С началом Великой Отечественной войны «Закон о ленд-лизе», который был принят в США еще весной 1941 года и по которому сырье, вооружение и продовольствие получали несколько десятков стран антигитлеровской коалиции, стал действовать и в отношении Советского Союза. Осенью 1941 года первый транспорт с американским вооружением стали прибывать в Архангельск, Мурманск и Северодвинск.
Среди множества автомобилей, присланных по проекту взаимопомощи из США, особое место занимает легковой автомобиль «Виллис» и его различные модификации, в том числе автомобиль-амфибия «Форд-GPA», поступивший в Советскую Армию в 1944 году.
По мере продвижения советских войск на запад встала проблема форсирования крупными войсковыми соединениями мощных водных преград. Оснащенность войск мобильной техникой для переправ была крайне низкой. Отчасти решить проблему удалось с помощью шестиместной амфибии Ford-GPA, поставленной по соглашению из Соединенных Штатов.
Технические характеристики
Автомобиль был разработан на фирме «Мармон—Херрингтон» на базе Ford GPW Dodge WC-51.
В техническом задании на проектирование указывалась способность автомобиля транспортировать личный состав в море с корабля на берег при десантировании, а также возможность форсирования небольших водоемов при наземных операциях.
Узлы и агрегаты амфибии скомпоновали в легком сварном гидроизолированном корпусе. В дополнение к обычному управлению прибавились системы управления движением по воде: гребной винт, руль, водоотливной насос и прочее.
Масса машины составляла чуть более 1500 кг, грузоподъемность — 375 кг, мощность двигателя — 44 кВт. Имея длину 4,6 м, ширину 1,6 м и высоту 1,8 м, амфибия развивала скорость на суше 90 км/час, на воде — около 9 км/час.
Производство и эксплуатация
Контракт на производство амфибий в 1942 году получила компания «Форд».
Отзывы об автомобиле даже на испытаниях были не самые лестные. На земле машина была слишком тяжела в управлении, при движении по воде через низкий борт воду захлестывало внутрь. Малейшее волнение на море могло привести к затоплению машины вместе с десантом. В кабине водителя было слишком много рычагов управления.
Все эти недоработки привели к прекращению производства GPA в 1943 году. Предприятие успело, однако, выпустить более 12 тысяч автомобилей.
Некоторое количество машин использовалось в Алжире, Северной Франции и Нидерландах.
Поставки в Советский Союз
Значительная часть машин была отправлена по договорным обязательствам в Советский Союз. После проведенных испытаний автомобиль вызвал большой интерес у специалистов автобронетанкового управления СССР.
Советские войска, вступившие в Европу, с ее развитой сетью качественных автомобильных дорог, отсутствием какой-либо волны при форсировании рек и озер делало амфибию GPA отличным средством для передвижения советских войск, тем более, что советская армия к этому времени вообще не располагала парком амфибий для преодоления водных преград.
Всего было изготовлено более 12 тысяч машин, из них поставлено в СССР — более 3 тысяч штук.
После войны
В соответствии с соглашениями между странами всю оставшуюся технику по окончании войны нужно было передать обратно в США. В Советском Союзе этого делать не стали, списав ее на боевые потери.
Удачно зарекомендовав себя в боевой обстановке, автомобиль стал базовым при производстве советских амфибий. В 1952 году Горьковский автозавод стал серийно выпускать ГАЗ-46 МАВ на шасси ГАЗ-69. Причем не ГАЗ-67, а именно 69-я модель рассматривалась конструкторами еще на стадии разработки как база для отечественной амфибии. Мотор также был отечественный, от ГАЗ-М-20. Но компоновка и система управления была скопирована с GPA — одна из фордовских амфибий попала на завод в 1944 году.
Первая советская амфибия серийно выпускалась до 1958 года. С перемещением производства военного джипа ГАЗ-69 в Ульяновск, и в связи с отсутствием на новом заводе производственных мощностей, выпуск ГАЗ-46 был прекращен. В серию пошли амфибии нового поколения.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!