На рубеже 1960-70-х годов в Ростове действовала дерзкая банда налётчиков. Их операции были столь тщательно спланированы, что одна из версий возлагала ответственность за преступления на группу иностранных диверсантов. Бандиты всегда «работали» в капроновых масках из женских чулок, за что их прозвали «Фантомасами» – по имени антигероя популярной французской кинотрилогии.
Криминальная карьера
7 октября 1968 года в отделение милиции прибежал взволнованный человек. Представившись Дзероном Арутюновым, он рассказал, как некоторое время назад его «Волгу» остановили неизвестные и попросили подбросить. Он согласился – и уже через два квартала в бок автолюбителю уткнулся пистолет. Арутюнов, однако, не растерялся, резко крутанул руль вправо, поведя машину юзом, распахнул дверь и выскочил из салона. Зовя на помощь, Дзерон со всех ног пустился наутёк, быстро скрывшись за углом.
Милиционеры было бросились на поиски преступников – но тут в участке раздался звонок. Звонивший рассказал, что он с друзьями неудачно пошутил над Арутюновым с помощью водяного пистолета, извинился и указал, где найти «Волгу». В милиции посчитали инцидент исчерпанным – подумаешь, мелкое хулиганство. Но стражи порядка не знали одного: на самом деле машину планировали использовать для вооруженного налёта. И хотя первый блин вышел комом, новоиспечённая банда «Фантомасов» не собиралась отказываться от своих планов.
22 октября 1968 года из поселка Мирный пришло сообщение о нападении на магазин №46. Выехавшие на место преступления сотрудники МВД по показаниям свидетелей восстановили общую картину.
Вечером к магазину подъехал автомобиль, из которого вышли трое. На их головах были чёрные капроновые маски, в руках – странного вида оружие. Открыв беспорядочную стрельбу по стенам и потолку, бандиты заставили покупателей разбежаться. Один из них остался сторожить двери, в то время как двое других направились к кассе. Под прицелом стволов работники магазина выложили на столы наличность. Собрав её в мешок, налётчики двинулись к выходу.
Путь им преградил случайный прохожий, Гурий Сергеевич Чумаков. Ветеран Великой Отечественной войны, увидев, что в сельском магазине орудуют грабители, в одиночку попытался их задержать, вооружившись лишь куском трубы. Внезапный напор сельчанина заставил двоих бандитов растеряться, но третий расстрелял отважного человека в упор.
Это было первое удачное нападение банды – но не последнее. До конца 1968 года было совершено еще четыре преступления, самым дерзким из которых стало нападение на инкассатора прямо у отделения Госбанка. Анализируя действия налётчиков, милиционеры пришли к выводу, что «Фантомасы» заранее выбирают «мишени» и некоторое время наблюдают за ними – уж слишком чётко и без лишней суеты действовали бандиты.
Лишь один раз план дал осечку: при попытке ограбления Химзавода имени Октябрьской революции. Операция была тщательно распланирована, к ней грабители готовились серьёзней, чем ко всем остальным. Не учли только, что рабочие могут дать отпор. Началось всё с того, что охранник, который нёс деньги, достал служебный револьвер и, отстреливаясь, стал отступать к заводским корпусам. Ехавшему с ним в одной машине водителю, получившему ранение, почти удалось забрать у одного из преступников оружие, когда тот полез в кабину автомобиля. На звуки выстрелов из цехов стали выбегать рабочие, вооруженные кто чем. После того как выстрелом охранника один из нападавших был ранен, «Фантомасы» решили ретироваться.
После этого наступило полуторагодовое затишье. Лишь зализав раны, банда вернулась к своему «промыслу», напав в августе 1971 года на строительную организацию УНР-112. С 1971 по 1973 год было совершено в общей сложности 10 удачных налётов, один человек убит, девять – ранены. Общая сумма награбленного превысила 150 тысяч рублей. Милиция, сбиваясь с ног, гонялась за налётчиками, но они казались неуловимы. Бандиты и сами уверовали в свою безнаказанность. И, как это часто бывает, возгордившись, потерпели фиаско.
Крах «фантомасов»
Последним «делом» преступников стало нападение на проектный институт «Южгипроводхоз», кассир которого, по прикидкам «Фантомасов», в день выдачи зарплаты должен был привезти из банка примерно 250-280 тысяч рублей. Это был куш, ради которого стоило рискнуть, ведь в случае удачи банда получала больше денег, чем за все предыдущие годы.
