Отсутствие стартового капитала останавливает 9 из 10 начинающих бизнесменов на пути к мечте. Мы собрали истории людей, которые начинали с минимальных вложений или вообще без них, и выявили пять шагов к открытию собственного дела.
Шаг 1: Определите, в чем вы эксперт?
Для открытия собственного дела не нужен офис, дорогостоящее оборудование и штат сотрудников. На старте достаточно желания развиваться и вдохновляющей идеи.
Чтобы понять, в чем именно вы являетесь экспертом, прислушайтесь к себе. Если вы взахлеб рассказываете о чем-то часами, делитесь знаниями с окружающими и посвящаете этому все свободное время, — вы на верном пути. Это доказывает личный опыт предпринимателей в разных сферах бизнеса.
№1. Хэнд-мейд
«Мы начали с производства вязаных носков ручной работы. Это требовало минимальных затрат, так как я сама вязала, развозила заказы и вела Инстаграм — основная часть заказов до сих пор приходит отсюда.
За полгода наш оборот составил 350 000 рублей. Вкладываться на начальных этапах нужно было в закупку материалов. Сейчас запустили новый продукт — мягкие пледы из 100% шерсти. В отличие от начальных этапов работы, это открывает новые перспективы и позволяет выйти на другой уровень монетизации собственного бизнеса», — Дарья Пакштаева, основатель бренда вязаных пледов Knit Need.
«Еще совсем маленькой девочкой я с увлечением перебирала мамины бусы и броши, пыталась складывать из них новые украшения. В школе я “заболела” камнями, мое внимание было посвящено агату, кораллу и малахиту.
Раз за разом, практикуясь в сочетании различных материалов, изучая альбомы по истории искусства разных эпох и улучшая эргономику своих украшений, я поняла, что в моих творениях есть изюминка. Последние сомнения рассеялись, когда удалось продать несколько первых колье и брошей», — Анастасия Воробьева, директор бренда Anastasia_biju.
«Два года назад коллеги подарили сертификат на мастер-класс по изготовлению кожаной сумки. Так и началась моя любовь. Позже я прошла курсы по дизайну и изготовлению аксессуаров, а тяга к работе с кожей усилилась многократно.
Первоначальный капитал — 60 000 рублей на покупку машинки. Плюс, так как мы с мужем живем в однокомнатной квартире и машинку попросту некуда ставить, я арендовала помещение под мастерскую. Первые три покупки были сделаны в марте 2016 года подружками и знакомыми. Изделия стоили от 3000 до 3500 рублей. Оборот за первый год составил 500 000 рублей.
Изначально была мысль делать только дорожные кожаные сумки, но мы пошли дальше: выпускаем небольшую линейку женских и мужских повседневных аксессуаров.
Бизнес находится на стадии развития, я еще не бросила свою основную работу и стараюсь совмещать. Кроме того, мне помогает помощник», — Ирина Рассадникова, основатель IRIKA.
№2. Творчество
«Ровно год назад я услышал, как моя песня 2007 года “Удобнее” тиражируется в Интернете в связи с событием международного масштаба — встречей Папы Римского и патриарха Кирилла в Гаване. Оставленный мной в 2008 году творческий путь обрел новое направление, моя песня призвала меня к рестарту как автора и исполнителя.
Я начал запись нового альбома с апреля 2016-го. К осени были готовы 3 трека, которые можно было продвигать как анонс будущего альбома. Я понял, что трудно быть услышанным большей частью публики, и все силы бросил на самопродвижение.
Сейчас я начал выступать, выпустил альбом на легендарном питерском лейбле и готовлю практический курс для незаурядных талантов — независимых проектов и исполнителей.
Начальный капитал для этого курса — время, которое уходит на аналитику, на построение уникальной концепции и на упаковку продукта. Тестирую на друзьях и знакомых. Деньги вкладываю только в свое собственное образование — курс, который сейчас прохожу, стоил 27 000 рублей. Пожалуй, это все финансовые вложения.
В моем обучающем курсе важен личный опыт продвижения проекта при минимальных затратах. Планируемый средний чек от продаж пилотной версии — 15 000 рублей», — Сергей Ставроград, автор-исполнитель, группа СТАВРОГРАД.
№3. Хобби
«Владимир — владелец проката байдарок и снаряжения, турист с 17-летним стажем. Из своего увлечения он построил перспективный бизнес, который приносит прибыль.
К 2017 году его прокат водного снаряжения превратился в преуспевающую компанию, которая участвует в специализированных выставках и сотрудничает с крупными производителями.
Все начиналось с одной байдарки и переросло в семейный бизнес. Стартовый капитал — чуть более 50 000 рублей, первая аренда — 2500 рублей, оборот в сезон — около 100 000 рублей», — Валерия Камилова, маркетолог Next2U.
№4. Услуги и консалтинг
«После выпуска с юридического я полгода работала помощником адвоката. А потом организовала свою компанию. Из вложений мне требовалось ежемесячно 10 000 рублей на оплату офиса — стартовый капитал.
Первое время клиентов не было. Я бесплатно консультировала на региональных интернет-порталах. Постепенно набрала клиентскую базу и смогла давать рекламу в СМИ. Первая продажа — консультация стоимостью 500 рублей. Вторая — регистрация двух ООО за 7000 рублей. За первый год работы оборот составил 300 000 рублей.
Сейчас у меня 10-летний опыт работы, я продолжаю развиваться в сфере правовой защиты бизнеса и недавно начала вести блог в Инстаграм, где рассказываю о праве доступным языком», — Екатерина Егорова, юрист «Максима Групп».
Шаг 2: Работайте над личным брендом
Персональный бренд — это то, что окружающие говорят о вас, когда вы выходите из комнаты. Чтобы выстроить персональный бренд, стоит помнить о важных правилах:
Не скупитесь на полезную информацию
Так вы заинтересуете большее количество потенциальных покупателей вашего продукта или услуги. Во франчайзинге яркий персонаж — бизнесмен Федор Овчинников. Благодаря блогу, он построил настоящую империю: желающих купить франшизу пиццерии — огромное количество.
Создавайте истории — они увлекают
При построении персонального бренда это может сыграть вам на руку. Людей увлекает все, что связано с личными переживаниями. Создательница проекта для бизнесменов Websarafan Таисия Кудашкина откровенно рассказывает об удачах и провальных проектах на личной странице в Фэйсбук. А также делится совершенно бесплатно полезными советами по развитию бизнеса.
Получайте удовольствие
Если вы не горите идеями, о которых говорите, вы никому не будете интересны. Отличный пример построения личного бренда в узкой нише — Алексей Земсков. Он рассказывает на канале Ютуб о том, как сделать ремонт своими руками и как проконтролировать рабочих. На рынке — тысячи ремонтных компаний и бригад, и все бьются за клиентов, а к Алексею записываются в очередь и ждут минимум 2 месяца.
Эксперты в области личного брендинга рекомендуют начать с пяти важных аспектов:
- упаковка — ваш внешний вид,
- маркетинг — сайт, соцсети, блог,
- экспертное развитие — участие в мастер-классах, семинарах,
Что еще важно для личного бренда и где взять пример хорошего бизнес-плана бесплатно, читайте в блоге Franchbook.