Найти тему
galgut_and_books

Балансируем на шаткой конструкции и ведём игру на четыре фронта

Оглавление

Молодое дарование

В современную литературу приходит все больше молодых и амбициозных писателей. Среди них сверкает яркая звездочка Мариши Пессл. Выпускница колледжа по специальности «английская литература», она в 28 лет прославилась благодаря своему дебютному роману «Некоторые вопросы теории катастроф».

Произведение стало третьей попыткой Мариши взойти на писательский Олимп. На тот момент еще совсем молодая девушка Пессл отослала первые главы книги нескольким литературным агентам. Письма снабдила нескромным замечанием: "Эта книга не будет похожа ни на что, что вы читали в этом году: забавная, энциклопедическая и безумно амбициозная история о любви и потере, молодости и старении, ужасе и предательстве". Талант ли, напор или банальная удача, но Пессл заинтересовался агент самого Джонатана Франзена. И как конечный результат: история была продана в издательство и снискала практически всемирную славу.

-2

Так ли хороша юная (на момент публикации книги в Америке) писательница? Быть может, книга всего лишь попала в струю или была грамотно преподнесена публике и прекрасно разрекламирована? Попробуем разобраться.

В погоне за счастьем

Её зовут Синь. Всю свою жизнь она вместе с отцом переезжает из города в город, из одного дома в другой. Да что уж там, никакого дома у нее не было с тех пор, как умерла мать. Банальная автокатастрофа, коих тысячи в год происходит. Синь привыкла к своей жизни, где нет друзей, зато всегда рядом отец, а под рукой сотни книг. Так и выросла девочка-одиночка, вся в своей научности и мыслях-придумках.

Обычный уклад меняется, когда наступает время для выбора колледжа. Последний год в школе самый сложный, нервный, суматошный, а посему тут уже не до перезедов и запаковываний-распаковыаний домашней утвари. Так Синь с отцом на целый (страшно подумать!) год оседают на одном месте. А там уж и новая школа, друзья и первые любовные переживания.

Про рояли и кусты

Типичная история взросления? Роман о девочке-подростке в чуждой для нее среде обитания? Мелодрамка для тех кому до 16-ти? Пожалуй, за одним но: умирает Ханна Шнайдер.

Какая Ханна, спросите вы? Терпите, смерть свалится на вас на первых же страницах, а вот личность покойной не раскроется аж до сотой, так точно. Стандартный прием для удержания внимания. Труп есть - будет расследование, а вы, презренные, сидите и ждите.

«Некоторые вопросы теории катастроф» решительно хочется бросить после первой же главы. Муторный, ни к чему не ведущий рассказ о скитаниях по Америке. Приехали, вещи расставили, с кем-то познакомились, вещи собрали, уехали. Нечто от роуд-муви? Увольте, банальная скука!

Но стоит перетерпеть, и сюжет заиграет яркими красками. Колоритные персонажи, эксцентрики, загадочные личности с туманным прошлым, плюс - нагнетание обстановки. Ровно в тот момент, когда повествование вновь начнет утомлять, Пессл выставит из кустов рояль. И вроде бы рояль нам анонсировали в самом начале книги, но всё равно как обухом по голове. Ведь уже и не ждали, забыли, растворились в истории. Мариша мастерски усыпила нашу бдительность, заставила следить за второстепенными персонажами и подмечать несущественные мелочи.

А куда же на самом деле надо было смотреть? Об этом дальше, после рояля. Следите внимательно, вам один за другим будут выдавать ключики, которыми потом вы откроете ящичек с секретами, а именно - решите небольшой тест от Мариши Пессл, ждущий вас тотчас после заключительной главы.

-3

Итоговый экзамен

Помните в школьные годы нам подкидывали задачки «что хотел сказать автор?» и «правильно ли вы поняли произведение?». Пессл проделает с вами тоже самое, так что ностальгия прочувствуется отменно.

Основная задумка « Некоторых вопросов» в том, чтобы расшевелить читателя, сделать его соучастником событий и самопровозглашенным шерлок-холмсом.

Мариша ведет игру сразу на четырех уровнях:

- Сноски в тексте на самые разные художественные и нон-фикшн произведения, часть из которых реально существует, а часть выдумана автором. Задача читателя - разгадать, какие книги являются плодом фантазии Мариши;

- Название каждой главы романа соответствует названию известного литературного произведения, а текст главы содержит аллюзии на указанные работы. Задача - найти отсылки и порадоваться тому, насколько начитан автор «Некоторых вопросов»;

- Сюжет романа - реверанс в сторону Донны Тартт и ее «Тайной истории». Задача - обнаружить «десять» отличий.

- Итоговый экзамен в форме теста с разными вариантами ответов. Задача - ответить на все вопросы и тем самым «написать» свой собственный финал «Некоторых вопросов».

-4

На чистоту

«Некоторые вопросы теории катастроф» похожи на отчет об обучении Мариши Пессл. Дескать, «Улисса» читала, литературными приемами овладела, постмодернисткими изысканиями вдохновилась. По итогу - роман вышел перегруженным. Одновременно следить за сюжетом, разбираться с многочисленными сносками (которые для пущей зрелищности в огромном количестве вторгаются прямо внутрь текста, а не находятся под ним), и искать разбросанные по всему произведению ключики, невозможно. Вы делаете либо первое, либо второе, либо третье. В лучшем случае сочетаете погружение в сюжет с поиском маячков-разгадок. В последнем случае сноски будут раздражать. Конечно, остается еще один вариант: прочесть книгу два-три раза. Сначала наслаждаясь самой историей (а она действительно прекрасна), потом рыща в поисках несуществующих произведений, и в конце отшлифовывая процесс, сравнивая содержания глав с классическими произведениями, чьими именами эти самые главы названы.

Но при такой системе чтения вас может постигнуть разочарование. Вникая в каждую мелочь, начинаешь замечать, насколько несовершенны приемы Пессл. Особенно это касается игры с названиями глав. Порой отсылки очень хороши, но чаще - притянуты за уши.

Сдаем тест

Вот мы и подошли к завершающей фазе. Пробуждается чувство собственной значимости, ведь мы творцы! Когда еще писатель позволит нам придумать собственный вариант финала?

Воодушевившись, берем карандаш, и отмечаем в тесте правильные на наш взгляд ответы.

Теперь история окончена. Но еще не все встало на свои места. Нам необходимо доказать, что решение правильное. Отправляемся в глубины памяти, где находим ключики, попадавшиеся нам в тексте. Собрали все? Теперь уверены в решении?

Увы, только при одном варианте финала картина складывается полностью и не имеет белых пятен. Этот же вариант предложила сама Пессл, и он же самый неправдоподобный.

Остальные финалы - шаткие конструкции, которым не хватает винтиков. Остается только надеяться на собственное воображение, которое дорисует всё то, о чем забыл написать автор...

-5
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал galgut_and_books, так вы не пропустите обновления!