятый пламенем автомобиль полностью сгорает за 3-6 минут, сотрудники МЧС переходят к повествованию о том, как нужно правильно тушить автомобиль и где хранить огнетушитель.
- В идеале он должен находиться в том месте, куда вы сможете дотянуться рукой, сидя на водительском кресле. Самое подходящее место – под передним пассажирским сиденьем, но при этом огнетушитель должен быть закреплен, чтобы не катался под ногами. Перевозить огнетушитель в багажнике не самая лучшая идея, ведь иногда при пожаре может "замкнуть" багажник – попасть в него не получится.
Чаще всего причиной пожара становится короткое замыкание электропроводки. Или от старости и естественного износа, или от неквалифицированных вмешательств провода могут "коротить", что в один "прекрасный" момент закончится возгоранием. Если дым пошел из-под капота, ни в коем случае нельзя его распахивать – этим вы лишь усилите горение, обеспечив приток воздуха. Нужно приподнять капот и направить под него струю из огнетушителя. Но прежде следует вызвать пожарных. Это самое первое действие, которое можно совместить с процессом извлечения огнетушителя из автомобиля и его подготовкой к работе.
- А как насчет "сбросить клемму"? – интересуемся. – Всегда ли реально это сделать?
- Во многих современных автомобилях сделать это непросто, особенно в тех, у которых аккумулятор находится, например, под сиденьем. К тому же клеммы закреплены и палкой их не сбросить. Поэтому это рекомендация из разряда "по возможности".
- Бывали случаи, когда автомобили, загораясь, начинали самопроизвольное движение…
- Один раз я лично стал свидетелем такой ситуации. Автомобиль остановился, водитель ушел в дом и потом машина поехала без него. Именно поэтому нужно развить привычку пользоваться "ручником".
Меж тем пришло время зажечь, точнее – потушить. Сотрудники МЧС продемонстрировали, что делать с пломбой и чекой, как правильно держать огнетушитель и, конечно, как им пользоваться.
В "теплой дружественной атмосфере" все слушатели справились с заданием, победили огонь, но не выразили уверенности в том, что в реальных условиях смогут не растеряться и все сделать правильно, а главное – эффективно.
- Тот, кто хоть раз видел, как работает стандартный автомобильный огнетушитель, а точнее – насколько его хватает, сильно задумается над тем, покупать ли ему такой, - отмечает один из сотрудников ГАИ. – Если, конечно, приобретение совершается для дела. Другой вопрос, что большой огнетушитель, во-первых, занимает место в автомобиле, во-вторых, стоит соответственно. Не каждый пойдет на такое.
Стоит отметить, что этот небольшой эксперимент, конечно, не претендует ни на что, однако его итоги красноречивы: 2 из 10 имеющих в авто нормальный огнетушитель – это, согласитесь, немного.
Вероятно, ситуация могла бы улучшиться, если бы учения по тому же тушению горящего автомобиля стали если не обязательными, то хотя бы доступными. События, приближенные к реальным, способны многое дать понять и переосмыслить. Положительный результат дала бы и невысокая стоимость средств для тушения. Сейчас пойти и отдать 25-40 рублей за нормальный огнетушитель способен далеко не каждый. Да и тот факт, что через пару лет его придется перезаряжать (опять же не бесплатно) тоже не радует. Кстати, бесплатная перезарядка могла бы решить дилемму "кто мне откупит огнетушитель?!". Но увы и отнюдь: пока безопасность стоит денег, ждать от людей "правильности" не приходится.
Елена ШЕМЕТ
Фото автора
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber