Дождалась выхода и читаю «Человека без содержания» Джорджо Агамбена. И вот не надо морщиться, современная философия очень даже существует и иногда так доставляет, что ого-го, просто вы еще значит не пробовали или пробовали что-то не то=)
В этой небольшой книжечке итальянский философ пишет про восприятие искусства, и для себя я нашла там много важного и до сих пор невысказанного (ну знаете, когда читаешь и думаешь – блин, вот да, я всегда это знала!), в первую очередь про то, что стремясь адекватно (в соответствие с неким каноном хорошего вкуса) оценить произведение, мы в процессе теряем сам опыт созерцания, пребывания в моменте постижения произведения искусства, который, как по мне, только и имеет ценность. Но сегодня я не об этом.
Агамбен еще говорит о пространстве искусства и напоминает нам о том, что «коллекции искусства не всегда имели привычный для нас вид», вспоминая средневековые Wunderkammern, кабинеты редкостей. Я такую «вживую» видела только в музее Рембранта в Амстердаме, но вы наверняка вспомните множество картин с этим сюжетом, или, например, бывали в петербургской кунсткамере. Агамбен поясняет, что:
«Для ментальности средневекового мудреца, кунсткамера представляет собой что-то вроде микрокосма, в своей беспорядочной гармонии воспроизводящего макрокосм животных, растений и минералов. Поэтому отдельные предметы обретают смысл только в комбинации с другими…»
То есть наличие в одной комнате картин голландских живописцев, античных скульптур, а также рога единорога и заспиртованных гидр и василисков для такого пространства вполне закономерно.
И вот что я хочу сказать по этому поводу. С одной стороны, я не перестану вслед за Флоренским считать, что, например:
«Для античной скульптуры музей более гибелен, чем картинная галерея для живописи Возрождения... Скульптура нуждается в свете и тени, в пространстве неба и тональном контрасте зелени, может быть, даже в пятнах дождя и в движении протекающей около жизни. Для этого искусства музей всегда будет тюрьмой или кладбищем».
Я уверенна, что современные музейные пространства должны быть организованны как-то по-другому: очки дополненной реальности, копии спрятанных в запасники объектов, что угодно, чтобы хоть немного оживить и визуализировать утраченное. С другой, сам музей как собрание и пространство, простите за вульгарность, хранения имеет право на все то, что подчас ужасно бесит и раздражает — расстановка по хронологии, застекленные витрины и вот это всё.
Просто кому то удается уловить макрокомс в микрокосме, а кому-то нет. У меня последний такой пугающий приход случился в Берлинском музее, где в цокольном этаже в одном из залов египетской коллекции по периметру всей стены был развернут папирус с «Книгой мертвых» и стояли саркофаги. Не знаю, что сыграло роль — освещение, подземное расположение, но они там явно что-то такое уловили, потому что мне пришлось срочно эвакуироваться оттуда в предобморочном состоянии — видно, сработал какой-то тумблер от слишком осязаемой близости иномирья.
Из более радостного — музей корабля Васа в Стокгольме. С детьми это вообще обязательно к посещению, но и мы с мужем, два более-менее взрослых на тот момент почти тридцатилетних человека только что не визжали от восторга, ощупывая гипсовые копии ядер, слушая звуки плывущего корабля в специальной темной комнатке и примеряя на себя интерьер восстановленной каюты, реконструированной целиком. Это одна десятая всех великолепных задумок шведских музейщиков, сумевших из одного затонувшего корабля создать целую живую историю.
В общем, надеюсь, ваши праздники прошли и еще проходят интересно, насыщенно и радостно. Большой и немного философский вам привет из моей минойской Wunderkammer!
P.S. А еще кажется, у меня в голове примерно такая же как в Wunderkammer система хранения, так что не удивляйтесь несколько далеким от темы канала рассуждениям=)