В своей новой статье Светлана Иванаускайте рассказывает о целевом предназначении диалогов, иллюстрируя их рядом примеров из классической, хорошо нам всем знакомой литературы.
Зачем нужен диалог? Странный вопрос, не правда ли? Однако порой поражаюсь количеству непонятно зачем написанной болтовни. Именно этот грустный факт подтолкнул меня на мысль написать эту статью.
Сейчас я вам расскажу для каких целей используется диалог в литературном произведении или сценарии. Естественно желательно совмещать несколько целей, но это уже зависит от мастерства автора. Главное, чтобы диалог выполнял хоть одну описанную функцию.
1-я цель
Познакомить читателя с персонажами – это их прошлое и настоящее, характеры, статусы, задачи в истории.
Портрет героя – это не только описание внешности и предыстории. Также очень хорошо, если автор показывает персонаж через диалог. Добиться этого можно при помощи диалога с другим персонажем, который отличается по поведению и мировоззрению. Таким образом, в репликах можно ярко представить обоих.
Примечание.
Конечно существует множество способов показать героя через диалог, возможно когда-нибудь разберем это в отдельной статье.
Пример.
− Разрешите мне присесть? − вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.
− Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? − спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз.
− Нет, вы не ослышались, − учтиво ответил Берлиоз, − именно это я и говорил.
− Ах, как интересно! − воскликнул иностранец.
"А какого черта ему надо?" − подумал Бездомный и нахмурился.
− А вы соглашались с вашим собеседником? − осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному.
− На все сто! − подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально.
− Изумительно! − воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: − Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? − он сделал испуганные глаза и прибавил: − Клянусь, я никому не скажу.
(М. Булгаков “Мастер и Маргарита”)
2-я цель
Рассказать об обстановке, ситуации, явлении.
Допустим у вас постапокалипсис. Вам не хочется в лоб рассказывать: “В 3478г началась война и все погибли”. Вы хотите показать все это через диалог. Это возможно и даже было бы очень круто.
Пример.
Они прошли еще немного. Вдруг девушка спросила:
– Правда ли, что когда-то давно пожарники тушили пожары, а не разжигали их?
– Нет. Дома всегда были несгораемыми. Поверьте моему слову.
– Странно. Я слыхала, что было время, когда дома загорались сами собой, от какой-нибудь неосторожности. И тогда пожарные были нужны, чтобы тушить огонь.
Он рассмеялся. Девушка быстро вскинула на него глаза.
– Почему вы смеетесь?
– Не знаю. – Он снова засмеялся, но вдруг умолк. – А что?
– Вы смеетесь, хотя я не сказала ничего смешного. И вы на все отвечаете сразу. Вы совсем не задумываетесь над тем, что я спросила.
(Рэй Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”)
3-я цель
Задать тон истории (юмористической она будет, ироничной, серьезной или страшной).
Об этом стоит помнить, если вы пишите историю в каком-нибудь заданном настроении или жанре. Чтобы не смущать читателя серьезными размышлениями в комедии или жаргонными словами в пафосном фэнтези про Средневековье.
Пример.
- Хорошее лето стоит, - завязывал Бретшнейдер серьезный разговор.
- А всему этому цена - дерьмо! - ответил Паливец, убирая посуду в шкаф.
- Ну и наделали нам в Сараеве делов! - со слабой надеждой промолвил Бретшнейдер.
- В каком "Сараеве"? - спросил Паливец.- В нусельском трактире, что ли? Там драки каждый день. Известное дело - Нусле!
- В боснийском Сараеве, уважаемый пан трактирщик. Там застрелили эрцгерцога Фердинанда. Что вы на это скажете?
- Я в такие дела не лезу. Ну их всех в задницу с такими делами! - вежливо ответил пан Паливец, закуривая трубку. - Нынче вмешиваться в такие дела - того и гляди сломаешь себе шею. Я трактирщик. Ко мне приходят, требуют пива, я наливаю. А какое-то Сараево, политика или там покойный эрцгерцог - нас это не касается. Не про нас это писано. Это Панкрацем пахнет.
(Гашек Я. “Похождения бравого солдата Швейка во время Мировой войны”)
4-я цель
Заинтриговать, развить конфликт, напустить туману и внести элемент тайны.
С этим лучше не увлекаться, так как можете скатиться в разговоры ни о чем. Но в умелых руках, опять же может получиться увлекательный разговор.
Примечание.
В пример привожу отрывок из готического романа. Такие реплики могут показаться современному читателю слишком долгими, нудными и прочее. Но ознакомиться, мне кажется, и с таким видом литературы стоит. Хотя бы из-за специфической вязкой атмосферы.
Пример.
Сэр Филип погрузился в раздумья, из которых его через несколько минут вывел барон, осведомившись, не желает ли он поделиться плодами своих размышлений.
