Современная участь самых дорогих автомобилей — выезжать несколько раз в год на классические ралли или просто на недлительные поездки с отполированным до блеска кузовом и дисками — а до этого находиться в просторных гаражах и испытывать на себе восхищенные взгляды владельцев или терпеть заботливые руки механиков.
А ведь когда-то это были или дорожные, или гоночные машины, задача которых — доставить водителей из пункта "А" в пункт "Б" или на финиш и стоимость их не всегда превышала цену автомобиля бизнес-класса.
1. Ferrari 250 GTO
© AFP/ ADRIAN DENNIS
Ferrari 250 GTO
Этот спорткар продали в прошлом году за 38,115 миллиона долларов, хотя стоимость его в далеком 1962 году, когда он был выпущен, составляла 18 тысяч, то есть за более чем 50 лет он подорожал больше чем в 2100 раз. Здесь сказывается не только возраст, но и богатая гоночная биография — автомобиль был активным участников главных автоспортивных событий как в Европе, так и за океаном.
Всего с 1962 по 1964 годы было выпущено 39 экземпляров Ferrari 250 GTO, а покупателей выбирал лично "Коммендаторе" — Энцо Феррари. До наших дней "доехали" не все экземпляры, некоторые пережили свою собственную кражу, а из-за одного из них один богатый американец собирался судиться с председателем совета директоров известной южнокорейской компании.
Спорткар уже в 2000-х не раз входил в топы престижных международных автоизданий как один из самых красивых в мире.
2. Bugatti 57SC Atlantic
© AFP/ VANINA LUCCHESI
Bugatti 57SC Atlantic
Этот автомобиль некоторые называют первым суперкаром в мире, а всего их было построено три экземпляра, причем у каждого есть своя долгая история. Сегодня он также входит в списки самых дорогих автомобилей в мире.
Модификация Atlantic построена на базе концепта Aerolithe, а ее разработкой занимался лично сын основателя Bugatti, Жан Бугатти. Кузов — из сплава магния и алюминия (в 1935 году), 210-сильный двигатель с рабочим объемом 3257 кубических сантиметров разгонял машину до 200 километров в час.
Один из автомобилей был куплен представителем династии Ротшильдов, Виктором, затем спорткар переходил из рук в руки, неоднократно перекрашивался, а в 2010-м был продан автомобильному музею в Калифорнии за сумму примерно в 30 миллионов долларов. Еще один Atlantic стоит в гараже у американского модельера Ральфа Лорена.
3. Mercedes-Benz W196
© AP PHOTO. ROBERTO PFEIL
Mercedes-Benz W196
Легендарная "серебряная стрела" — этот болид доминировал на "формульных" трассах 1954-1955 годов и принес два чемпионских титула легендарному аргентинцу Хуану-Мануэлю Фанхио и несколько побед британцу Стирлингу Моссу. В машине был применен ряд новинок, в частности механическая система прямого впрыска, а приводился болид в движение двигателем, построенном на основе мотора военного истребителя Messerscmitt-109.
К сожалению, спортивная карьера этой машины закончилась в 1955 году, когда после тяжелой аварии в Ле-Мане, где погибли 83 человека, Mercedes Benz официально покинул автоспорт на долгие годы, вернувшись в "Формулу-1" в качестве команды спустя более чем полвека.
Стоимость этого болида, сохранившегося в единственном экземпляре, на аукционе составила почти 30 миллионов долларов.
4. Ferrari 290 MM
© AFP/ DON EMMERT
Ferrari 290 MM в музее
Две литеры "М" в названии этого гоночного автомобиля означают, что он создавался специально для гонки Milli Miglia (1000 миль — Sputnik). Машина построена в 1956 году, ее 4,5-литровый двигатель был способен развить скорость до 280 километров в час. На 290 MM историческую гонку в том же году выиграл Эухенио Кастелотти, ее также пилотировали Фил Хилл и Морис Тринтиньян, а также Хуан-Мануэль Фанхио, в той гонке финишировавший четвертым.
Машина, на которой выступал Фанхио, дожила до наших дней в частной коллекции и два года назад была продана с аукциона за 25 миллионов долларов, что стало самой высокой ценой за автомобиль в 2015 году.
5. Ferrari 275 GTB/C Speciale (1965 год)
© AP PHOTO. MARTIN MEISSNER
Ferrari 275 GTB на мотор-шоу в Эссене
Этот автомобиль стал первым в истории итальянского концерна, в котором гоночные технологии были применены на дорожной машине, в частности на 275-й была разнесена трансмиссия и установлена задняя независимая подвеска на двух поперечных рычагах.
Буква C в названии этой машины означает Competizione — автомобиль строился для участия в соревнованиях и имеет по-иному настроенный двигатель, увеличенные топливные баки и подвеску из облегченных сплавов.
Всего с 1964 по 1968 годы было построено 454 автомобиля 275-й серии, включая гоночные, а 275 GTB — всего 10, чем и обусловлена высокая цена — 27,5 миллиона долларов.
Легенды мирового автомобилестроения еще долго будут переходить из одной частной коллекции в другую, и стоимость их с годами будет только увеличиваться, а некоторые из них по скорости могут и сейчас "заткнуть за пояс" многие современные автомобили.