Налётчики несколько раз под разными предлогами посещали здание института, запоминая его планировку, расписание работы сотрудников, выискивали укромные уголки, где можно было спрятаться, пути отступления. Наконец, 7 июня 1973 года двое бандитов вошли в здание, сразу направившись на второй этаж, где стали поджидать кассира. Третий дежурил на грузовом мотороллере неподалеку от «Южгипро-водхоза» – он должен был эвакуировать подельников с деньгами. Отдельно ото всех прибыл главарь. Он был в резерве, готовый прикрыть отступление злоумышленников.
Но в тот день у преступников всё пошло наперекосяк. Несмотря на то что два поджидавших кассира мужчины смогли вырвать у него сумку с деньгами, им пришлось спускаться на первый этаж в сопровождении кричавших и возмущавшихся людей, ставших свидетелями ограбления. На крики с улицы забежал грузчик соседнего «Гастронома», Владимир Мартовицкий, решивший помочь незнакомым людям. Он кинулся со спины на одного из двух бандитов, попытавшись вырвать оружие, – и поплатился за это жизнью. Лидер группы, страховавший напарников внизу, расстрелял парня.
Звуки выстрелов не только распугали сотрудников института, но и привлекли внимание дежурившего неподалёку двадцатиоднолетнего сержанта милиции Алексея Русова. Прибежав на место преступления, он увидел троих вооруженных людей, бежавших прочь от «Южгипроводхоза». После предупредительного выстрела Русов открыл огонь на поражение, ранив двоих грабителей.
Испугавшись отважного милиционера, оставшийся из «Фантомасов» решил не дожидаться своих подельников и, сорвавшись с места, покинул место происшествия на мотороллере. На выручку раненым пришел главарь. Подбежав к припаркованному у тротуара «москвичу», он выкинул его владельца из салона и, подхватив сообщников, попытался скрыться.
На помощь Алексею Русову пришли случайно оказавшиеся неподалёку замполит Противопожарного управления Салютин и его водитель Дорошенко. Посадив сержанта к себе в автомобиль, они бросились в погоню за преступниками. Вскоре к облаве присоединились и новые сотрудники милиции: перед тем, как броситься за бандитами, Русов попросил сообщить о происходящем в ближайшее отделение. Словно в кино, стражи порядка на служебных машинах, ревя сиренами, мчались за «москвичом», на ходу перестреливаясь с преступниками.
В итоге «Фантомасов» зажали в угол и принудили сдаться. Один из них истекал кровью, другой уже мёртвым лежал на рюкзаке с деньгами. На следующий день задержали последнего, сбежавшего на мотороллере, злоумышленника. Длившимся несколько лет нападениям был положен конец.
Под капроновыми масками
Всего по делу банды «Фантомасов» в 1974 году было осуждено 11 человек. Большинство из них играли роль наводчиков, предоставляли транспортные средства – их приговорили к разным тюремным срокам. Расстрел заслужили лишь главные организаторы: братья Вячеслав и Владимир Толстопятовы и Владимир Горшков.
Главарём и мозговым центром «Фантомасов» был Вячеслав. Наделённый выдающимися конструкторскими и художественными способностями, он при другом раскладе мог стать известным и уважаемым человеком, приносить пользу обществу... Вячеслав родился в 1940 году под Брянском в семье милиционера. В самом начале Великой Отечественной войны отец погиб, семья, лишившись почти всего имущества, отправилась в эвакуацию в Ростов-на-Дону, да так и осталась там жить.
Старший брат Владимир, 1924 года рождения, вернувшись с фронта, устроился на работу, но денег едва хватало, чтобы кормить оставшуюся без отца семью. Нищета привела к тому, что Вячеслав нашел своим незаурядным талантам криминальное применение: в возрасте 15 лет за четыре часа кропотливой работы он нарисовал свою первую фальшивую купюру. Пять лет он покупал на фальшивки продукты и одежду для родни, пока в 1960 году парня не схватили, приговорив к 4 годам тюремного заключения.
Как часто бывает, за решёткой он не исправился, а, сдружившись в неволе с Сергеем Самасюком, отбывавшим наказание за хулиганство, стал задумываться о создании банды. Впоследствии Самасюк будет одним из основных боевиков «Фантомасов», именно его застрелит при задержании сержант Русов.
