Начало войны застало Стеллу и Василия в Ленинграде. Стояли теплые летние дни, но в городе воздух уже был пропитан тревогой. Доставлялись повестки, организовывались отряды для рытья окопов на подступах к городу, эвакуировались дети.
Не дожидаясь повестки, Василий, как и многие жители Ленинграда, пошел записываться добровольцем. Но толкового парня отправили в военное училище.
Стелла копала окопы, потом устроилась работать на завод. Она очень переживала за мать, хотела или уехать к ней или забрать к себе, но не успела.
Теплым сентябрьским днем кольцо сомкнулось.
Прекратили приходить письма от уже отправленного на фронт Василия, не было никаких известий от матери.
Вслед за непривычно жарким летом грянула суровая зима. Перестало работать электричество, водопровод, канализация.
Чтобы не тратить силы, Стелла оставалась ночевать на заводе. Работницы заваривали чай из еловых и сосновых веток, пили с хлебом.
Как-то она все же решила дойти до общежития, взять смену вещей, но вместо дома обнаружила груду развалин. В него попала авиабомба. Пришлось возвращаться на завод.
Постепенно от тяжелой работы и постоянного недоедания силы покидали Стеллу. В глазах мутнело. Ей хотелось выйти прямо под бомбежку, лечь на снег и умереть, чтобы прекратить свои страдания от голода и холода.
Ближе к весне 1942 года ослабевшую Стеллу эвакуировали. Едва живые люди ехали сначала по железной дороге, потом по льду Ладожского озера.
В те дни эту дорогу называли "Дорога смерти", и она вполне оправдывала такое название. Машины ехали под бомбежкой вражеской авиации, лед трещал, темнели опасные полыньи. Многие окончили свои дни на дне под темными водами сурового озера.
В итоге Стелла оказалась в Южном Казахстане. Гостеприимные местные жители уступали эвакуированным свои дома, приносили хлеб, молоко, арбузы и дыни, учили топить плиты сушеными навозными лепехами.
Там Стелла и осталась до конца войны. А потом вернулась в Ленинград, устроилась на работу, продолжила учебу на вечернем отделении сначала школы, потом института.
Исполнилась мечта мамы об образовании и городской жизни для дочки, только некому было радоваться и гордиться: Вера Ивановна не пережила войну, погибла во время оккупации. Да и от родной деревни Стеллы остались одни головешки и почерневшие печные трубы.
Стелла все еще надеялась снова встретить Василия. Но с каждым годом, проходящим с их последней встречи, надежды таяли. Даже если парень и остался жив, кто может сказать, что он помнит ее, свою первую довоенную любовь.
На работе Стелла сдружилась с мужчиной заметно старше себя, прошедшим всю войну и потерявшим во время блокады свою прежнюю семью. Они много общались, делились горестями и планами на мирное будущее. И неожиданно Андрей Юрьевич предложил ей выйти за него замуж.
Стелла растерялась, она не чувствовала любви к этому человеку и собиралась отказаться. Но подруги замахали на нее руками: "Да ты что! Не то время, чтобы женихов перебирать. Радуйся, что хорошего человека повезло встретить!"
Стелла согласилась и не пожалела. Андрей Юрьевич оказался действительно хорошим и заботливым мужем. Девушка родила сына и наконец обрела настоящую семью.
А Василий не погиб и не забыл Стеллу...
Спасибо за лайки и подписку!