Найти тему
Основной аэродром

Забытые аэростаты доктора Данилевского

Оглавление

В конце XIX века, когда фон Цеппелин только начинал свои исследования в области дирижаблестроения, а Альберто Сантос-Дюмон ещё не построил свой первый управляемый воздушный шар, доктор медицины из Харькова Константин Данилевский патентует уникальную конструкцию воздушного судна. Впервые в мире летающий аппарат приводился в движение мускульной силой человека! Пусть вас не удивляет, что Данилевский не был авиатором по образованию. Не существовало тогда ещё такого образования и воздухоплаванием занимались энтузиасты, зачастую имевшие научное образование совсем в других сферах.

Приват-доцент Харьковского университета Константин Яковлевич Данилевский. Харьков, 1906 год. Фото: unbelievable.su
Приват-доцент Харьковского университета Константин Яковлевич Данилевский. Харьков, 1906 год. Фото: unbelievable.su

Впервые о постройке летающих снарядов, способных поднять человека в воздух, Константин Данилевский задумался ещё будучи студентом. По его замыслу аэростаты должны быть комбинированной конструкции («микст»). Существовавшие тогда воздушные шары не позволяли выполнять управляемые полёты, кроме как путём выбрасывания балласта и выпуска газа из баллонета. Аппараты типа «микст», в отличие от классической схемы, обеспечивали подъёмную силу не полностью. Разницу в несколько килограммов должен был компенсировать сам авиатор за счёт своей мускульной силы. Кроме того, такие аэростаты могли осуществлять маневрирование в горизонтальной плоскости и неподвижно зависать в воздухе за счёт использования специальных управляющих крыльев.

Через 15 лет после окончания университета молодой доктор решил вернуться к своей студенческой мечте. Была построена успешно летавшая модель. По словам изобретателя — «Она послушно летела по всем направлениям, её видели многие лица». Но желающих поддержать рискованный проект не нашлось. Тем не менее 4 января 1894 года Константин Данилевский заявил о получении патента на своё изобретение — «ковёр-самолёт».

«Ковёр-самолёт» Константина Данилевского. Фото: Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов под редакцией В.А.Попова
«Ковёр-самолёт» Константина Данилевского. Фото: Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов под редакцией В.А.Попова

В период с 1897 по 1900 год доктор Данилевский построил 4 аэростата. Благодаря скрупулёзности изобретателя, который вёл журнал лётных испытаний, мы можем узнать, что всего за эти годы было выполнено 200 успешных полётов. Слово «успешных» здесь употреблено без преувеличения. В отличие от своих иностранных и российских коллег, у Константина Данилевского число безаварийных посадок равнялось числу взлётов! Результатом этих исследований стала книга «Управляемый летательный снаряд», изданная в 1900 году. В ней Данилевский подводил итоги своей работы и подробно описывал конструкцию своих аэростатов.

Обложка книги Константина Данилевского «Управляемый летательный снаряд». Фото: Public domain
Обложка книги Константина Данилевского «Управляемый летательный снаряд». Фото: Public domain

Аэростат Данилевского №1 «Эмбрион»

«Эмбрион». Фото: книга «Управляемый летательный снаряд», Константин Данилевский
«Эмбрион». Фото: книга «Управляемый летательный снаряд», Константин Данилевский

Был построен в 1897 году. Визуально был похож на большой конверт длиной 11 метров и диаметром 3,6 метра. Через баллон было перекинуто «одеяло», к которому на тросах крепилась корзина на 1 человека. К корзине прикреплялся маховый механизм, который позволял авиатору размахивать крыльями вверх-вниз с помощью силы собственных рук. 8 октября 1897 года «Эмбрион» поднялся в свой первый полёт. В корзине сидел молодой механик Пётр Косяков. Всего было выполнено 25 полётов. Эта конструкция легла в основу патентной заявки Данилевского.

«Летающий снаряд» с крыльями и цилиндрическим баллоном. Патентный рисунок. Фото: книга «Управляемый летательный снаряд», Константин Данилевский
«Летающий снаряд» с крыльями и цилиндрическим баллоном. Патентный рисунок. Фото: книга «Управляемый летательный снаряд», Константин Данилевский

Аэростат Данилевского №2 «Андрей Пильстрем»

«Андрей Пильстрем». Харьковская губерния, село Рогань, 1898 год. Фото: Public domain
«Андрей Пильстрем». Харьковская губерния, село Рогань, 1898 год. Фото: Public domain

18 июня 1898 года в воздух поднялся новый аэростат Данилевского. Его постройка стала возможна благодаря поддержке харьковского мецената Андреея Андреевича Пильстрема. Благодарный конструктор назвал этот «летающий снаряд» в его честь. «Андрей Пильстрем» был больше «Эмбриона» — 13 метров в длину, 4,4 метра в диаметре, но при этом был легче. Сказалось использование алюминиевых трубок и сетки вместо «одеяла». Также изменилась конструкция управляющих крыльев и махового механизма — теперь он приводился в движение с помощью педалей. Этот аэростат стал «рабочей лошадкой» для обкатки идей изобретателя — на нём было выполнено 150 полётов.

Аэростат Данилевского №3 «Оричка»

«Оричка». Харьковская губерния, село Рогань, 1898 год. Фото: Public domain
«Оричка». Харьковская губерния, село Рогань, 1898 год. Фото: Public domain

Об этом аэростате известно мало. «Оричка» представляла собой аналог «Андрея Пильстрема» с баллоном увеличенного объёма. Точно известно, что полёты выполнялись всего лишь 2 дня — 5-6 августа 1898 года. Сам Константин Данилевский в своей книге не уделяет этому проекту внимания. Можно предположить, что это была быстро построенная экспериментальная модель для проверки расчётов.

Аэростат Данилевского №4

Аэростат Данилевского №4. Фото: книга "La Navigation Aérienne-Histoire documentaire et anecdotique"
Аэростат Данилевского №4. Фото: книга "La Navigation Aérienne-Histoire documentaire et anecdotique"

Анализируя результаты предыдущих конструкций, изобретатель пришёл к выводу, что маховая система с использованием крыльев неэффективна. Много энергии тратилось впустую, не обеспечивая достаточную скорость набора высоты и горизонтального полёта. Новый аэростат сильно отличался от предыдущих. На смену горизонтальному баллону пришёл вертикальный 16,7 метров высотой и 4 метра диаметром. Место крыльев занял механизм, очень похожий на лопастный механизм водного прогулочного катамарана. Управляющие поверхности были сделаны по типу современных жалюзи. С сентября по октябрь 1899 года было выполнено 40 полётов.

Несмотря на то, что аэростаты Константина Данилевского успешно летали и результаты исследований были высоко оценены его современниками, дальнейшего развития проекты не получили. Начинался XX век и ставало всё очевиднее, что будущее за дирижаблями жёсткой конструкции с двигателями внутреннего сгорания и аэропланами. Сказалось и отсутствие финансирования. Сегодня история аэростатов доктора Данилевского, к сожалению, не очень известна широким массам. Надеюсь, что я смог немного исправить это положение дел.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com
Читайте также: Aérochir — первый в истории летающий госпиталь