Решение РКН оштрафовать редакцию крупного сетевого СМИ за употребление в статье "...вульгарного обозначения женского полового органа, начинающегося на букву "м" оказалось для многих неожиданным.
Первичный список запрещенных слов включал в себя всего четыре подобных слова и их производные. Если перечислять не языком официального документа - то слова на буквы "х", "п", "б" и "е".
При том, что одно слово на букву "м" РКН уже признал "соответствующим существующей реальности", и потому допустимым для использования в публичных текстах (для изданий 16+).
В общем, как-то все уже расслабились, правила понятны. Эти четыре слова не пишем - и все нормально. А тут - оп-паньки. Де-факто, запретных слов уже не четыре, а пять.
Такая инициативность пять лет спустя выглядит странно.
Немедленно появились конспирологические версии, увязывающие происходящее с наступлением государства на свободу слова и Интернет. Мы сразу в них не поверили. В конце концов, из всех слов на букву "м" запретили не "Матвиенко" (хотя выбранное и использовалось регулярно для обозначения Валентины Ивановны, но все-таки, не так часто, чтобы охранять её репутацию законом).
Но и во внезапно проснувшуеся стремление бороться за нравственность шире и больше нам тоже не поверилось. Пришлось разбираться. И вот, что выяснилось.
(спойлер: без политика на букву "м" все-таки не обошлось)
Еще во времена зиц-президентства Дмитрия свет Анатольевича среди относительно не старых политиков стали модны новые, непривычные увлечения. В том числе - и музыкой. Увлечению подделась многие. Большое влияние оказал и пример западных коллег. Даже один из бывших президентов США (да, как ни странно, в некоторых странах президентов переизбирают) Билл Клинтон любил полабать на саксофоне. Сам ДАМ, как известно, любит старый западный рок - большая часть его коллег, правда, предпочитала Муслима Магомаева, но не все.
Среди "не всех" оказался тогда малоизвестный (но уже активно создающий свой имидж) депутат Питерского ЗАКСа Виталий Милонов. В нем схлестнулись две непреодолимые силы. С одной стороны (так сложилось) он был искренним фанатом музыки кантри. С другой - имидж убежденного антиамериканиста и ревнителя скреп он себе уже начал выстраивать. Поэтому приобрести для своего нового увлечения банджо (а хотелось именно этого) - было немыслимо.
Пораскинув мозговым ганглием, депутат Милонов решил приобрести более патриотически выглядящий инструмент. Но похожий на банджо. Выбор пал на мандолину. Название показалось тоже прикольным. Никогда мы уже не узнаем, с чего г-ну Милонову подумалось, что это слово пишется через "а"... но иначе он его не произносил и не писал.
Десять лет! Десять долгих лет Виталий Валентинович пытался научиться играть. Хоть что-нибудь. Но увы! Даже "светит месяц" с трудом поддавался заскорузлым пальцам борца за скрепность и нравственность. Лишь соболезнования мы можем выразить соседям и коллегам депутата сначала по ЗАКСу, а последние полтора года и по ГосДуме. Но все эти десять лет он специально просил РКН никогда не запрещать к публичному употреблению слово на букву "м" - ведь случись чудо, и начни он концертную карьеру, как бы можно было отпечатать афиши?
Но всему приходит конец. В том числе - и надеждам. В итоге, г-н Милонов, в очередной раз запутавшись в аппликатурах, разбил инструмент об стену (но не ту, на которой висел Портрет Сами Знаете Кого). Объявил, что "мол, он должен был сразу догадаться, что то, что так называется - нормально играть не будет". И позвонил г-ну Жарову: хватит это терпеть! Запрещайте!
Ну, а тот - и рад стараться. Запрещать - это ему по душе.
Мы, кстати, считаем эту меру вполне себе логичной и последовательной. Наши СМИ - действительно, не место для употребления всяких слов на букву "м". Тем более, что реально важные вещи, вроде музыкальных афиш не пострадают. Все-таки мандОлина пишется через "о"...
Единственное - через 8 месяцев, все-таки Новый Год. И как именно будут выстраиваться рекламные кампании по продвижению... эээ... некоторых фруктов, не очень понятно. Но согласитесь, положить под ёлочку Фрукт, Который Нельзя Называть - прикольно.