— Всенепременно, — был ответ, — ибо вы вправе узнать их. И вот о чем я думал: чем больше наши потери, тем больше мы должны лелеять то, что удалось сохранить, и стараться возместить утраченное. Милорд, мне весьма понравился юноша, которого вы зовете Эдмундом Туайфордом. У меня нет ни детей, ни иных наследников, мне не на кого излить мою любовь. Многие желали бы снискать вашу милость, я же смогу позаботиться об этом многообещающем юноше не в ущерб другим. Отдайте его мне!
— Быстро же ему удалось завоевать вашу благосклонность, — заметил барон.
— Признаюсь вам, — сказал рыцарь, — первое, что в нем тронуло мое сердце, барон, это сильное сходство с человеком, который был моим дорогим другом, — сходство и в облике, и в манерах. Своими достоинствами он заслужил более высокое положение, если вы уступите его мне, я усыновлю его и введу в свет как своего родственника. Что вы скажете на это?
— Сэр, — ответил барон, — ваше желание благородно, а я слишком привязан к молодому человеку, чтобы стать помехою его благополучию. Правда, я намеревался сам обеспечить его будущность, но, вверив его вам, я сделаю для него больше, ибо ваши великодушие и расположение, не ограниченные другими обязательствами, со временем, возможно, позволят Эдмунду достичь наивысшего положения, какого он только заслуживает. У меня лишь одно условие: он должен сам сделать выбор, ибо, если он не захочет оставить мой дом, я не стану принуждать его.
— Вы рассудили верно, — согласился сэр Филип. — Я и сам не взял бы его на других условиях.
(Клара Рив “Старый английский барон”)
5-я цель
Продвинуть сюжет вперед и рассказать о том, что будет дальше.
Это, пожалуй, самая простая и очевидная цель.
Пример.
— Эх, бедняга! — посочувствовал он, узнав о моих бедах. — Ну, и что же вы поделываете теперь?
— Ищу квартиру, — ответил я. — Стараюсь решить вопрос, бывают ли на свете удобные комнаты за умеренную цену.
— Вот странно, — заметил мой спутник, — вы второй человек, от которого я сегодня слышу эту фразу.
— А кто же первый? — спросил я.
— Один малый, который работает в химической лаборатории при нашей больнице. Нынче утром он сетовал: он отыскал очень милую квартирку и никак не найдет себе компаньона, а платить за нее целиком ему не по карману.
— Черт возьми! — воскликнул я. — Если он действительно хочет разделить квартиру и расходы, то я к его услугам! Мне тоже куда приятнее поселиться вдвоем, чем жить в одиночестве!
Молодой Стэмфорд как-то неопределенно посмотрел на меня поверх стакана с вином.
— Вы ведь еще не знаете, что такое этот Шерлок Холмс, — сказал он. — Быть может, вам и не захочется жить с ним в постоянном соседстве.
— Почему? Чем же он плох?
— Я не говорю, что он плох. Просто немножко чудаковат — энтузиаст некоторых областей науки. Но вообще-то, насколько я знаю, он человек порядочный.
— Должно быть, хочет стать медиком? — спросил я.
— Да нет, я даже не пойму, чего он хочет. По-моему, он отлично знает анатомию, и химик он первоклассный, но, кажется, медицину никогда не изучал систематически. Он занимается наукой совершенно бессистемно и как-то странно, но накопил массу, казалось бы, ненужных для дела знаний, которые немало удивили бы профессоров.
— А вы никогда не спрашивали, что у него за цель? — поинтересовался я.
— Нет, из него не так-то легко что-нибудь вытянуть, хотя, если он чем-то увлечен, бывает, что его и не остановишь.
(Дойл Артур Конан "Шерлок Холмс")
6-я цель
Напомнить читателям о важных деталях из того, что уже случилось.
Иногда читателю стоит напоминать про «чеховские ружья» аккуратно развешанные по всему полотну текста. Иногда необходимо заострить внимание на какой-то детали. В паре реплик это сделать проще, чем сказать прямым текстом.
Пример.
— Всё так, — заговорил опять Гагин, — но с нею мне беда. Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! Я иногда не знаю, как с ней быть. На днях она что вздумала: начала вдруг уверять меня, что я к ней стал холоднее прежнего и что она одного меня любит и век будет меня одного любить... И при этом так расплакалась...
— Так вот что... — промолвил было я и прикусил язык.
— А скажите-ка мне, — спросил я Гагина: дело между нами пошло на откровенность, — неужели в самом деле ей до сих пор никто не нравился? В Петербурге видала же она молодых людей?
— Они-то ей и не нравились вовсе. Нет, Асе нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье. А впрочем, я заболтался с вами, задержал вас, — прибавил он, вставая.
— Послушайте, — начал я, — пойдемте к вам, мне домой не хочется.
(И. С. Тургенев "Ася")
Автор статьи: Светлана Иванаускайте
Также подписывайтесь на наш телеграм-канал и добавляйтесь в VK-сообщество "Нетленка", там будет больше интересных материалов обо всём понемногу.