Найти тему

Реплика о композиции 2.

Композиционные средства всегда предполагают идею! Формальное использование приемов композиции большинством фотографов, дает эффект "легкого причесывания" - не внятный визуальный текст. Композиционные средства осмысленно должны работать на идею, так же , как свет рабоет на выявление формы, фактуры, тональности, цвета, перспективы и т. д. В системе начального обучения фотографов есть серьезная ошибка: когда во главу угла ставят формально свет - его схемы освещения и эффекты.

И для этого есть основания. Фотография - светопись . Свет - кисть фотографа. Обучающимся прелагается разобрать и освоить различные схемы освещения... Но с помощью света фотограф должен выявлять нужные ему формы, объемы, тональности, цвет, работающие на идею и замысел. Вывод - во главе угла у фотографа должна быть идея. Когда фотограф просто фиксирует окружающую его жизнь и "причесывает кадр" - резкостью, ракурсом, крупностью (начальная ступень композиции) то и получает банальный результат, доступный сегодня школьнику.

Времена технического успеха получения изображения прошли с приходом цифровой технологии. Ярким перекосом понимания света, как главного - является направление фэшн-фотографии у большинства ее приверженцев, исключая малочисленных мэтров.

"Снимайте только то, что может представлять интерес. Помните, что основная задача любой фотогрвфии - сообщить зрителю нечто новое..." Отличный совет для фотожурналистики и всей армады фотографов-любителей. Прежде чем взяться за написание этой заметки о роли композиции в создании образа, я просмотрел где-то 30 материалов в интернете - "Зачем нужно знать композицию?" Статей много (свыше ста). Рекомендуют в первую очередь использование "правила золотого сечения" , пишут грамотно, иллюстрируют интересно. Захотелось внести "свою ложку дегтя в бочку меда" .

Сегодня образ визуального текста создается с помощью компановки ( про нее почти не пишут в фотографической литературе) и изобразительно-выразительных средств. Компановка- это все объекты + окружающее пространство, оказавшиеся на плоскости вашего кадра. Искусством живописи в Европе длительное время считалось - процесс компановки. Свойство предметов сохранять свое смысловое значение в этом процессе - важнейшее. Нахождение объектов рядом создают смыслы, возникает взаимодействие их. Понимание главного объекта относится к компановке.

Полученный смысл, в результате компановки, окрашивается использованием изобразительно-выразительных средств - эмоционально, психологически, энергетически. Изобразительно-выразительные средства включают в себя: форму, цвет, тональность, линейные построения, пропорциональные отношения, расположения на плоскости и т. д.

Совет - при компановке рекомендуется - "по детски" наделять объекты свойствами героев. персонажей, иметь к ним собственное отношение ( плохой, грязный, умница, хулиган) и т.д.

Виктор Хмель - преподаватель композиции https://www.newphotoschool.com/