Выйдя из тюрьмы, Толстопятов увлекает своей идеей старшего брата, который предоставил злоумышленникам помещение, где они организовали своеобразный штаб и мастерскую. Вместо похищения оружия, что могло привлечь внимание правоохранителей раньше времени, Вячеслав решил создать его своими руками.
Уже в тюрьме он начертил схемы автомата и пистолета, придумал, как изготавливать самодельные гранаты. Почти все детали братья, владевшие слесарным ремеслом, вытачивали сами, лишь некоторые заказывали знакомым рабочим ростовских заводов. Так были изготовлены четыре малокалиберных семизарядных пистолета, три пистолета-пулемёта, гранаты. Вершиной конструкторской мысли Толстопятова был автомат, стреляющий самодельными бронебойными патронами. Впоследствии баллистики, изучавшие оружие, писали:
«кинетическая энергия созданного Вячеславом Толстопятовым гладкоствольного автомата превышает кинетическую энергию пули обычного оружия в 4,5 раза».
После того как в дело удалось вовлечь четвёртого участника – Владимира Горшкова, которого братья знали с самого детства, – банда была готова. Но ещё целых четыре года будущие «Фантомасы» тренировались, готовясь к налётам, разрабатывали планы.
Решено было остановиться на двух стандартных вариантах. Первый заключался в следующем: один из членов группы останавливает машину и называет адрес, где его ждут остальные. Когда машина подъезжает на место, злоумышленники нейтрализуют водителя, связывают и запихивают в багажник. После этого все едут к объекту нападения. Нападают Самасюк и Горшков, Толстопятовы остаются в автомобиле. Захватывают деньги и на большой скорости скрываются, бросая транспорт в неприметном месте.
Второй вариант был проще. Трое из них вместе нападают на объект, захватывают деньги и отрываются от погони на автомобиле инкассаторов. На месте под видом случайного зеваки остаётся Толстопятов-старший, который должен был наблюдать за обстановкой, действиями милиции, показаниями свидетелей. В конце любой операции мужчины собирались у себя в штабе и анализировали результаты вылазки, работая над ошибками.
Тщательная проработка всех аспектов преступлений превратила «Фантомасов» в одну из самых успешных банд Советского Союза. Несмотря на то что грабежи происходили буквально средь бела дня, улик бандиты оставляли мало. И даже когда нападение проваливалось, преступники умудрялись избежать поимки благодаря заранее проработанным планам отхода. Как потом выяснилось, бандиты следили за сотрудниками милиции, зная в лицо большую часть оперативных работников, что позволяло избегать столкновения с ними.
Осечки начались позднее, когда лёгкие деньги начали кружить бандитам голову. Кроме четверых изначальных подельников соучастники Вячеслава Толстопятова стали вовлекать в «дело» своих знакомых, подчас сомнительной надёжности – чего стоит один только Черненко, удравший на мотороллере с последнего места преступления без своих дружков. Началось пьянство, недоверие друг к другу. Словно предчувствуя конец, Валерий тайком от остальных написал в милицию анонимное послание, в котором намекал на подходящие условия явки с повинной. Однако тогда о бандитах в милицию писали многие, и следователи не придали значения ещё одной записке.
Преступная деятельность ростовских «Фантомасов» взбудоражила советскую милицию. До тех пор сотрудники МВД не сталкивались со столь хорошо подготовленными технически и тактически преступниками. Партийные бонзы даже горделиво заявляли по этому поводу, что «гангстеризм» – явление западное, советской стране не известное. И тут в Ростове появляется банда, способная утереть нос самым матёрым чикагским налётчикам... Во многом благодаря необходимости борьбы с бандой Толстопятовых ускорился процесс оснащения советских милиционеров мобильной радиосвязью, в структуре МВД появились группы захвата и передвижные мобильные группы.
Но всё это могло оказаться бесполезным, если б не феноменальная самоотверженность простых людей, не боявшихся бросаться под бандитские пули: погибших Чумакова и Мартовицкого, рабочих Химзавода имени Октябрьской революции и других. Если б не они, кто знает, как долго могла продолжаться криминальная карьера «Фантомасов».
А отважного милиционера Алексея Русова, сыгравшего решающую роль в поимке преступников, представили министру внутренних дел Щёлокову, наградили орденом Красного Знамени, присвоили внеочередное звание лейтенанта милиции. Сегодня его именем названа одна из улиц в Ростове.
Владимир Ледовской
Поддержите канал – подписывайтесь и не забывайте ставить лайк!